Людмила Козлова
Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине.
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания и обучения. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине,» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Владение монологической речью - высшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Оно вбирает в себя освоение стороны языка, словарного состава, грамматического строя. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике, повествование (динамика событий в движении и времени, рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Психолого - педагогические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью, соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств,отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
Принципиально важными являются выводы, полученные в ходе анализа психологической и педагогической литературы о том, что раньше всего к связному изложению дети переходят в рассказах спокойного характера (А. М. Леушина и др.). В педагогических исследованиях также доказано, что связность, прежде всего, формируется в текстах повествовательного и контаминированного характера (Л. Г. Шадрина и др.)
Ведущим средством формирования речи ребёнка является обучение. И в настоящее время решение всех речевых задач осуществляется на занятиях, которым отводится особая роль. На занятиях быстрее, чем в других видах деятельности, ребёнок осваивает грамматически правильную, чистую и выразительную речь. Для занятий специально отбирается программный материал, наиболее эффективные методы, приёмы, подбираются такие игры и упражнения, которые более всего соответствуют возрасту детей. Природа окружает детей повсюду и о ней ребёнку легче всего рассказывать, воспитатель должен лишь помочь ребёнку начать рассказ, он должен следить, чтобы этот рассказ был связным и логичным.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. В частности, в работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.
В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи, проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении.
Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают, свое мнение убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Из всего вышесказанного следует, что работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста является актуальной и значимой на современном этапе. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, проблема остается актуальной, т. к. дети продолжают испытывать трудности при составлении рассказа по пейзажной картине.
Опытно - экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ г. Липецка д\с № 95 с детьми старшей группы.
В процессе констатирующего эксперимента определялся уровень развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась с каждым ребенком индивидуально.
Детские рассказы мы анализировали по следующим показателям (предложенные В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой) :
1) количество выделенных признаков;
2) структура и последовательность описания;
3) связность;
4) языковые средства: количество прилагательных; количество существительных, глагольная лексика, образные средства языка, типы предложений, информативность высказывания (всего слов,
5) плавность (количество пауз).
Данные показатели позволили выявить уровни развития монологической речи старших дошкольников.
К высокому уровню мы отнесли троих детей, что составляет 21%. В рассказах отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи дети с помощью языковых средств. Дети стараются подробно рассказать о том, что изображёно на картинах, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния художника.
К среднему уровню – 6 детей, что приравнивается к 42%, т. к. у детей допускаются ошибки в согласовании существительных с числительными и прилагательными. В построении предложений не затрудняются, но в речи используют не все типы предложений. Составляют рассказы по картине с небольшой помощью взрослого. Выразительность речи недостаточна.
На низком уровне 5 детей - 35 %. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в самостоятельных рассказах. Словарный запас беден. Речь недостаточно выразительна.
Таким образом, при составлении рассказов по пейзажной картине у детей вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Большинство детей не умеет отбирать уместные языковые средства при построении связного высказывания, поэтому целесообразно проведение специальной работы с целью развития умений самостоятельно, связно и последовательно составлять рассказ.
Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста недостаточно высокий. Поэтому наша дальнейшая работа была направлена на повышение уровня развития монологической речи.
Полученные результаты свидетельствуют, что необходимо целенаправленное обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по памяти, что является необходимым условием для полноценного развития речи.
Формирующий эксперимент был направлен на формирование связной, образной речи при обучении рассказыванию по пейзажным картинам; продолжали развивать художественное восприятие произведений живописи, а также формировали представление о выразительных средствах, используемых художником для создания образа.
В ходе эксперимента рассказы детей получались интересными, соответствовали теме, предложенной воспитателем. Старшие дошкольники умело употребляли слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые наиболее точно передавали замысел. Речь детей образная, эмоциональная. Мы считаем, что у детей старшего дошкольного возраста в достаточной мере развито логическое мышление, они научились строить свой рассказ последовательно.
Таким образом, можно сказать, что занятия по развитию речи являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоничное развитие всех сторон личности дошкольника, не только речи, но и памяти и мышления.
На этапе контрольного эксперимента мы выявляли как изменился уровень развития монологической речи старших дошкольников после целенаправленного обучения.
Для решения поставленной цели с детьми старшего дошкольного возраста мы провели индивидуальные задания на выявление умений рассказывать по пейзажной картине. Проанализировав рассказы детей по имеющим показателям, мы определили следующие уровни.
К высокому уровню развития монологической речи мы отнесли восемь детей, что приравнивается к 57% от общего числа старших дошкольников; к среднему уровню мы отнесли пять детей, что составляет 35%; на низком уровне один ребенок, что составляет 7%.
Таким образом, проанализировав полученные результаты можно сказать, что проделанная работа дала положительные результаты. Уровень монологической речи значительно повысился. В целом, обучение родному языку одна из главных задач подготовки к школе, так как речь - средство уникальное, универсальное и незаменимое.
Список литературы
1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр "Академия",
2006. - 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений [Текст]. Т. 5. - М. : Педагогика,
2003. -136 с.
4. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию
[Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Э. П. Короткова. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
5. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] - 4-е изд. - М. : Изд.
МГУ, 2005.-485 с.
6. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 288 с.