Татьяна Кубышкина
Обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи элементарным словообразовательным умениям
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с общим недоразвитием речи, а среди них особенно у детей с моторной алалией, отмечается значительное недоразвитие словаря, нарушена актуализация слов, затруднено припоминание нужного слова, наблюдается смешение слов, сходных по значению, а чаще по звучанию, а иногда просто одинаково малознакомых. Значит, цель коррекционной работы в первую очередь - обогащение и активизация словаря. Но простое механическое запоминание новых слов у детей с общим недоразвитием речи невозможно, т. к. именно вербальная память у них нарушена больше любых других видов памяти. Освоение, запоминание новых слов, особенно мотивированных, возможно только в сопоставлении их, в соотнесении с другими, так называемыми более простыми, знакомыми словами (в языке - исходными). Выстраивание простейших словообразовательных цепочек, объяснение мотивированных слов словосочетаниями с исходными словами помогает детям запоминать новые слова, а в процессе коррекционной работы легче определять значение незнакомых слов по аналогии с уже известными словами, узнавать «словообразовательную модель». Т. о. словообразование способствует обогащению словаря; но и активно расширяющийся словарь в свою очередь также способствует развитию грамматического строя речи и, в частности, словообразовательных процессов.
Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи элементарным словообразовательным умениям» размещена в разделах
На фонетическую составляющую речи и развитие фонематического слуха ребенка также значительное влияние оказывает грамматика в целом и cформированность элементарных словообразовательных умений, в частности. Хорошо понимая (на практическом уровне) обобщенное лексическое значение словообразовательных морфем, ребенок не смешивает их, хорошо различает на слух, использует и произносит их правильно, не «проглатывает» и не «смазывает» их произнесение.
В процессе звукопостановки, а именно, при автоматизации звуков в речи, для формирования звуко-слоговой структуры слова тоже чрезвычайно важны коррекция и развитие фонематического слуха и формирование словообразовательных умений, т. к. дети с ОНР с трудом как воспринимают, так и воспроизводят слова, состоящих из нескольких морфем (корень, приставка, суффиксы).
В процессе формирования речи словоизменение у ребенка появляется раньше: к двум-двум с половиной годам, словообразовательные процессы несколько позже: после двух с половиной – трех лет, а у многих детей только с четырех лет. В развитии словообразовательных процессов практически у всех детей прослеживается прохождение двух характерных этапов. Первый этап – «словотворчество» – похожее на игру, забавное, непосредственное конструирование новых слов. И обычно только после пяти лет у детей появляется сознательное отношение к звуковой оболочке слова, понимание того, что в слове заключено значение не конкретного предмета, а группы таковых, объединенных определенными признаками. Именно по этой причине в пять-шесть лет можно активно и эффективно развивать словообразовательные процессы, показывая на примерах, что не только слово, но и часть его (позже ребенок узнает, что это морфема) может иметь определенное лексическое значение.
Словообразовательные процессы играют в развитии детской речи большое значение, и кроме уже отмеченных раньше, можно выделить и другие аспекты. Итак, словообразование способствует :
- расширению словаря
- лучшему осознанию семантики слов, т. е. обеспечивает более точное понимание и использование в речи слов и речевых оборотов.
- развитию речи в целом
- формированию «чувства языка»
- развитию памяти
- помогает осознать «звуковую оболочку» слова
- помогает угадать значение незнакомого слова по уже известным морфемам, т. е. облегчает освоение чтения
Обеспечивается база для успешного обучения в школе по всем предметам.
В течение года в процессе логопедической работы мы изучаем примерно 20–25–30 лексических тем в зависимости от возраста детей и тяжести речевых расстройств. Параллельно с лексическими темами (и на их основе) дети осваивают определенные грамматические категории и правила, функционирующие в языке. Я разработала систему работы по коррекции и развитию речи для детей с ОНР и составила картотеку словесных игр и упражнений по всем лексическим темам. Практически на каждую лексическую тему имеются упражнения на подбор родственных слов. Всего таких упражнений в моей картотеке больше ста.
Эти словесные игры я включаю в структуру фронтальных и подгрупповых логопедических занятий, использую в индивидуальной работе с детьми, знакомлю родителей с особенностями такой работы и рекомендую некоторым из них закрепить дома сформированные на занятии умения. Многие родители сами интересуются русским языком, они не просто выполняют со своими детьми задания, а увлекаются, творчески подходят к этому процессу, иногда узнают что-то новое, удивляются. Кроме того, эти карточки используют в своей работе и воспитатели по моему заданию и по собственной инициативе.
Я работаю с детьми по данной системе в течение двадцати лет, и смогла убедиться, что применение таких словесных игр и упражнений в коррекционной работе максимально повышает ее эффективность, формирует у детей стойкий интерес к слову и словесным играм, способствует активизации речи и мыслительных процессов детей.
Практически в каждую лексическую тему включаю упражнения на подбор родственных слов. Такие игры мы называем по-разному. «Словесное дерево» - потому что все такие слова чем-то похожи друг на друга, как листья на дереве, или как плоды (яблоки, желуди, и больше того, они и выросли все из одного слова, как дерево из одного семечка. («Чудо-дерево» : «Как у наших, у ворот Чудо-дерево растет – не листочки на нем, не цветочки на нем, а слова на нем растут, точно яблоки»). Как из одного корня вырастает дерево, на нем много-много веток, листьев, плодов, все плоды похожи друг на друга, хотя и чуть-чуть отличаются, так и разные слова, выросшие на «Чудо-дереве», похожи и немного отличаются друг от друга.)
Для проведения этой игры у меня сделано пособие: на коврографе изображение дерева, к нему – листья (для детей старшей группы) и геометрические фигуры (для детей подготовительной группы). Геометрические фигуры – это символы, обозначающие разные слова : – квадрат - слова-предметы (существительные, – круг - слова-признаки (прилагательные, – треугольник - слова-действия (глаголы).
Эту игру мы называем ещё «Дружной семейкой», потому что слова в такой «семейке» дружат, они объединены общим смыслом и похожи по звучанию. В пять-шесть лет дети самостоятельно не могут подбирать родственные слова, даже если эти слова уже есть в их пассивном или даже в активном словаре. При проведении таких упражнений я использую вопросы-«подсказки», которые помогают детям вспомнить нужное слово или «придумать» его. По сути – это словотворчество. Слова, «придуманные» детьми, могут совпадать с уже существующими в языке, а могут быть совсем на них не похожи. Уточняем и закрепляем в речи «правильные» слова, но само словотворчество всячески поощряем.
«Скажи, что делает», «Что делает? Что сделал?». Работа с так называемыми «приставочными глаголами» - это тоже подбор родственных слов. Провожу два вида упражнений: дети называют один и тот же глагол с разными приставками (приехал – уехал, подъехал – отъехал.) и разные глаголы с одной приставкой (написал, нарисовал, надел.). Второе упражнение имеет большое значение для формирования представления об обобщенном лексическом значении конкретных морфем.
«Большие-маленькие» («Скажи ласково», «Маленькое-большое-огромное», «Большое-маленькое-«малюсенькое» Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными, а также, с увеличительными суффиксами, работа над уточнением оттенков лексического значения производных слов.
«Скажи, какое», «Чье? Чья? Чей? Чьи?» Цель: образование соответственно относительных или притяжательных прилагательных от существительных.
«Скажи, что это». Цель: образование существительных от разных частей речи – от прилагательных, глаголов, наречий или – наоборот – поиск исходного слова.
«Кто чей детеныш», «Кто чья мама», «У кого какая семья» Цель: образование слов, обозначающих соответственно названия детенышей животных, названия самки или самца животного, если такое слово существует в языке.
«Какого цвета» Цель: образование прилагательных, обозначающих разные оттенки цвета суффиксальным способом или сложением (желтенький, желтоватый, ярко-, бледно-, темно-, светло-красный, сине-зеленый и др.)
«Из двух слов – одно», «Из одного слова – два»
«Толкование слов» («Почему так называется») Цель: образование сложных слов из двух простых, объяснение значения сложного слова через составляющие его простые слова, т. е. «разложение» простого слова на «составляющие»
Очень жаль, что больше нет телепередачи «Устами младенца». Раньше я проводила игровое упражнение «Объяснялочки», опираясь на опыт детей, смотревших эту передачу. Даже специально давала задание родителям посмотреть ее вместе с детьми, если они еще с этой передачей не были знакомы. Теперь же приходится мотивировать толкование слов, например, тем, что иностранец или даже инопланетянин не понимает, что обозначает какое-то слово. При толковании слов считаю нецелесообразным давать детям «энциклопедическое» их объяснение. Думаю, разумнее разъяснять слово детям «на их уровне», в максимально доступной форме. Идеальный вариант объяснения слова - когда значение можно связать со звучанием, т. е. истолковать слово через родственное ему или использовать этимологию, происхождение слова.
Задача проведения всех данных упражнений – обучающая, т. е. мы учим детей образовывать производные слова, подбирать или «составлять» такие слова, чтобы в них обязательно присутствовало данное слово, учить обращать внимание на «звуковую оболочку» слова. Сформированные умения и навыки словообразования закрепляем, предлагая детям другие задания и упражнения: заучивание стихов, считалок, потешек, использование текстов с наиболее характерными конструкциями производных слов в подвижных играх, физминутках, в таких упражнениях, которые в логопедической работе называются «речь с движением».