Виктория Дементьева
Образовательный проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Возраст детей: средняя группа
Тип проекта : информационно – творческий
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Образовательные области : познание, социализация, художественное творчество, коммуникация.
Проблема: недостаточные знания о своей малой родине.
Цель: создать условия для развития у детей 4-5 лет знаний о своём селе в процессе разработки детско-взрослого проекта «Моя – малая Родина»
Публикация «Образовательный проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Задачи:
• Дать детям представление, что такое Родина, родной край; познакомить с картой и символикой Р. Б.
• Развивать у детей способность к поисковой деятельности, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
• Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;
• Развивать творческие способности детей;
• Воспитывать любовь к родному селу, стремление больше узнать о нем, уважение к землякам.
Этапы и направления реализации проекта :
1. Выявление проблемы, определение целей и задач работы.
2. Организация работы над проектом : систематизация информации, планирование совместной деятельности.
3. Практическая деятельность по решению проблемы:
- беседы с родителями и детьми об истории малой Родины;
- целевые прогулки по улицам села, памятным местам;
- чтение и заучивание стихотворений о Желтуре;
- рассматривание фотографий с видами малой Родины;
- оформление папки «Моя – малая Родина»;
- оформление уголка в группе «Я и моё село»;
- аппликация, рисование на тему «Мои любимые места в селе»;
- просмотр слайдов о Желтуре;
- презентация проекта – интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность по теме «Моя малая Родина».
Предполагаемые результаты:
Работа над проектом поможет участникам :
Детям:
- расширить знания о Родине, родном крае, профессиях людей, памятных местах;
- пробудить у детей гордость за традиции, успехи земляков;
- иметь простейшее представление о мерах, направленных на улучшение благосостояния села.
Педагогам и родителям :
- накопить информацию и лучше понять идеи и действия детей дошкольного возраста в рамках образования для устойчивого развития.
Роль родителей в реализации проекта :
- консультация «Расскажи мне о Желтуре»;
- экскурсия с участием родителей;
- подготовка выставки детских рисунков «Любимое место в Желтуре».
Непосредственно организованная образовательная деятельность
Тема : «Моя малая Родина»
Программные задачи:
Социализация: Расширять и закреплять знания детей о малой Родине; пробудить интерес к истории своего села; уточнить знание о функциональной принадлежности зданий; воспитывать чувство хозяина своего села; учить проявлять заботу о селе; умение работать в коллективе.
Коммуникация: Расширение и активизация словаря по теме; называние родственных слов; совершенствование грамматического строя речи и развитие связной, координации движений в речи; продолжать развивать умение поддерживать беседу.
Художественное творчество: Учить передавать в рисунке впечатления, полученные на экскурсии и по памяти, развивать творческие способности.
Познание: Учить выстраивать домики из геометрических фигур, работая по схеме; закреплять умение разгадывать ребусы.
Словарная работа: экскурсия, желтуринцы, казаки, казачья изба,
музей, карта, герб, достопримечательности.
Предварительная работа: целевая прогулка по селу; экскурсия в музей, казачью избу, на заставу, библиотеку, к памятнику; рассматривание фотографий с видами села; беседы о Желтуре; заучивание и чтение стихотворений; выставка рисунков «Мои любимые места в Желтуре».
Материал: рисунки детей, проектор, экран, ноутбук, презентации Моя малая Родина», герб города, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Звучит песня: «С чего начинается Родина»
- О чём поётся в песне? (о Родине)
- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наше село. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
(ответы детей)
- А сейчас послушайте стихотворение о Родине :
«Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном!»
- Родина – это страна в которой мы живём.
Как она называется? (Россия)
- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А также в России есть много Республик.
- Ребята, скажите, в какой республике мы живём (Ответы детей)
- Как вы думаете, Республика Бурятия большая или маленькая? (ответы детей)
- Наша республика большая, в ней есть города, много полей, лесов, рек, лугов.
- Какие города Бурятии вы знаете, назовите? (ответы детей)
- Как называется главный город Бурятии? (ответы детей)
Ребята, вы знаете, что у каждой республики и у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
- Посмотрите – это герб Республики Бурятии. Он представляет собой представляет собой трёхцветный круг (сине – бело – жёлтый цвета национального флага).
В верхней части круга – золотое соембо – традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга - одинаковой ширины сине – белые полосы – волны Байкала, а также светло – зеленого и темного – зеленого фона горные вершины.
Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» - символ гостеприимства народа Бурятии. Все элементы герба помещаются в поле четырехугольного, заострённого снизу геральдического щита.
- Второй символ РБ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.
-Какие цвета вы видите? (синий, белый, жёлтый)
- А что обозначают эти цвета? Синий – национальный цвет у бурят. Белый – символ высоких нравственных начал, счастья, благополучия, мира, единства и целостности. Жёлтый (золотой) - подчёркивает духовное начало (веру, говорит о милосердии, гармонии человека и природы. В левом верхнем углу синей части полотнища флага изображён традиционный символ Бурятии – золотое соембо.
Третий символ – это гимн.
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
Гимн - это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется? – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. (прослушивание гимна)
Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, может кто-то из вас знает, что такое малая Родина.
- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живём, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Малая Родина - островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья-
Ласковая, малая Родина моя!
- Малая Родина – это наше село. Как оно называется?
Мы родом из красивых мест лесных,
От ароматов трав так голова кружится,
Ковры лугов – богаче расписных
Прекрасной Желтуре, в моей станице!
-У самой границы Бурятии с Монголией расположилось наше село Желтура. А началось всё более трёхсот лет назад. По царскому указу «на обжитие дикого края и караула границ российской империи» были присланы в Сибирь казаки. Какая – то часть из них остановилась в синегорской чернозёмной глуши, там где степная река Желтура впадает в Джиду. Так родилась станица Желтуринская. Станица Желтуринская являлась центром округи, здесь и церковно – приходская школа была и фельдшерский пункт и магазины. В наше время можно много узнать интересного, познавательного посетив музейный комплекс «Казачья усадьба», музей К. К. Рокоссовского, библиотеку.
Известна Желтура ещё тем, что в 1921 году принял под станцией бой с унгеровцами будущий прославленный маршал К. К. Рокоссовский.
В1924 году была образована пограничная застава «Желтура»
На ВОВ из Желтуры было призвано 203 человека. Не вернулись с войны 107 наших земляков. Вечная память!
Очень интересна история нашего села – нашей малой Родины!
- Наше село очень красивое, чистое. В нём есть школа, дом культуры, музей, библиотека, магазины, детский сад.
3. Игра с мячом «Наше село какое?»
- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какое наше село? Я вам задаю вопрос: наше село какое?
- Наше село какое… (красивое, чистое, зелёное, любимое, удивительное, гостеприимное, многонациональное, прекрасное, замечательное).
- Вы любите наше село? (ответы детей)
4. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
(выкладываю на фланелеграфе модель Родины)
- А именно: ваша семья, ваш дом находится в селе Желтура.
(красный маленький круг)
- Село Желтура – в Республике Бурятия.
(жёлтый круг среднего размера)
-А Республика Бурятия – в России.
(зелёный большой круг).
Молодцы, ребята!