Получи документы

Общая характеристика нарушений поведения у учащихся с интеллектуальными нарушениями

Светлана Осташова
Общая характеристика нарушений поведения у учащихся с интеллектуальными нарушениями

Говоря о нарушениях поведения, необходимо дать несколько общих определений. Прежде всего, нужно понять, что есть поведение в целом.

Поведение – это психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.

Нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Они проявляются либо в нарушении прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или девиантное поведение.

Публикация «Общая характеристика нарушений поведения у учащихся с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

По своей структуре нарушения поведения могут быть разделены на характерологические (непатологические) и патохарактерологические (патологические) (схема1).

Из данной схемы следует, что патологические нарушения поведения всегда являются генерализованными, т. е. возникают во всех микросферах жизни ребенка. Не могут патологические нарушения поведения, требующие лечения у врача-психиатра, иметь место в образовательном учреждении и полностью отсутствовать у ребенка дома и на улице. В таких случаях, прежде всего, необходимо исключить проблемы в социуме образовательного учреждения, подключив к работе квалифицированных психологов и педагогов, попытаться найти проблемы в «микросреде», а только затем, если это еще потребуется, подключать к работе специалиста медицинского круга.

Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у детей с умеренной степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

Нарушения поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью могут быть следующих видов:

компенсаторные (связанные со сложностями социальной адаптации детей с данной патологией в здоровом коллективе);

структурные (возникающие вследствие общеорганического поражения ЦНС);

функциональные (обусловленные физиологическими перестройками в ЦНС в «переходном возрасте»);

клинико-патологические (являющиеся следствием сопутствующих умственной отсталости психических заболеваний).

Компенсаторные нарушения поведения. Говоря о данном виде нарушений поведения, нужно понимать, что ребенок с умственной отсталостью – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. В первую очередь, данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности или гиперкомпенсация интеллектуального отставания в развитии при сохранном соматическом здоровье.

Структурные нарушения поведения. Нарушения поведения, являющиеся следствием раннего органического поражения ЦНС. Данная форма поведенческих нарушений не является диагностическим критерием умственной отсталости у ребенка. С равной долей вероятности нарушения поведения данной группы могут возникать как у детей с интеллектуальной недостаточностью, так и у детей с сохранным интеллектом.

Структурные нарушения поведения, представлены двумя основными формами:

1. Аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения;

2. Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения.

Аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения. Это наиболее распространенный вид структурных нарушений поведения. Наиболее часто они проявляются психопатоподобным поведением, т. е. внешне напоминающим психопатию (аффективно-неустойчивое расстройство личности, но не являющиеся таковыми в действительности. Наиболее часто для данных нарушений поведения характерны повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу или без него, т. е. выход чувств из-под контроля, расторможенность чувств и влечений. Близко к последнему примыкают бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины, и переживания случившегося. В плане общения — это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность, не обусловленные объективными причинами.

Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения. В данном варианте органические нарушения мозга проявляются преимущественно повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью нервных процессов, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что обычно в медицинской терминологии обозначается как церебрастенический синдром. Часто для детей с такими нарушениями поведения характерны явления выраженной недостаточности показателей внимания и явления компенсаторной гиперактивности.

Нередко оба варианта структурных нарушений поведения у детей с ИН сочетаются между собой, особенно при наличии сангвинического темперамента. Важно, что при холерическом темпераменте преобладает возбудимость, а при флегматическом — тормозимость. Эти факты важно учитывать при проведении психолого-педагогической коррекции нарушений поведения у таких детей в образовательных учреждениях.

Функциональные нарушения поведения. Такие нарушения поведения, как и предыдущая группа, могут возникать у детей с сохранным интеллектом. В настоящее время, в связи с расширением спектра используемых для обследования головного мозга методик, выяснено, что в подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки, характеризующиеся физиологическим снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы» — отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. В норме к 17-18 годам происходит полная компенсация данных изменений. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». У детей с ИН и органическим поражением ЦНС в этом возрасте, на фоне происходящих структурных перестроек в головном мозге, возможна манифестация (начало) более грубых психических нарушений, часто носящих уже процессуальный характер (шизофрения и т. п.).

Клинико-патологические нарушения поведения. Нарушения поведения данной группы у детей и подростков с ИН возникают не вследствие основного заболевания, а в рамках клинических проявлений сопутствующих психических нарушений (детский аутизм, шизофрения, расстройства личности различного генеза, биполярное аффективное расстройство, и т. д.).

В настоящее время выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся варианты нарушений поведения у детей с умственной отсталостью:

побеги из дома, школы (дромомании);

агрессивность,

- отказ от учебы,

- нарушение дисциплины и поведения в общественных местах и образовательном учреждении,

— воровство,

— злоупотребление алкоголем,

— наркомания,

— суицидальное поведение,

нарушения влечений

Нередко учащиеся с интеллектуальной недостаточностью совершают преступные деяния, в том числе и групповые.

Нарушения поведения, как можно видеть, у детей и подростков с нормальным интеллектом и с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Генез же этих проявлений у пациентов с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются не только внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками, но и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, более высокая внушаемость, аффективная неустойчивость, влечения, инстинкты, и т. д., характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики, особенностями эмоционально-волевой сферы таких детей.

Принципы коррекции нарушений поведения при умственной отсталости могут осуществляться психологическими и медицинскими методами. Методы психологической коррекции нарушений поведения крайне разнообразны. Вот только некоторые из них:

1. стимуляция гуманных чувств у ребенка. Можно использовать видеофильмы, мультфильмы, реальный пример, когда таковой наблюдается. Очень хорошо воспринимается информация о войне, в наиболее простых примерах.

2. ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого. Реальный пример. Можно использовать сказки, рассказы, мультфильмы

3. осознание ребенком особенностей нарушенного поведения. Реальный пример, с четким результатом, по своему образцу, или образцу окружающих

4. переключение ребенка на иное состояние. Для детей с умеренной уо характерна смена поведения при резком переключении деятельности (любимая физминутка, песенка, задание, поручение, введение сюрпризного момента, смена роли (ребенок – учитель, учитель – ученик). Все моменты индивидуальны для каждого ребенка.

5. стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого. Смена тона, интонации, введение в игру, участие в постановке. Все пожелания ребенка учитываются (попробуй роль кота, или волка). Совместное проведение активных физминуток, инсценировок, пальчиковых упражнений, любимых эмоциональных игр.

6. моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка. Этот метод я не использовала ни разу. (рассердить ребенка, а потом успокоить)

7. отреагирование ребенком нежелательного состояния. Ребенок сам определяет тот момент, когда он возбуждается, расстраивается. Сам просит изолировать его, создать комфортные условия для отдыха. Такой ребенок в моем классе есть. Для нормализации поведения ему необходимо 5 – 10 минут.

8. предупреждение нежелательного поведения. Этот момент всем знаком. Если учитель хорошо знаком с ребенком, знает его особенности, то он может, в некотором роде, предупредить срыв. Занять ребенка любимым делом, важным поручением.

9. положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка. Частое поощрение уже за прошедший положительный момент. Выставление в пример перед одноклассниками.

10. стимуляция переживания положительных эмоций ребенком. Совместные воспоминания, просмотр фото, продуктов деятельности, наиболее удачных или призовых. Поощрение при воспоминаниях.

11. отрицательное подкрепление нежелательного поведения. В нашем случае это беседы, чтение литературы с наглядностью, обыгрывание сказок.

12. стимуляция чувства юмора у ребенка. Сам педагог должен быть эмоционален, весел, активен.

13. стимуляция телесного контакта с ребенком. Для одного ребенка достаточно просто погладить по голове, другого нужно обнять, третьему необходимо просто постоять рядом. Все индивидуально.

14. стимуляция мотивации соревновательности. Тут тоже нужно учитывать каждого ребенка, и соревновательные моменты устраивать с тем учеником, которому практически безразличен проигрыш.

15. стимуляция чувства прекрасного у ребенка. Посещение музеев, экскурсии, просмотр видео, фото.

Все вышеперечисленные аспекты необходимо сопровождать медицинской коррекцией. Нарушения поведения можно осуществлять психотерапевтическим и медикаментозным способами.

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка. Наиболее корректной является индивидуальная психотерапия, направленная на расширение кругозора и сфер интересов детей с данной патологией.

Выбор схемы медикаментозной коррекции поведения у детей с умственной отсталостью носит сугубо индивидуальный характер и допускает сочетание различных препаратов из приведенных выше групп.

В заключение хочу отметить, что для коррекции нарушений поведения у детей с ИН наибольшим эффектом обладает сочетание психологической, психотерапевтической, и медикаментозной терапии в комбинации с педагогической работой дефектологов и психологов коррекционных образовательных учреждений, и конечно же родителей. Профессиональная деятельность психиатров и психологов, по коррекции поведенческих нарушений у пациентов раннего возраста с умственной отсталостью, в первую очередь направлена на повышение качества жизни данной группы детей и подростков. От эффективной совместной работы врачей и педагогов зависит будущее наших подопечных.

Публикации по теме:

Формирование санитарно-гигиенических навыков у воспитанников с интеллектуальными нарушениями Процесс обучения и воспитания является целостной педагогической системой на основе создания коррекционно - развивающей, воспитательной среды.

Конспект урока по предмету «Математические представления» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями КОНСПЕКТ УРОКА 26.04.18. по предмету «Математические представления» Учитель: Гостева Е. С. Тема: «Действия с непрерывными множествами. Пересыпание.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями» Мастер-класс для родителей и детей по теме: «Развитие мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями посредствам продуктивной деятельности».

Общая характеристика дифференцированных уроков по изобразительному искусству Работа на уроках ведется в малых группах по 6-8 человек. Каждая из групп работает на любом уроке с учителем от 7 до 10 минут (это оптимальная.

Общая характеристика методов ознакомления детей с природой Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение.

Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях РС (Я) Аннотация. Музыкальная культура долган – одного из малочисленных народов Севера, проживающих в Российской Федерации, вплоть до настоящего.

Раздел «Общая характеристика предмета, курса» рабочей программы по образовательной области «Физическое развитие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 199» Принято на заседании педсовета Утверждаю:.

Словарная работа на уроках русского языка по Аооп для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных.

Совместная ОД учителя-дефектолога и воспитателя с детьми средней группы с интеллектуальными нарушениями «Елочка-красавица» Совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя с детьми средней группы №8 для детей с ОВЗ (c интеллектуальными.

Урок математики во 2 классе для детей, обучающихся по Аооп уо (интеллектуальными нарушениями) Урок математики (2 класс) для детей, обучающихся по АООП У/О (интеллектуальными нарушениями) Учитель: Шеховцова Н. Г. 2 класс Учебник:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Общая характеристика нарушений поведения у учащихся с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 16 января 2019 в 19:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД