Анна Николаевна Шмакина
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх с логическими блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Тема «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх с логическими блоками Дьенеша» особо заинтересовала меня, когда я стала работать в группе компенсирующей направленности.
Коррекция речевого недоразвития самым тесным образом связана с целенаправленным развитием интеллектуальных способностей детей. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза, классификации, наглядно-образного мышления отрицательно сказывается на развитии речи в целом.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх с логическими блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова) говорится: «Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок)».
Поэтому, посоветовавшись с учителем-логопедом, я решила в своей работе особое внимание уделить развитию у детей с ОНР интеллектуальных способностей.
Основной формой работы в этом направлении я выбрала игру, так как она является ведущим видом деятельности старших дошкольников. Игра способствует развитию воображения и фантазии; коммуникативных способностей; формированию способности к символизации и преобразованию; произвольности поведения, самостоятельности, умения «думать в уме».
Игра – основная форма организации жизнедеятельности детей, потому что в ней удовлетворяются базовые потребности самого ребенка в движении; в общении; в познании; в самореализации, свободе, активности; в радости, удовольствии. Играя с детьми, я сама получаю огромное удовольствие, лучше понимаю детей, а они – меня.
В педагогической практике существует очень много игр и пособий для развития интеллектуальных способностей детей. Одними из самых эффективных являются развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, потому что они доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, меняет местами, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и др., а по ходу действий рассуждает. Данные игры способствуют развитию речи: ребенок строит высказывания, используя союзы «и», «или», «потому что», охотно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками.
Цель проекта: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, самообразование педагога по данной теме.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление, умение выявлять свойства в объектах, называть их, сравнивать, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов. Развивать способность к логическим действиям и операциям.
2. Формировать умение рассуждать, обосновывать свои суждения, развивать элементы монологической речи, умение строить грамматически правильные предложения.
3. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
5 .Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Вид проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность: долгосрочный.
Возраст детей: 5-6 лет
Ожидаемый результат: в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития, такими как анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». У детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, улучшаются свойства произвольного внимания и памяти. Дети научатся рассуждать, обосновывать свои суждения, используя в речи сложноподчиненные предложения.
Образовательный продукт: разработка системы использования развивающих игр с блоками Дьенеша в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
• Организационный этап (июнь – сентябрь)
(Подбор и углубленное изучение литературы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста; о развивающих играх с логическими блоками Дьенеша; накопление игрового материала; составление картотеки развивающих игр; мониторинг интеллектуального уровня развития детей группы, составление перспективного плана работы).
Свою работу по теме я начала с изучения соответствующей педагогической и методической литературы, интернет-ресурсов, публикаций в журналах, а также консультации с учителем-логопедом. Затем провела мониторинг интеллектуального уровня развития детей нашей группы, которое показало недостаточный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления у почти трети детей группы.
Далее я начала составлять картотеку развивающих игр, необходимых мне для работы. Картотека состоит из трех разделов: 1) игры на развитие мышления; 2) игры на развитие внимания; 3) игры на развитие памяти.
Развивающие игры с блоками Дьенеша входят, в основном, в первый раздел. Все игры даны в трех вариантах. Игры и упражнения первого варианта развивают у детей умение оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта развивается умение оперировать сразу двумя свойствами, третьего варианта – тремя свойствами.
Я выступила на родительском собрании, показала и объяснила родителям, что такое «Логические блоки Дьенеша», какое значение имеют игры с ними в интеллектуальном развитии дошкольников и подготовке детей к школе, провела анкетирование родителей на тему «Игровое общение с ребенком», мастер – класс «Развивающие игры для подготовки ребенка к школе». С помощью родителей обогатила предметно - развивающую среду группы соответствующими играми и дидактическими материалами: «Логические блоки Дьенеша» (из расчета 1 набор на двух детей, «Математический планшет», палочки Кюизенера, игры – головоломки типа «Колумбово яйцо», «Логический поезд», «Логические цепочки», «Сложи узор», «Четвертый лишний», «Истории в картинках», «Лабиринты», «Развиваем память», рабочие тетради с заданиями на логику и др.
Кроме этого я изготовила авторские игровые пособия для работы с логическими блоками: «Логический домик», «Парусник», «Где чей гараж?», «Волшебный лес».
При разработке перспективного планирования системы использования развивающих игр я учитывала принципы постепенного усложнения, вариативности, многократного повторения, учета индивидуальных особенностей ребенка.
• Практический этап (сентябрь – май)
(Реализация проекта согласно перспективному планированию).
Этапы ознакомления детей с новой игрой:
1. Внесение игры в группу. Цель: познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, я предоставила детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности, например, в конструировании. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков я предложила им следующие задания:
- найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
- найди не такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
- найди желтые фигуры (квадратные, маленькие, толстые, прямоугольные, синие и т. д. ;
- назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
После такого самостоятельного знакомства с блоками мы перешли к играм и упражнениям.
2. Совместная игровая деятельность детей и воспитателя. Цель: развивать мыслительные способности детей.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов (в перспективном плане – 1 вариант игры) к оперированию двумя (2 вариант) и тремя (3 вариант) свойствами. При этом в одной и той же игре легко можно менять степень сложности задания с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Например, дети строят дорожки к домикам трех поросят, чтобы они смогли убежать от волка. Но одни дети строят дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, а другие – чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами).
Мыслительные умения, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно, поэтому с некоторыми детьми я играла больше (дополнительно, во второй половине дня).
Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, я постоянно меняла игровые задачи: составить поезд из блоков-вагончиков, построить мост через реку, проложить тропинку через дремучий лес, сделать из фигур праздничную гирлянду и т. д.
Сначала дети играли по готовым правилам, потом придумывали их сами. Я старалась поощрять проявления активности и творчества детей.
3. Самостоятельная игра.
Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Логические блоки мы использовали:
а) в подвижных играх (например, «Найди свой домик»);
б) в сюжетно-ролевых играх (так, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» кодовая карточка – деньги, а логический блок – цена товара; в играх «Поездка в автобусе» и «Поход в кино, цирк» кодовая карточка – билет, а логический блок – место, которое необходимо занять);
в) как настольно-печатные игры («Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух?»);
г) в продуктивной и конструктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование).
4. Взаимодействие с родителями.
В целях ознакомления родителей воспитанников нашей группы с «Логическими блоками Дьенеша», их использованием, значением в умственном развитии детей мною была создана и продемонстрирована на родительском собрании презентация «Развивающие игры с блоками Дьенеша», а также родители посмотрели открытое занятие (организованную образовательную деятельность) «Птичья школа» с использованием этих игр, приняли участие в мастер-классе.
5. Индивидуальное взаимодействие с ребенком.
С детьми, испытывавшими трудности в коллективных играх, я взаимодействовала индивидуально, т. е. мы играли в игру с меньшим уровнем сложности, а затем переходили к усложненному варианту.
• Заключительный этап (май)
(Мониторинг, подведение итогов, оценка проделанной работы)
Итак, в результате систематического использования игр с блоками Дьенеша у детей значительно повысился уровень интеллектуального развития, что подтверждают результаты мониторинга в конце учебного года.
Дети овладели различными мыслительными умениями, такими как анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». У них улучшились свойства произвольного внимания и памяти. Дети научились рассуждать, обосновывать свои суждения, используя в речи сложноподчиненные предложения.
В процессе игр между детьми и мной сложились отношения сотрудничества и партнерства. Нам было очень интересно играть с блоками, придумывать новые правила и условия игр. Благодаря этому процесс организованной образовательной деятельности стал более интересным, содержательным, ненавязчивым. Я надеюсь, что мое стремление развивать умственные способности ребенка, умения рассуждать поможет ему в дальнейшем стать интересным, успешным, думающим человеком, личностью.
В результате реализации этого педагогического проекта была создана эффективная система использования развивающих игр с блоками Дьенеша в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста, которую я могу и буду применять в своей дальнейшей работе, а также рекомендовать ее использование другим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Список использованных источников:
1. Барташникова И. А., Барташников А. А. «Учись играя: тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет». Харьков, «Фолио»,1997.
2. Ильина М. Н. «Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты». СПб, «Дельта». 1999.
3.«Математика от трех до семи». Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Авторы-составители З. А. Михайлова, Э. Н. Йоффе. СПб, «Акцидент», 1999.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». СПб, «Детство-Пресс», 2000.
5. Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа». М., «Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
6. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Воронеж, 2007..
7.«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова) М., «Просвещение», 2009.