НЕЛЯ АЛБОРОВА
Конспект интеллектуальной игры «Брейн-ринг» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интеллектуальной игры «Брей-ринг»
Цели:
- Выявить знания детей по изученному материала
Закрепить и обобщить знания детей по изученным темам: сказки, времена года,одежда, посуда, животные, профессии, Нартский эпос. Узнавать их по описанию, по фрагментам и по предметам.
Развивать мышление, память, воображение.
Работать над связной речью детей, добиваться полных ответов.
Публикация «Конспект интеллектуальной игры „Брейн-ринг“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать в детях ловкость и самостоятельность.
Повторить дидактические игры.
- Воспитывать в детях такие качества как взаимоуважение и товарищество.
Словарь: лхуый, фынг,пирн,хъуылг,гогон
Предварительная работа:
Учить с детьми загадки, пословицы. поговорки;
- Читать сказки, нартские сказания,изучать программный материал.
Наглядный материал: Куклы в национальной одежде, старинная утварь осетин: хъуылг,лхуый,пирн, гогон, фынг;
Презентация: символы республики, картинка семьи, времена года. Герои нартского эпоса, осетинская музыка.
Макеты: дом и лес.
Ход занятия
- Здравствуйте, дорогие гости!
-Сегодня на ваш суд выносим нашу интеллектуальную игру. А вас попрошу быть благосклонными!
- Пожалуйста,команды,прошу вас в зал!
(Дети заходят в зал под осетинскую музыку.)
-Ребята, посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Поздоровайтесь.
- Добрый день! Добро пожаловать!
- Здравствуйте,ребята! Я рада вас видеть сегодня на нашем занитии! Желаю вам быть радостными и внимательными,т. к у нас с вами очень интересная игра «Брейн-ринг». Будем играть в две команды –«Иры дидинджыт», иннт – «Хуры тынт»
1-команда : Мах «Иры дидинджыт стм
Зарм, кафм, цинт уарм.
Н зрдыл ныстуант дарм.
Н цардм амонд мах хссм.
2-команда : Мах стм «Хуры тынт».
Мах стм у хурт,
Уарзон др хъбулт.
Н дсныйаг 'вдисм мах,
мдзгъд та кнут сымах.
- Слушайте внимательно вопросы, какая команда быстрее догадается –нажимает кнопку.
1 вопрос : - Как называется наше Отечество? (Ирыстон)
- Какие символы республики?
(на экране под музыку гимна появляются символы.)
Слайд№1
Слайд№2
2 вопрос : - Кто изображен на картинке? (на слайде- семья) – Перечислите членов семьи.
3 вопрос : Загадки:
Цыппар гауызы къухджынт уафынц.
Крдзи фдыл с зххыл тауынц:
Урс, цъх, хъулон м бур.
Цы сты, уый ма, згъут. (афдзы афонт)
Уазалй лгты бамбхсы арс,
Митыл трхъусвдт цас вййы,цас!
Ихы бын бамбхсы дон др. (зымг)
Слайд №3
Мит тайы, их сайы,
Фхъулон ис зхх:
Й цгат фзйнад,
Й хуссар фцъх… (уалдзг)
Слайд №4
Хур судзы… Уырыдзы
Хрынн бззы…
Чи хъдй ргъдй
Сырх мнргъ хссы… (срд)
Слайд №5
хслы ызгълы,
Лджирттг фбур…
Мигъ бады цгаты, —
Н й тавы хур… (фззг)
Слайд №6
4 фарст : «Одежда»
(надо одеть самодельные куклы в национальную одежду. Командиры команд выбирают конверты с заданиями. В одном конверте –женский наряд, во втором- мужской.)
-Кто быстрее оденет куклу.
5 вопрос: «Животные»
-Какие животные живут дома и в лесу? Они у нас перемешались и надо их правильно расставить на свои места. (выбирают конверты и ставят животных на макеты дома и леса)
6 вопрос : «Профессии»
- Какая профессия у этого работника?
Книга, ручка, тетрадь. мел;
Ножницы, игодка,нитки;
Гвоздь, молоток, щипцы;
Фен, расческа, ножницы.
7 вопрос: «Посуда» (надо узнать по описанию о какой посуде идет речь и показать)
Как называется старинный стол осетин? (Фынг)
Сколько ножек у этого стола? (три)
А какое блюдо у осетин самое почитаемое? Что ставят на стол? (три пирога и соль)
- Девочки, завяжите косыночки и фартуки, будете лепить пироги. На досках у вас круг-шаблон. Ваши пироги должны быть этого размера. Кто ровнее,правильнее и быстрее справится, та выиграет.
(пока они выполняют задание, остальные дети отвечают на вопросы)
Къуымбил цгъдынн, фасынн бзг мигнн; (пирн)
Фсцагъд къуымбилй ндах уафм цй руаджы? (лхуый)
Раджы заман чызджыт дон хастой цавр мигннты (гогоны)
(чызджыт гогонтим донм уайынц м фстм здхынц,с гогонт равдлон кнынц)
8 вопрос : «Сказки» (надо по отрывку узнать сказку)
«…У ныхст раст не сты. Мах фервзын кодтам н крдзийы. з мхдг др тынг суазал дн, фл м сымах схъарм кодтат …
-Цавр аргъауй у ацы скъуыддзаг? (Арсы уазджыт)
«…Куыдз базгъордта хдзарм м флбурдта рувасм. Гды й цыргъ дндгт ныссагъта рувасы хъусы. Рувас скуыдта м алыгъд хъдм…»(хистр къорды сабит скъуыддзаг вдисынц м сывллтт та, хъуам згъой, цавр аргъау у, уый) (рт хлары)
Слайд №7
«. Бацин кодтой крдзийыл блас м дидинг. Фл иубон сау мигъ фзынд арвыл. Дидинг амбхста й сыфт, скуыдта: -Мардзысты м ихын дурт…» (фйнгыл слайд тулдз блас м дидингим афтмй ксын скъуыддзаг)
– Цавр аргъауй у? (Тулдз блас м дидинг)
«…Бон изрм иу аргъд фткъуы, хсв та-иу й цыдр адавта.»
- Кцй у ацы диссаджы фткъуы? Чи й хъахъхъдта? (Нарты фткъуы (хсар м хсртг)
«…Нал уыд мгуыр лг й срн,
Удхарй йм мард.
Адмм км ну фыд-зрд
Иуцстон стой! —
Хоры къутуйау й тнт,
Бинаг был — кфой.
Фос цут кнын н уагъта, —
Алыбон хрг! …»
- Чи у ахм дзлгъд адймаг? Куыд хуыйны? Чи ныффыста аргъау?
(уйыг)
Слайд№1
Слайд№2
Нарты хистртй иу. Стры разй чи цыд, зондагур км цыдысты, уыцы нртон лг. Уыд брзонд,хрзконд,рсугъд адймаг. Й злдаг урс боцъо хцц кодта й ронбастм. (Уырызмг)
Слайд№3
Нарты сайрагдр сылгоймаг-Уастырджийы чызг. Уыди сепптй рсугъддр. Уырызмджы ус. У куырыхон м зондджын. Фыццаг хатт бгны скодта. Ис м Арвы айдн: й бон дзы у боныхъд аивын, мргътим дзурын. нмлг адймаг, сылгоймгты хуыздр. Й дыууадс къбицы дзаг уыдысты хрд м нозтй. (Сатана)
Слайд№4
нбастг тых,нкрон хъбатырдзинад, нфцудг крзмаст йезнгтм. Й ндон буар бахсыст Куырдалгоны куырдадзы. Адймагм цыдриддр хорздзинадй ис, уыдонй хайджын уыд. Уыд срыстыр,уздан. Хистртн-лггадгнг, кстртн-зондамонг, сылгоймагн кодта аргъ (Батрадз)
Слайд№5
Нарты кстр флтрй иу. Уыд ндон, бахсыста й уларвон Куырдалгон биргъы хсыры. Алы хстыты др м Нартн схи ерысты др у фыццаг. Й миддуне рсугъд кмн уыд, ахм лг. Й зонды руаджы –иу фервзт цыфнды цъысымй др. (Сослан)
Слайд№6
Арвы хин м зххы клн- Нарты фыдбылыз. Флывд, хин, цыргъзонд. Й бон у йхи хуыз аивын др: уд сылгоймаг вййы, уд зронд лг. Й трагедий равзрди хъисын фндыр: й фыртты фрсджыт м нуарттй конд - Нарты стырдр хзна. Нарт фндыр куы федтой,уд ын ныббарстой йе ппт фыдбылызт др м й бауагътой сем црын. (Сырдон)
Слайд№7
Й уадындзм уыдис хуры тых. Й цагъдм -иу рмбырд сты хъддаг сырдт, тхаг цъиут, с фынй – иу райхъал сты ххт. Й сыгъзрин уадындзы зард бауарзын кодта Нартн аивад. (Ацмз)
-Наше занятие подошло к концу. Послушайте, что нам скажут члены жюри (награждение)
- Молодцы, ребята! Я вас поздравляю, что отлично поработали. До свидания!