МААМ-картинки

Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Светлана Шатова
Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим ребенком и корригируемая им по процессу выполнения и результату деятельность.

В рамках данного подхода считается, что дети должны научиться в детском саду:

- самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности;

- анализировать условия и средства предстоящей деятельности;

- формулировать её алгоритм;

Публикация «Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности» размещена в разделах

- контролировать результат выполнения (преодолевать разногласия, корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата).

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

- Создать условия для самостоятельной работы

- Обучить детей методам и приёмам творческой работы

- Предоставить время для самостоятельной деятельности

Нельзя забывать о том, что при организации самостоятельной деятельности, педагогу отводится только корректирующая роль. Довольно часто свободу выбора ребенка мы связываем с:

- игровой деятельностью (игры, партнёров, атрибутов.);

- в отношениях со сверстниками (дети могут выбирать как им поступить, как спросить, что ответить).

И значительно реже мы предоставляем детям свободу выбора - на занятиях (выбор материалов, способов выполнения заданий, темпа работы, видов продуктивной деятельности и др.)

С одной стороны, мы знаем и создаем условия для поддержки детской инициативности и самостоятельности, однако на практике детям очень сложно овладеть умениями организации своей самостоятельной деятельности (не только образовательной, но некоторым даже игровой). В чём причина?

На наш взгляд, одна из проблем кроется в планировании (тематическом, ежедневном, НОД).

Составляя собственные планы и конспекты занятий, стараемся опираться не на подробное описание хода занятия или деятельности детей, полагая, что всё пойдёт именно так, как мы запланировали.

Проанализировав свои ошибки при планировании самостоятельной работы и деятельности детей, выделили для себя следующие моменты:

1. При определении темы проекта на месяц исходим из пожеланий и высказываний детей "Что мы знаем", "Что хотим узнать".

2. На основе выделенной темы, высказываний "Где и как это можно узнать" и "Что мы можем сделать" (в различных видах деятельности) составляем опорную схему-модель, которую можно дополнить или откорректировать по ходу реализации проекта.

3. Из данной модели и обсуждений определяется итог проекта и распределяем поэтапность проекта (алгоритм наших дел) на недели (темы недели).

4. Подробнее планируем ежедневную деятельность только на несколько дней (максимум неделю, с учетом возможности изменений содержания и форм организации деятельности детей (прогнозируя варианты создания условий).

5. При организации самостоятельной деятельности детей в образовательной деятельности (а точнее сказать создании условий, используем проблемные вопросы, проблемные ситуации и различные задания. Кроме того, для активизации детского мышления, среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

При этом стараемся:

- представить, как на каждое из них будут реагировать дети: в целом группа, отдельные подгруппы с учетом возраста и индивидуальных особенностей;

- спрогнозировать проблемные педагогические ситуации, которые могут возникнуть при организации коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности детей и подумать об алгоритме выхода из них.

Кроме того, сложно не только регулировать самостоятельную деятельность детей, трудности возникают при создании условий для проявления детской активности и самостоятельности.

Здесь на помощь приходит система специальных вопросов и заданий:

На уровне знаний детей: назовите. перечислите. опишите. расскажите. обозначьте. определите. изобразите схемой.

На уровне понимания смысла: сравните. выберите. найдите. объясните. докажите. сделайте выводы. приведите примеры.

На уровне сознательного пользования: покажите взаимосвязь. решите. найдите. измените. объясните зачем. воспользуйтесь, чтобы решить.

На уровне анализа: проанализируйте. объясните причину. найдите различия и сходства. назовите одним словом. классифицируйте.

На уровне синтеза материала: скажите по-другому. составьте - разработайте. создайте. спланируйте. придумайте другой вариант. что произойдет, если. какие могут быть последствия.

На уровне оценки: определите и объясните. сформулируйте правила. отберите и выберите. взвесьте возможности. проверьте. выскажите замечания. оцените. что вы думаете о. объясните почему.

Организацию обучения самостоятельной деятельности в центрах активности ("план-дело-анализ") начинаем с "Утреннего круга", где и создается:

- какая-либо проблемная ситуация (задание или вопрос);

- обсуждение, поиск решения проблемы или поставленной задачи;

- выбор вариантов решений, видов деятельности, материалов, способов выполнения, партнеров;

- маркировка на магнитной доске (старшие сами пишут или схематично изображают выбранный вид работы);

- самостоятельная деятельность (20-25 мин.);

- итоговый сбор (презентация, анализ-обсуждение, оценка).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект организации самостоятельной музыкальной деятельности «Городской парк» Конспект организации самостоятельной музыкальной деятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации.

Технология организации исследовательской деятельности дошкольников «Детские вопросы: что, зачем и почему все мне это надо? Мультстудия, как метод организации исследовательской деятельности детей» Не зря.

Современные педагогические технологии в организации проектно-исследовательской деятельности Доклад Современные педагогические технологии в организации проектно- исследовательской деятельности. «Дошкольный возраст.

Использование инновационной технологии «Лэпбук» в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Консультация для педагогов «Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности»Консультация для педагогов «Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности» b][/b]Консультация для педагогов "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности" «Мальчики и девочки два разных мира.

Организация самостоятельной деятельности средствами социо-игровой технологии МКДОУ Кутуликский детский сад № 1 «Организация самостоятельной деятельности средствами социо-игровой технологии» (из опыта.

Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников .

Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детейСовременные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей На тему: «Космический мир».

Об организации самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации СЛАЙД 1 Тема:Об организации самостоятельной художественно- эстетической деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности
Опубликовано: 10 мая 2018 в 18:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД