МААМ-картинки

Обучение детей плаванию в раннем дошкольном возрасте как средство закаливания и укрепления организма

Ирина Матковская
Обучение детей плаванию в раннем дошкольном возрасте как средство закаливания и укрепления организма
▼ Скачать + Заказать документы

Наличие бассейна в здании дошкольного учреждения создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. При этом должны быть обеспечены необходимые условия для жизни детей в саду, налажен медико-педагогический контроль за воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Публикация «Обучение детей плаванию в раннем дошкольном возрасте как средство закаливания и укрепления организма» размещена в разделах

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное возможностей каждого ребенка.

Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудными заболеваниями, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

Центральная нервная система (ЦНС) интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2-2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

До 6 лет у ребенка в деятельности ЦНС процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.

В 5-6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать, мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

У детей 7 лет, как правило, свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему ребенка, успокаивает, снимает утомление, обеспечивают крепкий сон, у него улучшаются внимание, память.

Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики ребенка, способствуют формированию положительного эмоционального фона.

Необходимо сказать, что плавание является эффективным средством закаливания детей, повышения их устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. Происходящие изменения в крови повышают защитные свойства иммунной системы ребенка, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у малышей, занимающихся плаванием, все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Для достижения полезного эффекта закаливания и укрепления организма необходимо соблюдать и учитывать несколько правил:

- учитывать возраст и состояния здоровья;

- соблюдать правило постепенности: от простого к сложному;

- соблюдать регулярность: закаливающие процедуры должны проводиться каждый день или в крайнем случае через день, если закаливающие процедуры прерываются на длительное время, наработанные рефлексы постепенно затухают;

- соблюдать правильную дозировку процедур: основными критерием для подбора дозировки являются самочувствие, аппетит, сон, настроение;

- совмещать закаливающие процедуры с активной мышечной деятельностью: сочетание физических упражнений и закаливающих процедур делает процесс закаливания более эффективным, помогает повысить мышечный тонус;

- сочетать различные способы закаливания : чем разнообразнее воздействующие при закаливании физические факторы, тем шире круг функциональных систем и органов, вовлеченных в процесс.

Как известно период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.

Перед дошкольными работниками поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья, совершенствованию физиологических функций организма ребенка, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию. Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. С самого раннего возраста это одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм, сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. При обучении создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности, самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях. Нет надобности, указывать на значительное количество несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровления, закаливания, в обеспечении всесторонней физической подготовки. Вместе с тем обучение плаванию в раннем возрасте имеет большое значение и для более широкого вовлечения детей в такие массовые виды спорта, как гребля, парусный спорт, туризм и другие. Огромное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным, поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.

Таким образом обучение плаванию не только предупреждает заболевания, но и лечит. В отличие от других систем плавание развивает в организме симметрию, координацию и выносливость. Она стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Бассейн» Занятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют.

Консультация «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок»Консультация «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок» Воспитатель: Дядичкина Ольга Владимировна В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей плаванию в раннем дошкольном возрасте как средство закаливания и укрепления организма
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 05:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей плаванию в раннем дошкольном возрасте как средство закаливания и укрепления организма» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Матковская (УИ 111641) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД