Наталья Ухина
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о Российской Федерации, как государстве, в котором они живут.
2. Закрепить знания значения государственных символов.
3. Развивать связную речь, память, внимание.
4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, закрепить знания об ассоциативных символах РФ.
Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
5. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе.
Предварительная работа: Беседы о российской символике, заучивание стихотворений о Родине; пословиц и поговорок Родине, рассматривание иллюстраций и изделий по мотивам народного декоративно – прикладного искусства. Чтение сказок, былин.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Россия – это…», фото президента РФ, герба и флага, сундучок, карта мира и РФ, запись гимна, заготовки матрёшек из бумаги, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход ООД
Воспитатель:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
— Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.)
Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя — Россия. В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям Россию.) Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом — припекать солнышко.
Воспитатель: Россия — наша Родина. В народе говорят: «Русский человек без Родины не живет». Родина — это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все — россияне или русские, все говорим на одном языке. На каком? (ответы детей)
Все горячо любим свою Родину.
Ну, а сейчас давайте вспомним, какие стихи вы знаете о России.
1 ребенок:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
2 ребенок:
Родина моя — бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые.
Где бы ты в России ни бывал,
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля —
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба ни заносила,
Не дано забыть нам об одном
— Эта ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей : Родина — значит родная, как мать и отец. Родина — место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Воспитатель: Как и любой другой страной в мире, нашим государством руководит человек. (воспитатель показывает фото Путина В. В.) Президент – самый главный человек в нашей стране, он стоит во главе нашей страны и руководит ею. Президента в нашей стране избирают всенародным голосованием. Выборы президента проходят один раз в шесть лет. За шесть лет своей власти президент должен постараться сделать много хорошего и полезного для страны: обновить и улучшить законы, облегчить жизнь пенсионерам и инвалидам, а также очень бедным людям, сделать обучение школьников и студентов более доступным, наладить отношения не только с соседними странами, но и с другими странами мира. У президента сложная работа, он почти всегда занят: ведь наша страна огромная и в ней постоянно что – то происходит, а президент должен всё обо всём знать, быть в курсе всего происходящего. Воспитатель предлагает детям рассмотреть портрет нашего президента, его фотоснимки в окружении детей, с животными. (Воспитатель обращает внимание детей на спокойное, доброе, приветливое лицо президента, на его внимательный, ласковый взгляд)
Воспитатель: Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.) Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.) Прослушивание гимна (Дети слушают стоя).
Воспитатель: Что такое флаг? Ответы детей : Флаг - это прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. (Воспитатель показывает детям пособие «Флаг России».)
Российский флаг — символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
Современный флаг утвердил великий русский царь Петр I. Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.
Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.
Что означают цвета флага? Ответы детей :
- Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме.
- Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.
- Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.
Воспитатель: Есть у России еще один очень важный государственный символ - герб. Что такое герб? Ответы детей.
Герб — это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях.
Посмотрите на герб России. (Воспитатель показывает детям пособие.)
Что изображено на нем? Ответы детей. Вот золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе — держава. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла — золотая корона. Посмотрите на крылья орла — они тоже золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.
Где можно увидеть герб? Ответы детей. Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.
Какого цвета конь? (Белого.)
Какого цвета плащ у всадника? (Синего.)
Какого цвета щит? (Красного.)
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Цвета государственного флага России.)
Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!
Что в руках у Георгия Победоносца? (Серебряное копье.) Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей - символ зла. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче. (Ответы детей.)
Чем всегда заканчиваются эти сказки? Правильно, герой всегда побеждает Змея Горыныча. Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость!
Физминутка: Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Воспитатель: Кроме государственных, существуют ещё так называемые неофициальные символы, то, с чем ассоциируется Россия. Вспомним некоторые из них.
Посмотрите на экран ( на экране ассоциативные символы России: берёза, рябина, матрёшка,)
Есть у нашей любимой Отчизны,
У России, — начну я рассказ,
Символы, отражение жизни
Тех, кто жил задолго до нас.
(На экране берёзы)
Берез в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывали от солнца, а зимой давали огонь, чтобы согреть крестьянские избы. Березовое лыко использовали для плетения лаптей и туесков, на бересте делали первые записи. С древних времен это дерево наделяли особыми свойствами, считая его символом чистоты и женственности. Наши предки верили, что не только девушки, но и русалки не могут пройти мимо красоты березовых рощ, собираясь в таких местах, чтобы водить хороводы. Существует поверье, что береза отгоняет злых духов.
Береза – символ России,
Сокровище русской земли.
Веками ей песни дарили,
Признанья стихами в любви.
Береза – символ России,
Царица русских полей.
Она средь невест всех красивей,
Величественней и белей.
Шелестом листьев березы
Шепчет Россия нам.
Весной святой родины слезы
Бегут у берез по стволам.
Г. Садовая.
(На экране тройка лошадей)
Русская тройка. Так называют старинную конную упряжку, состоящую из трёх лошадей. Для жителей нашей страны дорога всегда имела особое значение: бескрайние просторы, долгие путешествия в зимнюю пору… Всё это неизменно связано с лошадьми – верными спутниками странствующих. Способ движения в тройках позволял преодолевать большие расстояния на достаточно серьёзной скорости, порядка 50 км в час. Такие упряжки появились 200 лет назад, а с 1840 года стали устраивать соревнования троек. Цифра «три» также имела сакральное значение для русского народа: праздник Троицы, пословица «Бог любит Троицу», три богатыря, три желания, которые исполняет золотая рыбка.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
(На экране бабалайка)
Балалайка. Этот излюбленный музыкальный инструмент русского народа выполнен в виде треугольника с грифом и имеет 3 струны. Существует более 200 лет. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту Василию Андрееву. Балалайка всегда сопровождала крестьянские праздники и минуты отдыха, на них виртуозно играли скоморохи.
(На экране самовар)
Самовар. Он вошёл в обиход русского народа в XIX веке после широкого распространения чая. Символ гостеприимного дома и семейного уюта стал героем пословиц, поговорок и песен. Его родиной считается Урал.
Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
(На экране лапти, ушанка и валенки)
От лаптей до ушанки. Говоря о символах России, нельзя не упомянуть и предметы национальной одежды. Лапти – обычный вариант обуви крестьян. Они изготовлялись из древесного лыка или берёсты. Крестьяне были бедны и такая дешёвая, но очень недолговечная обувь стала символом нищеты и безграмотности народа. Отсюда и всем известные пословицы и выражения: «лапоть» (о простофиле, «не лаптем щи хлебаем».
Валенки – зимний вариант тёплой и удобной войлочной обуви, символ смекалки русского народа. Впервые упоминаются еще в «Слове о Полку Игореве».
Жили-были валенки
Веселы,удаленьки.
Бегут шустро по дорожке,
Не замерзнут наши ножки.
Валеночки теплые,
Валенки спортивные,
Валенки удобные,
Валенки красивые.
Ушанка – тёплая шапка. Считается, что в русском обиходе она появилась благодаря монголам, которые защищались от холодных ветров шапками из овчины. Назывались они малахаями.
(На экране храмы)
Золотые купола храмов. В России насчитывается чуть менее 20 тысяч храмов. В давние времена железные купола покрывали тонким слоем золота, для того чтобы продлить срок их службы, так как золото не окисляется на воздухе.
(На экране кокошник)
Кокошник – забытая корона русских красавиц. Когда именно в русском женском костюме появился кокошник неизвестно. Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» – петух, курица. За него платили баснословные суммы и передавали из поколения в поколение. Его запрещали и возрождали снова
(На экране матрёшка)
Матрешка. Впервые токарную форму матрешки предложил Василий Звездочкин, уроженец Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, которая издавна была знаменита своими искусными токарями. В начале 1890-х годов он увидел как-то в журнале "подходящую чурку" – японскую куклу КОКЭСИ и по ее образцу выточил деревянную пустотелую куклу. Эта фигурка имела "смехотворный вид, напоминала монашенку" и была "глухая" (не раскрывалась). Известный художник Сергей Малютин расписал эту фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. (У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букеты.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
А. Гришин
Россия - самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Многие славятся мастерами. И эти мастера изготавливали и расписывали не только матрёшки и другие игрушки, они также изготавливали различную посуду и домашнюю утварь. Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель)
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах. (Дымковская игрушка)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки
— Деревянные игрушки. (Богородская игрушка)
Дети отгадывают загадки, а воспитатель достает из сундучка отгадки.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: Ребята, я подготовила заготовки матрёшек, давайте мы с вами сейчас распишем их в стиле народной росписи. (Дети рисуют)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Если «Да», хлопните в ладоши, если «нет»- топните ногой. Расскажите, что именно понравилось? Если есть ответы «нет» - узнать почему?
Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославляли своим трудом и достижениями Россию.
Закончить хочется словами поэта Т. Бокова:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина