Лучший педагог года

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх с логическими блоками Дьенеша

Анна Николаевна Шмакина
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх с логическими блоками Дьенеша

Введение

Тема «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх с логическими блоками Дьенеша» особо заинтересовала меня, когда я стала работать в группе компенсирующей направленности.

Коррекция речевого недоразвития самым тесным образом связана с целенаправленным развитием интеллектуальных способностей детей. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза, классификации, наглядно-образного мышления отрицательно сказывается на развитии речи в целом.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх с логическими блоками Дьенеша» размещена в разделах

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова) говорится: «Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок)».

Поэтому, посоветовавшись с учителем-логопедом, я решила в своей работе особое внимание уделить развитию у детей с ОНР интеллектуальных способностей.

Основной формой работы в этом направлении я выбрала игру, так как она является ведущим видом деятельности старших дошкольников. Игра способствует развитию воображения и фантазии; коммуникативных способностей; формированию способности к символизации и преобразованию; произвольности поведения, самостоятельности, умения «думать в уме».

Игра – основная форма организации жизнедеятельности детей, потому что в ней удовлетворяются базовые потребности самого ребенка в движении; в общении; в познании; в самореализации, свободе, активности; в радости, удовольствии. Играя с детьми, я сама получаю огромное удовольствие, лучше понимаю детей, а они – меня.

В педагогической практике существует очень много игр и пособий для развития интеллектуальных способностей детей. Одними из самых эффективных являются развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, потому что они доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, меняет местами, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и др., а по ходу действий рассуждает. Данные игры способствуют развитию речи: ребенок строит высказывания, используя союзы «и», «или», «потому что», охотно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками.

Цель проекта: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, самообразование педагога по данной теме.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление, умение выявлять свойства в объектах, называть их, сравнивать, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов. Развивать способность к логическим действиям и операциям.

2. Формировать умение рассуждать, обосновывать свои суждения, развивать элементы монологической речи, умение строить грамматически правильные предложения.

3. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

5 .Развивать творческие способности, воображение, фантазию.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Возраст детей: 5-6 лет

Ожидаемый результат: в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития, такими как анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». У детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, улучшаются свойства произвольного внимания и памяти. Дети научатся рассуждать, обосновывать свои суждения, используя в речи сложноподчиненные предложения.

Образовательный продукт: разработка системы использования развивающих игр с блоками Дьенеша в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап (июнь – сентябрь)

(Подбор и углубленное изучение литературы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста; о развивающих играх с логическими блоками Дьенеша; накопление игрового материала; составление картотеки развивающих игр; мониторинг интеллектуального уровня развития детей группы, составление перспективного плана работы).

Свою работу по теме я начала с изучения соответствующей педагогической и методической литературы, интернет-ресурсов, публикаций в журналах, а также консультации с учителем-логопедом. Затем провела мониторинг интеллектуального уровня развития детей нашей группы, которое показало недостаточный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления у почти трети детей группы.

Далее я начала составлять картотеку развивающих игр, необходимых мне для работы. Картотека состоит из трех разделов: 1) игры на развитие мышления; 2) игры на развитие внимания; 3) игры на развитие памяти.

Развивающие игры с блоками Дьенеша входят, в основном, в первый раздел. Все игры даны в трех вариантах. Игры и упражнения первого варианта развивают у детей умение оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта развивается умение оперировать сразу двумя свойствами, третьего варианта – тремя свойствами.

Я выступила на родительском собрании, показала и объяснила родителям, что такое «Логические блоки Дьенеша», какое значение имеют игры с ними в интеллектуальном развитии дошкольников и подготовке детей к школе, провела анкетирование родителей на тему «Игровое общение с ребенком», мастер – класс «Развивающие игры для подготовки ребенка к школе». С помощью родителей обогатила предметно - развивающую среду группы соответствующими играми и дидактическими материалами: «Логические блоки Дьенеша» (из расчета 1 набор на двух детей, «Математический планшет», палочки Кюизенера, игры – головоломки типа «Колумбово яйцо», «Логический поезд», «Логические цепочки», «Сложи узор», «Четвертый лишний», «Истории в картинках», «Лабиринты», «Развиваем память», рабочие тетради с заданиями на логику и др.

Кроме этого я изготовила авторские игровые пособия для работы с логическими блоками: «Логический домик», «Парусник», «Где чей гараж?», «Волшебный лес».

При разработке перспективного планирования системы использования развивающих игр я учитывала принципы постепенного усложнения, вариативности, многократного повторения, учета индивидуальных особенностей ребенка.

• Практический этап (сентябрь – май)

(Реализация проекта согласно перспективному планированию).

Этапы ознакомления детей с новой игрой:

1. Внесение игры в группу. Цель: познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, я предоставила детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности, например, в конструировании. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков я предложила им следующие задания:

- найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

- найди не такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

- найди желтые фигуры (квадратные, маленькие, толстые, прямоугольные, синие и т. д. ;

- назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

После такого самостоятельного знакомства с блоками мы перешли к играм и упражнениям.

2. Совместная игровая деятельность детей и воспитателя. Цель: развивать мыслительные способности детей.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов (в перспективном плане – 1 вариант игры) к оперированию двумя (2 вариант) и тремя (3 вариант) свойствами. При этом в одной и той же игре легко можно менять степень сложности задания с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Например, дети строят дорожки к домикам трех поросят, чтобы они смогли убежать от волка. Но одни дети строят дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, а другие – чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами).

Мыслительные умения, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно, поэтому с некоторыми детьми я играла больше (дополнительно, во второй половине дня).

Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, я постоянно меняла игровые задачи: составить поезд из блоков-вагончиков, построить мост через реку, проложить тропинку через дремучий лес, сделать из фигур праздничную гирлянду и т. д.

Сначала дети играли по готовым правилам, потом придумывали их сами. Я старалась поощрять проявления активности и творчества детей.

3. Самостоятельная игра.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию.

Логические блоки мы использовали:

а) в подвижных играх (например, «Найди свой домик»);

б) в сюжетно-ролевых играх (так, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» кодовая карточка – деньги, а логический блок – цена товара; в играх «Поездка в автобусе» и «Поход в кино, цирк» кодовая карточка – билет, а логический блок – место, которое необходимо занять);

в) как настольно-печатные игры («Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух?»);

г) в продуктивной и конструктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование).

4. Взаимодействие с родителями.

В целях ознакомления родителей воспитанников нашей группы с «Логическими блоками Дьенеша», их использованием, значением в умственном развитии детей мною была создана и продемонстрирована на родительском собрании презентация «Развивающие игры с блоками Дьенеша», а также родители посмотрели открытое занятие (организованную образовательную деятельность) «Птичья школа» с использованием этих игр, приняли участие в мастер-классе.

5. Индивидуальное взаимодействие с ребенком.

С детьми, испытывавшими трудности в коллективных играх, я взаимодействовала индивидуально, т. е. мы играли в игру с меньшим уровнем сложности, а затем переходили к усложненному варианту.

• Заключительный этап (май)

(Мониторинг, подведение итогов, оценка проделанной работы)

Итак, в результате систематического использования игр с блоками Дьенеша у детей значительно повысился уровень интеллектуального развития, что подтверждают результаты мониторинга в конце учебного года.

Дети овладели различными мыслительными умениями, такими как анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». У них улучшились свойства произвольного внимания и памяти. Дети научились рассуждать, обосновывать свои суждения, используя в речи сложноподчиненные предложения.

В процессе игр между детьми и мной сложились отношения сотрудничества и партнерства. Нам было очень интересно играть с блоками, придумывать новые правила и условия игр. Благодаря этому процесс организованной образовательной деятельности стал более интересным, содержательным, ненавязчивым. Я надеюсь, что мое стремление развивать умственные способности ребенка, умения рассуждать поможет ему в дальнейшем стать интересным, успешным, думающим человеком, личностью.

В результате реализации этого педагогического проекта была создана эффективная система использования развивающих игр с блоками Дьенеша в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста, которую я могу и буду применять в своей дальнейшей работе, а также рекомендовать ее использование другим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Список использованных источников:

1. Барташникова И. А., Барташников А. А. «Учись играя: тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет». Харьков, «Фолио»,1997.

2. Ильина М. Н. «Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты». СПб, «Дельта». 1999.

3.«Математика от трех до семи». Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Авторы-составители З. А. Михайлова, Э. Н. Йоффе. СПб, «Акцидент», 1999.

4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». СПб, «Детство-Пресс», 2000.

5. Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа». М., «Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

6. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Воронеж, 2007..

7.«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова) М., «Просвещение», 2009.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Занятие с логическими блоками Дьенеша «Игра-путешествие» Игра – путешествие. Задачи: Развивать логическое мышление, память. Закреплять знание о числовом ряде. Выявлять лишний предмет с объяснением.

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр». Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок в дошкольные годы каждый.

Использование инновационных технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Инновационность педагогического процесса в дошкольной организации заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих.

Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе «Поездка на кондитерскую фабрику». Составила: Потехина Н. А. МАДОУ «ЦРР - детский сад №49» Март 2017 год Программное содержание: 1. Учить детей называть геометрические фигуры,.

Мастер-класс для родителей первой младшей группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша Мастер-класс для родителей первой младшей группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша Цель: Познакомить родителей с «Логическими.

Пояснительная записка к программе по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка Калайда Виктория Викторовна. Я работаю с программой по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. «Веселые музыканты» Цель игры: формировать у.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по.

Роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию.

Встреча с родителями «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Встреча с родителями «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с нетрадиционными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх с логическими блоками Дьенеша
Опубликовано: 3 марта 2018 в 21:58
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД