Оксана Александровна Синдяева
Образовательное пространство группы для разностороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: по требованию ФОП ДО необходима предметно пространственная среда, которая воспитывает не только детей, но и взрослых. Работа посвящена организации группового пространства для совместной детско-родительской деятельности.
Ключевые слова: компоненты образовательного пространства, система детско-родительских тренингов, организация клубной работы со взрослыми, этапы тренингов, определение уровня эффективности образовательного пространства.
Публикация «Образовательное пространство группы для разностороннего развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2024
С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе - ФОП ДО.
Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.
Чтобы достигнуть этой цели, перед воспитателями и педагогами стоит много задач. Одной из основных задач является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, а также повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Главная задача детского сада – создать образовательное пространство, обеспечивающее единство развивающей предметно пространственной среды и содержательное общение взрослых и детей. При этом развивающая предметно пространственная среда должна соответствовать:
• ФОП ДО и ФГОС ДО;
• возрастным особенностям детей;
• санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
• законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.
Программа предлагает применение форм работы в зависимости от возраста детей. Предлагаемые формы деятельности в дошкольном возрасте предусматривают организацию игровой деятельности детей. Предполагается организация общения детей с взрослыми и сверстниками.
Образовательное пространство строится из нескольких компонентов. Основную роль играет деятельность, которая разворачивается между участниками образовательного процесса. Оптимальной формой образовательного процесса может быть совместная людская деятельность или система специальных тренингов.
В 2022-2023 учебном году нами был создан родительский клуб «Школа детства для взрослых». Целью работы клуба являлось повышение педагогической компетентности родителей. Анализируя работу клуба, мы отметили устойчивый интерес родителей к образовательной деятельности детей.
С учётом положительных отзывов и пожеланий родителей, нами на 2023-2024 учебный год был разработан план дальнейшей работы. Была организована система детско-родительских тренингов по формированию навыков изобретательского мышления. Целью тренингов являлось продолжение повышения педагогической компетентности родителей и формирование навыков изобретательского мышления детей и родителей посредствам организации совместной игровой деятельности.
Опираясь на полученные ранее знания родителей в клубе «Школа детства для взрослых», мы приступили к совместным практическим занятиям. Заранее установив место и время тренингов (каждый второй четверг месяца в 17ч, помещение группы детского сада, родители и дети по жеребьёвки делились на команды и получали различные задания из одного блока тренингов.
В структуру тренингов вошли 6 основных блоков. Этапы тренингов.
Блок 1: Системный оператор (октябрь)
Блок 2: Типовые Приёмы Фантазирования (ноябрь)
Блок 3: Матрицы (декабрь)
Блок 4: Причина-Следствие (январь)
Блок 5: Круги Луллия (февраль)
Блок 6: Решение проблемных ситуаций (март)
На апрель запланирована выставка-ярмарка семейных изобретений, как демонстрация освоенных моделей мышления в совместной игровой деятельности.
Одиним из примеров выполнения заданий из блока 4 причина-следствие, является игра «Вековое дерево». Цель игры: объединить знания о многообразии причин и следствий и «Эффекта домино» (когда каждая причина сама сразу становится следствием, а следствие становится причиной, и они образуют цепочки). Видеть единство явлений в мире, формировать единую картину мира, развивать воображение и умение прогнозировать. В данной игре в качестве материала использовалось поле, карточки с ответами (причины и следствия, на карточках изображены рисунки для детей и надписи для взрослых, маркер и кубик. На поле изображение дерева, где ствол это причина, от ствола идут три ветки с пустыми ячейками. Ветки это следствия. Игроки (дети и родители) подбирали к причине три следствия. От каждой из этих веточек тянутся ещё по две веточки (следствия) и т. д. Вниз от причины тянутся корни. От причины ведут три корня. Игроки подбирали три причины. От каждого из этих корней тянутся её по два корня и т. д.
В игре ведущий выставил на ствол причину «Хорошее настроение». Игроки по очереди бросали кубик, на котором буквы П (причина) и С (следствия). Если у игрока выпадала П, то он искал и выставлял причину (корни, если С – то следствие (крона дерева). Дети и взрослые придумывали свои причины и следствия и зарисовывали их в ячейках (схематично).
Определение уровня эффективности построенного образовательного пространства может быть не только диагностика детей на предмет усвоения моделей мышления, но и то, как изменяется мышление самих родителей. Примером может служить уровень восприятия родителей, степень включенности в образовательный процесс. Здесь мы можем уверенно сказать, что построение образовательного пространства эффективно.
Список литературы
1. Сидорчук Т. А. Воображаем, размышляем, творим… : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006
2. Сидорчук Т. А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Мастер студия», 2014.
3. ФОП дошкольного образования, Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. No 1028
4. ФГОС дошкольного образования, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155