МААМ-картинки

Образовательная среда. Сенсорный стол «Познавайка» (13 фото)

Кристина Гаврилова
Образовательная среда. Сенсорный стол «Познавайка»
▼ Скачать + Заказать документы

Данный материал представлен с комплексами упражнений для занятий с детьми, содержатся практические рекомендации по использованию сенсорного оборудования.

Так же дано подробное описание упражнений и игр направленных на: стимулирование сенсорного развития и восприятия детей; компенсацию сенсорных впечатлений; сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка путём гармонизации его внутреннего мира; развитие зрительных ориентаций, слуховой памяти, внимания, формированию правильного речевого дыхания и др. Материал адресован психологам, дефектологам, воспитателям и педагогам дошкольных учреждений, в т. ч. компенсирующего вида.

Публикация «Образовательная среда, Сенсорный стол „Познавайка“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития. Существует множество различных развивающих игр для дошкольников, но наибольшую заинтересованность у детей вызывают игры с природным и бросовым материалами. Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Природные факторы близки и интересны детям. Игры с природным материалом имеют влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам.

Игры с природным материалом развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику и др. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности. Благодаря природным факторам, значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.

Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

Цель:

Развитие познавательных процессов у детей, через использование сенсорного материала и оборудования в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-Закреплять и расширять знания и умения.

- Расширить кругозор, речь детей.

-Развивать образное мышления и воображения.

-Заложить основы экологического воспитание.

-Формировать у детей представления о свойствах природного материала.

-Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

- Развивать органы зрения и осязания.

-Способствовать закреплению умению планировать свою работу.

-Развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал.

-Способствовать развитию речевого и выработке дифференцированного дыхания.

-Формировать коммуникативные способности, самооценку, самоконтроль, терпение.

-Формировать в процессе игры доброжелательные взаимоотношения, умение сотрудничать.

Дидактическое пособие оснащено дополнительными сменными материалами.

ЗИМА

Образовательная среда. Сенсорный стол «Познавайка»

ВЕСНА

Фото «Познавайка»

ЛЕТО

Образовательная среда. Сенсорный стол - фото

ОСЕНЬ

Фото №1 Данный материал представлен с комплексами упражнений для занятий с детьми содержатся практические рекомендации по использованию

В наше время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Игры с природным материалам помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.

В игре с природным материалом ребенок познает окружающий мир, овладевает нормами поведения, учится действовать предметами. Дети очень любят играть с подручным материалом. Природные факторы близки и интересны детям. Занимаясь игрой с природным материалом, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Игры с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Природа - замечательная мастерская. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой, подбирает шишки, палочки, листья.

К. Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Специалисты полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Во время проведения игр с природным и бросовым материалами, применяется спектр целевых ориентиров:

дидактические:

- расширение кругозора,

- развитие познавательной деятельности,

- применение знаний, умений и навыков в игровой деятельности,

- формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

воспитывающие:

- воспитание экологической культуры,

- воспитание ответственного отношения к природе, к природным ресурсам.

Развивающие:

- развитие внешних органов чувств,

- развитие умений сравнивать, сопоставлять, находит аналогии,

- развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

социализирующие:

- приобщение к нормам и ценностям общества,

- адаптация к условиям среды,

- психотерапия.

Дидактические сенсорные игры и упражнения

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

1. «А ну-ка угадай» Возраст 3-6 лет

Цель: развитие тактильного восприятия, внимания; мелкой моторики, обогащение словаря новыми понятиями; расширение знаний о качествах предметов.

Описание:Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 1 - 2 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы

2. «Художники» Возраст 3-5 лет

Цель : обучение детей приёмам рисования на песке, расширить представление детей о природном материале (песок, его свойствах и пользе для людей; способствовать развитию познавательных процессов (устной речи, воображения, наглядно-образного мышления, мелкой моторики, координации движений; способствовать формированию интереса к рисованию песком, воспитанию бережного отношения к природе.

Описание : Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу песок. Проведите пальчиком ребенка по песку. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

3. «Фантазеры» Возраст 4-6 лет

Цель: учить детей называть геометрическую форму и цвет, учить выкладывать изображение по образцу из нескольких геометрических фигур и крышек. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимание и речь. Воспитывать желание творить.

Описание: Подберите камушки разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из камушек можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Занимательная экспериментально-опытническая

познавательная деятельность.

1.«Здравствуй, водичка!» Возраст: 3-6 лет.

Цель игры: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о том, что вода жидкая и может просачиваться; формировать эмоционально-положительное отношение к воде.

Материал: емкость с водой.

Описание игры: взрослый предлагает поздороваться с водой. Для этого ребенок дотрагивается до поверхности воды одной рукой (ладошкой и тыльной стороной, потом другой, затем двумя руками. Педагог отмечает, что если делать все движения медленно аккуратно, то вода будет нежной, ласковой и не будет разбрызгиваться. Предлагает вспомнить, как дети здоровались с песочком, сжимая его в кулачке. Дети пытаются таким же образом поздороваться и с водой. Затем взрослый складывает ладони лодочкой, зачерпывает воду и приговаривает: Всем нужна водичка -И рыбке, и птичке, И деревьям в лесу, И цветочкам на лугу. И котятам, и тигрятам, Даже маленьким ребятам. Везде и всегда Помогает нам вода. Зачерпнув воду двумя ладонями, ребенок наблюдает, как медленно, капля за каплей просачивается опять в емкость с водой. Детям постарше можно предложить описать и сравнить своиощущения: приятно - неприятно, тепло - холодно, мокро и т. п.

2.«Аквариум». Возраст – 3-5 лет.

Цель игры: продолжать формировать умение считать, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счету?", знакомить с декоративными рыбками (с золотыми рыбками).

Материал:: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики, поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).

Описание игры: Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно, не помогая другой рукой

3. «Тонет — не тонет». Возраст: 3-6 лет.

Цель игры: формировать представления о том, что легкие предметы вода выталкивает, а тяжелые в ней тонут.

Материал: миска с водой, разнообразные мелкие предметы.

Описание игры: предлагаем поиграть в игру-загадку. Показываем предмет, а дети угадывают: тонет ли этот предмет в воде или нет. После высказанного предположения предмет кладут в воду и проверяют. Желательно подобрать предметы различной величины и из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, керамические, стеклянные, резиновые, бумажные и комбинированные). Затем ребенок достает предмет из воды и в одну коробочку кладет плавающие предметы, а в другую - тонущие. Так продолжается пока все предметы не будут испробованы и размещены по отдельным коробочкам.

Дыхательные упражнения

Выработка дифференцированного дыхания

1. Упражнение «Ныряльщики»

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду», делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

2. Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Краткое описание

Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Дыхательные упражнения

Формирование длительного и плавного речевого выдоха

1. “Зоопарк”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Педагог совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

2. “Ворона”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития физиологического дыхания

3. «Цветочная поляна»

Цель: развитие физиологического дыхания

(Мы на цветочной поляне. Воздух наполнен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

4. «Соревнование лыжников»

Цель: развитие физиологического дыхания

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития речевого дыхания

1. «Вьюга»

Цель: развитее речевого дыхания

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

2. «На берегу моря»

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Описание оборудования для сенсорного стола.

Сенсорное развитие и воспитание Сенсорика сенсорного оборудования Так же дано подробное описание упражнений и игр направленных на стимулирование сенсорного Развивающая предметно пространственная среда

«Модули и материалы»

- подушечки (шарики,наполненные различными гранулами (крупами, материалом);

- различные текстурные материалы, способствующие обогащению тактильных впечатлений.

-наборы геометрических фигур (деревянные, пластиковые) различной формы и величины; формируют представления о цвете, форме и величине предметов, обогащают сенсорный опыт детей, активизируют зрительное восприятие.

-предметы природного и бросового материала (крышки, декоративные камушки, ракушки, фломастеры)

-наборы игрушек для игр с песком (мельницы, лопатки, паски, лейки, сито и др).

-наборы игрушек (животные, растения, игрушки –киндеры и др).

«Тактильные, визуальные и аудиальные ёмкости»

-предметы разной формы, цвета, величины, способствующих развитию зрительного анализатора, закреплению и развитию понятий «цвет», «форма», «величина».

-наборы предметов, издающих различные звуки, способствующие развитию слухового восприятия.

- наполнители (для тазов : манка, каштаны, шишки, горох, гречка и др.)

Материал адресован психологам дефектологам воспитателям и педагогам дошкольных учреждений в т компенсирующего вида Публикация Образовательная среда Сенсорный стол Познавайка размещена в разделах Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда РППС Сенсорное развитие и воспитание Сенсорика Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая образовательная среда январь В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наша образовательная средаНаша образовательная среда Всем здравствуйте! хочу предоставить Вашему вниманию оформление развивающей среды в средней группе. Так как это одно из самых важных условий.

Образовательная среда «Речевой уголок»Образовательная среда «Речевой уголок» Предметно - развивающая среда несет в себе огромные возможности воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его. Развивающая предметно.

Образовательная среда в детском садуОбразовательная среда в детском саду В моем детском саду очень богатая и разнообразная образовательная среда, не во всех садах такой инвентарь есть, у нас.

Лучшая образовательная среда в группеЛучшая образовательная среда в группе Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной.

Образовательная среда группыОбразовательная среда группы Группа "Радуга". Наш девиз: "Мы как радуги цвета неразлучны никогда!" Радуга, скажи,какая сила Все твои цвета объединила? Дружба!.

Образовательная среда группыОбразовательная среда группы Составители: Романина В. Д., Антропова В. П. Создавая предметно - пространственную среду необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

Образовательная средаОбразовательная среда Уголок ПДД Уголок природы Сюжетно ролевая игра " Семья" Сюжетно ролевая игра " Библиотека" Сюжетно ролевая игра " Больница" Уголок.

Образовательная среда в группе «Затейники»Образовательная среда в группе «Затейники» азвивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Образовательная среда в подготовительной группеОбразовательная среда в подготовительной группе Образовательная среда в подготовительной группе. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления.

Проект «Познавайка» по подготовке детей 6–7 лет к будущей учебной деятельности Пояснительная записка Проект «Познавайка» направлен на познавательное развитие дошкольников. Он позволяет не только обеспечить количество.

Автор публикации:
Образовательная среда. Сенсорный стол «Познавайка»
Опубликовано: 28 января 2018 в 10:53
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная среда. Сенсорный стол «Познавайка»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Гаврилова (УИ 1170102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД