Ирина Семенова
Обучение и зона ближайшего развития
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение и зона ближайшего развития
Понятно, что в связи с освоением идеальных форм возникает необходимость обучения. Идеальные формы составляют основу культуры. Однако сама идеальная форма непосредственно не открывается ребенку. Она осваивается с помощью ее носителя или посредника, в роли которого выступает взрослый.
Л. С. Выготский рассматривал ситуацию, в которой носитель идеальной формы — взрослый — отсутствует. «Представим себе, что у ребенка в среде отсутствует эта идеальная форма, т. е. развитие ребенка не подчиняется тому закону, о котором я говорил только, что, именно, что конечная форма отсутствует, не взаимодействует с начальной формой, ребенок развивается среди других детей, т. е. есть среда его сверстников с низшей, начальной формой. Будет ли тогда развиваться соответствующая деятельность, соответствующие свойства у ребенка? Исследования показывают, что будут, но чрезвычайно своеобразно, т. е. они будут всегда развиваться очень медленно, очень своеобразно и никогда не достигнут того уровня, которого они достигают, когда есть в среде соответствующая идеальная форма» (Выготский Л. С., 1996, с. 91). К аналогичному выводу пришел и А. Н. Леонтьев (Леонтьев А. Н., 2009, с. 375).
Публикация «Обучение и зона ближайшего развития» размещена в разделах
Объяснение этих последствий основано на главной характеристике деятельности. А. Н. Леонтьев называл ее предметность. Рассматривая предметность как свойство деятельности человека, А. Н. Леонтьев подчеркивал, что продукты человеческой деятельности характеризуются двумя типами свойств: натуральными и предметными. Если натуральные свойства отражают пространственно-физические особенности объектов, то предметные свойства уже отражают то, в какой мере указанные объекты могут удовлетворять потребности человека. Удовлетворение потребностей предполагает раскрытие этих предметных свойств. Знаменательно то, что предметные свойства не лежат в логике пространственно-физических отношений. Человеческое употребление предметов требует особых форм активности, отличающихся от натурального взаимодействия с объектами. Именно поэтому предметные свойства непосредственно не представлены детскому сознанию. Только с помощью взрослого ребенок открывает и осваивает способы употребления предметов человеческой культуры. Вот почему без взрослого, согласно А. Н. Леонтьеву, развитие ребенка будет задержано.
Эти два примера из работ Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева убедительно раскрывают позицию авторов программы относительно роли взрослого в детском развитии. Она заключается в том, что достижения культуры (идеальные формы) осваиваются ребенком только с помощью взрослого. Фактически взрослый выступает в роли высшего существа, знающего, что и как нужно делать ребенку. В этом случае взрослый не только предъявляет идеальную форму, но и контролирует процесс взаимодействия первичной и идеальной формы. Этот контроль (контроль сверху) носит доминирующий характер в том смысле, что правильный 8 результат заранее известен взрослому как носителю идеальной формы и у него есть основания направлять действия детей в соответствие с за ранее разработанной схемой.
Этот процесс происходит в особом образовательном пространстве, которое определяется наличием зоны ближайшего развития (ЗБР). Фактически зона ближайшего развития (ЗБР) выступает как место, в котором происходит встреча первичной и идеальной формы. Как следует из вышеизложенного, ведущая роль в этом процессе — организация зоны ближайшего развития — принадлежит взрослому. Именно он отбирает культурные образцы, показывает способы действия с ними и контролирует результаты их освоения. У Л. С. Выготского этот процесс характеризуется как особая форма образования, которая ведет за собой развитие — развивающее обучение.
Идеальные формы можно рассматривать как знания. В этом случае мы сталкиваемся с одной особенностью, которая характерна для знаний. На нее обратил внимание К. Поппер. Он писал: «. когда мы начали что-то делать, — например, строить дом, — то не в нашей воле продолжать так, как нам нравится, если мы не хотим быть погребенными под обвалившейся крышей. Скорее, есть структурные законы, которые нами должны быть открыты, законы, которые мы не можем изменить и которые автономны» (Popper, 2008, с. 82). Другими словами, ребенок должен не только следовать указаниям взрослого и им подчинятся, но и подчиняться тем законам, которые стоят за этими знаниями. Здесь возникает ситуация двойного подчинения. С одной стороны, ребенок подчиняется указанию взрослого, потому что взрослый репрезентирует высшую форму. Но кроме того ребенок должен подчиняться и объективным законам, которые характеризуют знания как высшую форму. К. Поппер имел в виду, что знания обладают не зависящей от субъекта объективностью. В этом смысле знания предъявляют одинаковые требования к любому ребенку, который пытается их освоить.
Такая интерпретация свойств знаний ведет к ряду следствий:
связи развития детской произвольности и освоения знаний;
целесообразности классно-урочной системы обучения;
нормированию, как самих учеников, так и процессов детского развития.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. Проблемы развития психики. — М. : Педагогика, 1983.
3. Выготский Л. С. Лекции по педологии. — Ижевск: Удмуртский университет, 1996.
4. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. — М. : Смысл, 2009.
5. Поппер Карл Раймунд. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. – М. : Издательство ЛКИ, 2008.