Лариса Лаврова
Общение ребёнка с взрослыми как одна из основ формирования нравственности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявлять внимание (но не быть назойливым) требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искреннем проявлении чувств по отношению к другим людям.
Публикация «Общение ребёнка с взрослыми как одна из основ формирования нравственности дошкольника» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и со взрослыми выражено слабо. Если взрослые не проявляют к малышу должного внимания и заботы или они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми
Это плохо потому, что отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей. Отрицательные же чувства – состояния уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний – ведут к нежелательным результатам.
Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость малыша становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности. Следует помнить, что положительные состояния ребёнка – бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищённости, уверенность – благотворно сказываются и на жизнедеятельности организма в целом.
Уже давно известно, что в раннем детстве у каждого ребёнка формируются индивидуальные эмоциональные штампы. Например, у некоторых детей развивается штамп низкой самооценки, чувства незащищённости, в то время как у других с этим всё в порядке, они растут, чувствуя себя в безопасности, знают, что их любят, они желанны, ими дорожат.
Очень долго маленький человек действует, не задумываясь над своими поступками. Испытав доброе чувство, совершив хороший поступок, может сам того не заметить, и это ничем не обогатит его, не перейдёт в нравственный опыт. Взрослые должны ловить момент и закреплять хорошее похвалой, поощрением, не перебарщивая, конечно, чтобы не возбудить стремления быть хорошим напоказ или за вознаграждение.
Иногда достаточно улыбки, ласкового взгляда, но они нужны: нельзя строить воспитание лишь на «доказательстве от противного», активно порицая дурное поведение и не отмечая похвального. Вообще довольно распространена ошибка считать, что воспитание должно начинаться с момента, когда совершён проступок. Проступки – проступками, но главное – закрепление положительного опыта.
Какими средствами можно добиться доброжелательного продуктивного общения с ребёнком, ведь именно это является основой формирования нравственности дошкольника?
Ребёнок познаёт мир через взрослого, принимая его манеру поведения, разговора, доверяя его опыту. Мы хотим вас познакомить с одним из путей решения этой задачи, который представлен в книге психолога Гери Чепмена «Пять языков любви».
Существуют 5 основных языков эмоциональной любви – 5 способов, при помощи которых и взрослые, и дети выражают и воспринимают эмоциональную любовь. Эти языки можно изучать, упражняться в них с помощью игр.
А что такое игра?
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ :
В РОССИИ ИГРЫ НАЗЫВАЛИ ЗАБАВАМИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯМИ, ПОТЕХАМИ И ДАЖЕ УТЕХАМИ. А ВЕДЬ УТЕШИТЬСЯ – ЭТО УСПОКОИТСЯ НА ЧЕМ-ТО РАДОСТНОМ, ОБЛЕГЧИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, СВОЁ ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕСТАТЬ ОГОРЧАТЬСЯ, ГОРЕВАТЬ, УСПОКОИТЬСЯ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ИЗДАВНА БОГАТА ИГРАМИ, В КОТОРЫХ ЖИВЁТ УВАЖЕНИЕ К ПРОШЛОМУ И ВЕРА В БУДУЩЕЕ.
Поспешите выразить ребёнку одобрение, если вы видите, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить.
Для того, чтобы быть хорошим родителем, практикуйте общение с каждым из детей на его языке любви. Регулярно говорите на всех пяти языках, до тех пор, пока не определите основной язык любви каждого из детей.
1. «Слова одобрения»
Слова поддержки, комплименты, просьбы, а не требования повышают самооценку ребёнка. Они создают ощущения близости, излечивают раны и в полной мере выявляют потенциал ваших детей. Обучая их, мы тяготеем к критике их неудач. Если переусердствовать, то это может повлечь за собой разрушительные последствия в его взрослой жизни. Примите решение хвалить вашего ребёнка за любое дело, которое он сделал правильно. Минимум два комплимента в день – это хорошая цель.
Игра с родителями «Ласковые слова»
Предложить родителям за 30 секунд назвать как можно больше ласковых слов.
2. «Качественное время».
Проведение времени вместе через обмен мнениями, слушание и участие в совместных важных мероприятиях передаёт то, что мы небезразличны друг к другу и нам нравится проводить время вместе. Опуститесь до уровня своего ребёнка. Откройте для себя интересы сына или дочери и узнайте о них всё, что возможно. Присутствуйте в полной мере, отдавая ребёнку своё безраздельное внимание, каждый день выделяйте время для того, чтобы уделить ему, по крайней мере несколько минут качественного времени. Сделайте это своим приоритетом.
Чтобы развивать общительность и доброжелательность друг к другу, мы в детском саду часто проводим разные игры:
• «Скульптор и глина»
• Что мы делали не скажем, а что делали покажем»
• «Факир и тень»
• Магазин зеркал» и другие. В них дети учатся вести за собой и подчиняться общим требованиям сознательно. Иначе игра не получится. И делают они это с удовольствием.
3. «Получение подарков» - это видимые символы любви. Помните: суть не в качестве и не в стоимости подарка, «важен сам факт». Вам не нужно иметь много денег для того, чтобы обеспечить своего ребёнка подарками. Можно вместе делать подарки, учить дарить их и учиться принимать их с благодарностью. Подарки, которые вы дарите время от времени, сопровождая их словами поддержки, как например: «Я люблю тебя и поэтому у меня есть для тебя особый подарок», могут помочь удовлетворить потребность ребёнка в любви. С тем же успехом вы можете выражать свою любовь, когда отказываете своему ребёнку в том, что считаете для него лишним. «Я люблю тебя и поэтому не стану покупать тебе гремучую змею в качестве домашнего животного».
В детском саду мы очень часто делаем подарки своими руками для пап, мам, бабушек, для детей и воспитателей, у которых день рождения. Подарки наши очень разнообразны: рисунки, поделки, песни, стихи, танцевальные номера, сценки. Это укрепляет дружбу между детьми, стимулирует желание делать приятное окружающим. Ведь вокруг счастливые и радостные лица детей и взрослых. Самая популярная игра на воображение «Необычный подарок» - дети придумывают разные подарки и потом решают, чей подарок самый необычный.
4. «Акты служения».
Пока дети маленькие, родители постоянно совершают по отношению к ним «акты служения». Это всё воспринимается многими детьми как нечто само собой разумеющееся, но для некоторых – это выражение любви к ним. Если ваш ребёнок часто выражает благодарность за простые акты служения, это ключ, указывающий на то, что они важны для него в эмоциональном плане. Ваши акты служения в полном смысле несут к нему вашу любовь.
В детском саду мы развиваем навыки самообслуживания: учим малышей одеваться, умываться, держать ложку, вытирать губы салфеткой. Дети старших групп учатся дежурить: накрывать на стол для всех вместе с младшим воспитателем, убирать со стола, заправлять постель, ухаживать с педагогом за цветами, животными, за посаженными культурами на огороде. Всё это ребята делают с огромным удовольствием для себя и родителей. Они с радостью сообщают им о своих достижениях. Родители в свою очередь поддерживают и оказывают необходимую помощь. Для развития этого языка проводятся игры:
• «Найди и исправь»
• «Какой цветок любит больше тень?»
• «Помоги ближнему» и другие. В этих играх дети учатся не только предлагать свою помощь, но и просить о ней. Замкнутым детям очень трудно просить о помощи, а в играх они это делают спокойно.
5. «Физическое прикосновение» - объятия, поцелуи и соответствующие прикосновения очень важны для эмоционального сосуда ребёнка. Примите во внимание возраст, темперамент, язык любви каждого ребёнка и найдите индивидуальный подход к каждому из них в этой области. По мере их взросления вам будет необходимо очень тонко чувствовать ситуацию и поддерживать постоянную привычку прикосновения с целью поддержки.
Например: часто возникают ссоры в играх, где дети, не рассчитав свои силы, сильно салят, а получается толкание. В это время дети чувствуют обиду, иногда злость, а некоторые ухитряются давать сдачи. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказался мудрый, понимающий взрослый, который прояснит ситуацию и направит детскую мысль в нужное русло: покажет, как салить не толкая, как взяться за руку, не сжимая её до боли, как погладить, чтобы успокоить.
В детском саду мы учим детей касаться друг друга, когда делаем массаж после сна «Весёлый паровоз» : дети гладят друг друга по спине, похлопывают ладошками, постукивают кулачками, затем снова гладят. На прогулке, музыкальных и физкультурных занятиях проводятся игры: «Петухи», «Пригласи», «Салки», «Дотронься до того, кто…» и другие. Здесь у детей много возможностей проявить себя и научиться проявлять заботу о ближнем.
НАБЛЮДАЙТЕ ЗА ДЕТЬМИ. СМОТРИТЕ ЗА ТЕМ, КАК ОНИ ВЫРАЖАЮТ СВОЮ ЛЮБОВЬ ДРУГИМ.
ЭТО – КЛЮЧ К ИХ ЯЗЫКУ ЛЮБВИ.
Неоспорима зависимость детских радостей от условий семейного воспитания, от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.
А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят. Он говорил: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету, - всё это имеет для ребёнка большое значение».