Татьяна Максименко
ОД по ознакомлению с окружающим и художественному творчеству «Дети войны» для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
образовательные:
• познакомить с историей Великой Отечественной Войны;
• рассказать, как тяжело приходилось детям в тяжелые военные годы.
Развивающие:
• закрепить знания детей о детях-героях ВОВ;
• помочь ребятам осознать трудовой подвиг всего советского народа;
• обогатить словарь детей понятиями : Родина, ветераны, фашизм, Победа и т. д. ;
• поддержать желание детей реализовать творческий замысел.
Воспитательные:
• воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ;
Публикация «ОД по ознакомлению с окружающим и художественному творчеству „Дети войны“ для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• воспитывать патриотические чувства;
• воспитывать гордость за детей военного времени, за их помощь в победе над фашистами.
Предварительная работа:
Просмотр иллюстраций о войне. Чтение стихов, рассказов о жизни детей во время войны, просмотр презентаций, мультфильмов по обозначенной теме, слушание песен военных лет, рисование праздничного салюта.
Материал:
подборка фотографии о Великой Отечественной Войне, ордена и медали из личных архивов; стенд «Дети войны»; книжная выставка «к Великой Победы», презентация «Дети-герои Великой Отечественной Войны», цветные карандаши, фломастеры заготовки «писем с фронта». Запись песен: «Священная война», «День победы». альбом «Памятники героям Великой Отечественной войны», «Города –герои», «Детям-труженикам тыла». Создание альбома, вместе с родителями «Наши ветераны Великой Отечественной войны».
Ход ОД:
Педагог: 9 мая наша страна будет праздновать День Победы — Победы великой, радостной. И хотя прошло уже 75 лет с этого дня, значение её не уменьшается.
• Как вы думаете, о какой войне идет речь? (Речь идет о Великой Отечественной войне.) Эта война охватила огромную часть нашей страны. Длилась она 4 года.)
• Великая Отечественная Война почему она так называется? (Эта война Великая потому, что она подняла весь народ на борьбу с фашистами. Победа в ней потребовала от всего народа больших сил.)
Педагог: Да, ребята, а еще она Великая, потому, что очень много горя принесла она нашей стране и много унесла невинных жизней. Эта война коснулась каждой семьи. На защиту своей Родины встал весь народ! Родина – мать зовет! Так звучал лозунг того времени. И на фронт уходили отцы, деды, братья, мужья. Жестокое пламя войны уничтожало все : города, села, заводы, фабрики. Это было страшное и тяжелое время. Не только взрослые воевали с фашистом, но и дети взяли оружие в руки. Мальчишки и девчонки не на много старше вас шли на фронт на защиту Родины. Эти ребята, казалось, повзрослели за одну ночь. Становились эти ребята разведчиками, связистами, партизанами, чтобы отомстить врагу за гибель своих родных, за сожженные дома.
Звучит песня «Вставай, страна огромная» (А. Александрова, Лебедев-Кумач.)
Педагог: Как началась эта война? Какая страна ее начала?
На Советский Союз (так называлась наша Родина в те годы) напала фашистская Германия. Начало войны было неожиданным, вероломным. В эту июньскую ночь в школах проходили выпускные вечера. Нарядные юноши и девушки встречали рассвет, пели, танцевали. У каждого из них были свои планы на счастливую жизнь, которая была впереди.)
Педагог: Как Гитлер хотел поступить с нашей Родиной?
(Гитлер решила уничтожить нашу родную землю, а наш народ поработить, т. е. превратить в рабов.) .
(Звучит песня «Священная война»).
Педагог: С началом войны кончилось детство у всех детей нашей страны. Мальчишки и девчонки, родившиеся перед войной, должны были, взвалив все тяготы и лишения военной жизни, забыть о беззаботном детстве. Все ужасы войны дети переживали наравне со взрослыми — голод, холод, работа почти круглосуточно, концлагеря…
Педагог: Посмотрите на стенд или слайд. Он называется «Дети войны» Давайте обратимся к этим фотографиям: Что можно сказать о детях, с этих снимков? Счастливы они? (дети голодные, напуганные, грустные, печальные, грязные, настороженные, плачущие. Идет война, они остались без родителей. Они несчастны.
Педагог: Война заставила детей мгновенно повзрослеть, они трудились наравне со взрослыми. Своими маленькими ручонками трудились для приближения Победы.
Педагог: Что вы знаете о том, какую работу взвалили на себя дети войны, в то время, когда их отцы и братья сражались с врагом на фронтах?
Дети :
1. Дети стояли у станков и помогали взрослым делать: ящики для мин, детали для танков, саперные лопатки, ложки, солдатские котелки, мины, авиационные бомбы, бинты.
2. Еще дети оправляли на фронт посылки с теплыми вещами, письма. Посылали их обычно к праздникам. Такие послания очень поднимали воинский дух бойцам Советской армии.
3. Женщины вместе с подростками с самого утра и до вечера копали окопы. Они работали в любую погоду и под палящим солнцем и под проливным дождем.
4. В деревнях дети впрягались вместо лошадей в сани и ездили заготавливать лес на дрова не только для себя, но и отвозили его в город. А еще помогали семьям фронтовиков – топили им печи, пилили, кололи дрова, писали письма под диктовку на фронт, ухаживали за ранеными в госпиталях.
Педагог: Ребята из нашей группы узнали, как война коснулась ваших родных или близких, тех, кто в тяжелые военные годы был совсем ребёнком?
(Рассказы детей-3-4 рассказы.)
Педагог: Такая помощь поднимала дух солдата и помогала им освобождать нашу землю от ненавистных врагов.
Педагог: И народ не терял силы духа даже в самые тяжелые времена, придумывал пословицы и поговорки о смелости и храбрости. Давайте вспомним их:
• «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали
• повсюду. Они стали лозунгом тех дней.
• С родной земли умри – не сходи!
• Друг за друга стой и выиграешь бой.
• Где смелость, там и победа.
• Друг за друга стой и выиграешь бой.
• Солдатское дело – воевать храбро и умело.
• Русский боец — всем образец.
• Русский солдат не знает преград.
• Лучше умереть, чем неволю терпеть.
Педагог: Наравне со взрослыми дети участвовали в военных действиях, воевали в тылу врага. Действуя в оккупации, многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали.
Педагог: Давайте посмотрим слайды «Пионеры-герои» (воспитатель показывает слайды, дети узнают героев. - Марат Казей, родился в Белоруссии. Юный партизан-разведчик Валя Котик, родился на Украине. Зина Портнова родилась в Ленинграде).
Педагог: Маленькие бойцы по-разному попадали на передовую – кого-то освободили из плена, кто-то остался сиротой. Солдаты отогревали их, и поддавшись на детские слезы, оставляли в полку, они так и назывались «дети полка».
Служили маленькие бойцы во всех родах войск: в пехоте, на флоте, в артиллерии, в разведке, в танковых войсках, сражались в лесах в партизанских отрядах.
(Показ иллюстрации «Дети войны. Сыны полка»)
Педагог: Несмотря на то что, военное детство было полно горя, дети всё равно оставались детьми, они любили играть. Пора и нам поиграть.
Физкультминутка: «Игра идёт!»
Мы лётчики, пилоты. Руки в стороны, повороты туловища.
Мы водим самолёты.
Танкисты и ракетчики, Наклоны в стороны.
Мы славные разведчики.
Мы моряки, подводники. Приседания.
Мы храбрые бойцы.
Скоро в Армию пойдём, Шагают на месте.
А пока играть идёт!
Педагог: В нашем городе на сегодняшний день живых ветеранов и «Детей войны» осталось очень мало. Ваше поколение, к сожалению, уже может стать последним, кто застал в живых участников Великой Отечественной Войны.
Педагог: Давайте от всего сердца поблагодарим тех, благодаря кому мы можем видеть мирное небо над головами, радоваться жизни, наслаждаться красотой окружающего мира и с большим удовольствием нарисуем для них поздравительные открытки.
Дети рисуют под песни «Должны смеяться дети», «Солнечный круг».
Педагог: Эти поздравительные письма-треуголки вы подарите ветеранам в День Победы.
Педагог: Подойдите к выставке «Голуби мира».
Педагог: Люди разных государств, на разных континентах желают мира. Они пришли к общему мнению, что голубь являет собой Символ мира, Вестника Дружбы. Вы со своими родителями сделали замечательные поделки: голубей — Символа уверенности в завтрашнем мирном дне! Возьмите их в руки.
Дети :
1. Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край!
Слово Мира и Привета
Всем народам передай!
2. Нет! Заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть.
а небо — синим – синим!
3. Нам нужен разноцветный мир
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды.
Рефлексия: что открыла для вас наша сегодняшняя беседа и почему?
Педагог: Давайте дорожить нашей голубой планетой, беречь от войн, сохраним мир на всей земле, потому что война — это разрушения, слезы. И очень важно, не забывать прошлое. Забыть, это значит ПРЕДАТЬ память о людях, погибших за счастье каждого из нас. Звучит песня о мире в исполнении А. Пугачевой «Расскажите птицы».