Наталья Хорошун
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах (далее – ДМИ).
Публикация «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Игре на ДМИ я стараюсь уделять особое внимание, т. к. именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных музыкальных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Многим детям игра на ДМИ помогает передать чувства и внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только для индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Работу по обучению детей игре на ДМИ я стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараемся применять различные методические приё мы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в записи и др.
Обучение игре на ДМИ в процессе занятий требует немало времени, поэтому следует пересмотреть плотность занятия, тщательно продумывать его проведение, чтобы оставалось время на этот вид деятельности.
Готовимся к занятию заранее : раскладываем все атрибуты (флажки, султанчики, платочки) на стульчиках вдоль стены, готовим необходимые пособия, подбираем необходимую музыку для слушания и т. д. Задания объясняем чётко и кратко.
Со многими ДМИ я знакомлю детей на музыкальных занятиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Здесь же происходит и обучение игре на ДМИ, требуемое Программой.
С остальными инструментами, которые используются в оркестре, ансамбле ложкарей, отдельных небольших ансамблях, некоторых музыкально-дидактических играх, знакомлю во время индивидуальных занятий. Обучение на них осуществляю также в свободное от занятий время.
В процессе обучения детей игре на ДМИ часто пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Такие помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.
Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов развивает у детей особый интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует их творческой активности.
Оркестр в нашем детском саду
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость.
В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.
Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоёмкое дело, но весьма нужное, необходимое. Ребёнок, приобщённые к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесёт эту любовь через всю жизнь.
В начале своего трудового пути, работая с дошкольниками, я поняла, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. И тогда возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, но и будет способствовать их всестороннему развитию.
Очень важно подобрать необходимые детские инструменты : бубны, погремушки, маракасы, кубики, барабаны, треугольники, колокольчики, ксилофоны и металлофоны. Некоторые инструменты мы сделали сами с помощью родителей. Например, пустые яйца из киндер-сюрпризов мы наполнили гречкой и фасолью, и у нас получились оригинальные маракасы, которые удобно ложатся в детскую ладошку.
Шумовой оркестр всегда доставляет большую радость не только детям, но и нам, педагогам. А восторг и радость ребят не передать словами.
Как мы используем игру на ДМИ на праздниках и развлечениях
В программу утренников входят различные виды музыкальной деятельности : дети поют, танцуют, играют в музыкальные игры, водят хороводы. Использование на праздниках и в развлечениях музыкальных игрушек и инструментов даёт возможность сделать их более интересными, привлекательными, развивает самостоятельную музыкальную деятельность детей, желание выполнять хорошо знакомые движения с игрушками, играть на различных инструментах в группе и дома.
Немаловажную роль на праздниках мы отводим детскому исполнению на инструментах – дети играют в оркестре, небольшими ансамблями, индивидуально. После таких праздников ребята долго живут впечатлениями от него, вспоминают и повторяют понравившиеся им выступления самостоятельно в группе, организуют концерты или просто играют индивидуально на различных ДМИ.
Я стараюсь построить утренник в увлекательной форме, чтобы он доставлял детям радость, расширял их кругозор, обогащал новыми впечатлениями. Программу утренника составляю с учётом использования различных ДМИ.
В осенние утренники я включаю исполнение несложных песенок и попевок, которые не требуют от ребят большого умения. Например, драматизация «Гуси-гусенята» А. Александрова, здесь несколько ребят подыгрывают на триолах. Индивидуально готовлю с ребёнком несложную мелодию, которая прозвучит на утреннике сюрпризом. Часто на празднике выступает ансамбль ложкарей – он требует меньшей подготовки, чем оркестр.
Новогодний утренник – самый любимый детский праздник. Сделать его ещё интересней нам помогают ДМИ, на которых играют дети и взрослые. К этому времени многие ребята уже хорошо владеют различными инструментами, умеют играть небольшим ансамблем и в оркестре. Игра на ДМИ усиливает впечатление от праздника, даёт возможность показать гостям умения и навыки в этой области, тем самым закрепляет уверенность ребёнка в своих силах и возможностях.
Уже детям младшего возраста я предлагаю на новогоднем утреннике музыкальные игрушки. Они могут танцевать у ёлки с погремушками. Движения показывает Снегурочка, пришедшая к детям на праздник, а Зайчик (ребёнок подготовительной группы) разрешает каждому постучать по бубну. Детям раздают колокольчики, приглашают подойти к домику Снегурочки и позвенеть ими (разбудить Снегурочку).
На празднике у малышей может выступить небольшая часть оркестра старших детей – это доставляет всем детям большую радость.
Детям среднего дошкольного возраста на утреннике можно предложить музыкально-дидактическую игру «Будь внимательным». Например, когда Петрушка играет на губной гармошке громко, дети хлопают тоже громко, играет тихо – дети хлопают тихо. Или: за правильное отгадывание загадок Дед Мороз дарит зайчатам барабаны, они ритмично играют на них знакомую мелодию, а музыкальный руководитель аккомпанирует. Незаметно вносят большой барабан для деда Мороза, а так сильно играет на нём, что барабан лопается, а в нём… ПОДАРКИ!
На утреннике старших детей исполнение на ДМИ может сопровождать различные виды деятельности: пение, и даже танец. Этим дети придадут утреннику весёлое, шутливое настроение. Из опыта: мальчики-петрушки выполняли забавные движения с ложками, которые принёс в большой хохломской ложке Клёпа. Все движения в танце детям были хорошо знакомы и отработаны, но элемент нового (а это был Клёпа, появившийся в зале с огромной ложкой) вызвал такой восторг, такое желание танцевать, что после утренника они ещё долго повторяли отдельные элементы этого танца с одновременным пропеванием мелодии.
Не забудут ребята и игру Клёпы на ложках, который старался повторять за ними различные движения, но у него ничего не получалось, при этом все смеялись и дружно хлопали. Затем Клёпа и Ириска играли на триоле, а лесные звери танцевали возле ёлки. Когда в зал въехали сани со Снегурочкой, девочки-снежинки, сопровождавшие её, ритмично звенели колокольчиками. А все в это время пели песню «Саночки» А. Филиппенко. сюрпризом прозвучала игра Снегурочки (девочки из подготовительной группы) на арфе. Она готовила этот номер по секрету от всех ребят на индивидуальных занятиях. Ансамбль из металлофонов подыгрывал группе ребят, исполняющих одну из песен про ёлочку.
Восьмое марта – это праздник самых близких для ребят людей: мам, бабушек, сестрёнок. Дети старших групп готовят к этому дню большой праздничный концерт, в программу которого обязательно включаем выступления детского оркестра и ансамблей. Мамы, не раз слышавшие игру своих детей на ДМИ, в этот день воспринимают её как-то по-особенному, как музыкальный подарок. Проведение этого праздника обычно планируется с участием мам и бабушек, которым особенно нравится следующий номер – музыкально-дидактическая игра «Чей ансамбль лучше?». В начале на ложках играют дети, затем ту же мелодию должны повторить мамы.
Выпускной утренник является итогом всего того, чему дети научились в детском саду. Но исполнить всё, что ребята умеют, просто невозможно, а сыграть хочется каждому. Поэтому можно объединить всех детей в оркестр. С большой гордостью будущие школьники покажут оркестр ложкарей. Здесь уже не будет стеснительных и замкнутых ребят. Все держатся уверенно, слаженно действуют с ложками. Было бы уместно вместе с ранцами и «дипломами» выпускника некоторым ребятам вручить письма-рекомендации в музыкальную школу.
Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительные результаты, независимо от того, на каком инструменте ребёнок играет. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков. Дети, занимающиеся в оркестре, постепенно становятся одухотворённее, внутренне содержательнее, духовно богаче.
Безусловно, далеко не все наши воспитанники станут профессиональными музыкантами, но я твёрдо знаю, что они ещё долго с большим удовольствием будут вспоминать об оркестре в детском саду. Такие занятия формируют не только специальные, связанные с исполнением музыкальных произведений, навыки и умения. Эти занятия развивают у ребят чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывают дисциплинированность, ответственность за порученное дело.