Ирина Емельянова
Образовательный потенциал музейной микросреды как фактор развития творческих способностей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный потенциал музейной микросреды, как фактор развития творческих способностей в ДОУ.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем воспитания ребенка и направлена на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое и творческое воспитание личности в едином образовательном процессе.
Публикация «Образовательный потенциал музейной микросреды как фактор развития творческих способностей в ДОУ» размещена в разделах
Взаимодействие образовательного учреждения обычно ограничивается однократным посещением музея среди учебного года, поэтому стала популярна практика организовывать среду в самом дошкольном образовательном учреждении. Для наиболее эффективного всестороннего культурного и творческого развития были выбраны несколько популярных тематических направлений в ДОУ: память о Великой Отечественной Войне, этнокультура, подводный и животный мир.
Реализация музейной образовательной программы позволит в полной мере осуществить процесс развития творческих способностей детей.
Цель данного проекта:
Создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования потенциала музейной среды.
Для успешной реализации проекта по музейной педагогике необходимо соблюдений ряда условий:
- Соответствие учебной программе, реализуемой в ДОУ
- Соответствие уровню возрастного развития детей;
- Создание насыщенной предметно-пространственной среды, способствующей интересу и мотивации познания обучающихся;
- Владение музейно-педагогическим комплексом знаний и умений,
- Создание атмосферы эмоционального комфорта, способствующей позитивному восприятию музейной среды.
Музейная микросреда имеет огромную значимость для развития творческих способностей. Музейная микросреда включает в себя совокупность художественных объектов и педагогических действий, организуемых в динамически развивающейся образовательной среде. Важнейшим свойством музея является погружение человека в специально образованную предметно-пространственную культуротворческую среду, которая может включать в себя и весь музей в целом, и отдельные музейные экспонаты, способные воздействовать на маленького посетителя эмоционально, вызывая чувство сопричастности.
В процессе совместного познания того или иного явления культуры с разных точек зрения обогащается зрительный опыт обучающихся, который способствует формированию ценностного восприятия мира.
Музейная педагогика включает в себя весь накопленный адаптированный опыт человечества. Одной из форм отражения окружающей жизни является изобразительное искусство, с помощью которого у детей дошкольного возраста можно развить практически все познавательные психические процессы: восприятие, память, речь, мышление, воображение и др., необходимые для дальнейшего совершенствования личностных качеств и творческих способностей.
В процессе изобразительной деятельности формируются представления об окружающем предметном и социальном мире, что необходимо для формирования нравственных качеств у детей, в особенности любви к родному краю, уважению и интересу к культуре других народов. Посещая музеи, ребенок знакомится с художественным образом, который переносит в реальную жизнь, легко находит сходство с ними в окружающем мире. Воспринимаемый зрительный и сенсорный опыт закрепляется в представлении у ребят. Накопленные представления возникают при упоминании о нем и обучающийся имеет возможность воспроизвести образ самостоятельно по памяти. На основе восприятия художественных образов формируется и личностное отношение к собственному творчеству, развивается образное мышление.
Рассматривание предметов приводит к пониманию его конструкции, формы, пропорций частей, композиции, что позволяет воспринимать объекты не только в целом, но и как отдельные элементы, образы которых могут использоваться ребенком в личном творчестве.
Подражание, как первичная деятельность является развитой у дошкольников. Сюжетно-ролевая игра в основном строится на подражании деятельности взрослых и данную возрастную особенность стоит учитывать. В практике есть наблюдения когда дети после посещения музейной среды делятся впечатлениями через игру друг с другом, у них возникает замысел создать что-то высокохудожественное своими руками, например нарисовать картину по увиденным сюжетам.
В процессе усвоения музейной практики у ребят формируется важное личностное качество – культура межличностных отношений: с уважением относятся к работам своих одногрупников, приобретают способность разделять точку зрения другого человека, смотреть на окружающий мир глазами художника, отмечая эстетическую привлекательность увиденного.
Соприкасаясь с культурой нашего мира у ребенка возникает чувство сопричастности к достижениям человечества, что очень важно для становления творческой личности.