Лучший педагог года

Образовательный проект «Сенсорное воспитание» для детей младшей группы

Татьяна Кушакова
Образовательный проект «Сенсорное воспитание» для детей младшей группы

Пояснительная записка

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл младший возраст «золотой порой» сенсорного развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Публикация «Образовательный проект „Сенсорное воспитание“ для детей младшей группы» размещена в разделах

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В моем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», «С бельевыми прищепками», и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников. Роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.

Тип проекта : игровой, развивающий

Сроки проекта : октябрь 2017 г. (среднесрочный)

Участники проекта : дети, воспитатели, родители II младшей группы.

Актуальность проекта.

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.

Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Новизна проекта :

• применение нетрадиционных форм работы с родителями

(игровой практикум для родителей «Путешествие в страну Сенсорику»);

• использование современных образовательных технологий

(здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированные, игровые)

Проблема: развить у детей правильное представление о предметах (величина, форма, цвет) путём познания окружающего мира.

Цель проекта : систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи проекта :

• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;

• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;

• Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста;

• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Гипотеза проекта : если в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе, подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в педагогический процесс, то у детей в ходе реализации проекта появится сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов.

Ожидаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей

первой младшей группы.

Условия реализации проекта : создание предметно-развивающей среды, подбор дидактических пособий и игр для сенсорного развития : «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки», «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА :

I этап: информационно-аналитический (подготовительный) :

1. Изучение специализированной литературы;

2. Подбор дидактического материала по сенсорному развитию детей младшего возраста;

3. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

4. Подбор заданий и проведение диагностики;

5. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;

6. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина);

7. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап: творческий (основной) :

1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;

3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;

6. Исследовательская деятельность детей.

III этап: заключительный (подведение итогов).

1. Диагностика детей;

2. Проведение заключительного занятия;

3. Самооценка, выводы.

Результаты проекта :

1. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

2. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

3. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:

-Мозаика-вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика – пазлы мелкая;

-Лото «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

-Пирамидки.

4. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Колеса для машин»;

-«Спрячь игрушку»;

-«Иголки для ежика»;

-«Подбери по цвету»

Продукт проекта : проведение нетрадиционного родительского собрания (игрового практикума для родителей) «Путешествие в страну Сенсорику»

Перспективы развития проекта :

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Литература:

• Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

• Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

• Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;

• Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

• Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985;

• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет.»

Публикации по теме:

Аттестация воспитателя «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» в младшей группе План индивидуальной подготовки в 2016 – 2017 учебном году воспитателя ГБОУ ЛНР № 29 г. Стаханова Васильевой Н. В Тема: «Сенсорное воспитание.

Групповой детский познавательно-исследовательский образовательный проект для детей второй младшей группы «Снег кружится» Тема проекта: «Снег кружится, летает и тает….». Цель проекта: формирование у детей младшего возраста первоначальных знаний о природном.

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей I младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» подготовила: воспитатель Иванова.

Консультация для родителей на тему «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель.

Мастер-класс для родителей первой младшей группы с участием детей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 116 " Мастер-класс для родителей первой младшей группы.

Музыкально-образовательный досуг «Прогулка по городу» для детей младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» Музыкально-образовательный досуг.

Образовательный проект детей младшей группы «Если хочешь быть здоров» г. Кореновск 2018г Главное в жизни - это здоровье! С детства попробуйте это понять! Главная ценность - это здоровье! Его не купить, но.

Педагогический проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Автор проекта: Воспитатель МК ДОУ «Детский сад№5 г. Пласт»,.

Воспитательно-образовательный проект «Мой город Кировск» для детей второй младшей группы Воспитательно-образовательный проект на тему: "Мой город - Кировск" разработан для детей 2 младшей группы. Цель проекта: познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Сенсорное воспитание» для детей младшей группы
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 23:41
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД