МАРИНА ДЫМЕНКО
ООД по экологическому воспитанию в старшей группе «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) по теме: «Комнатные растения»
в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет
Публикация «ООД по экологическому воспитанию в старшей группе „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Расширить знания детей о видовом разнообразии комнатных растений, особенностях их строения и способов ухода.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с комнатными растениями, имеющими типичное и нетипичное строение (герань, кактус) : название, строение (листья, стебель, веточки, цветы, с новым способом ухода (очищать пыль влажной кисточкой).
2. Уточнить известные детям способы ухода за комнатными растениями (полив, протирание тряпочкой, опрыскивание, подводить детей к пониманию того, что разным растениям нужно разное количество влаги.
3. Развивать мыслительную деятельность, память, речь, тактильные и обонятельные анализаторы.
4. Воспитывать желание помогать окружающим, умение работать сообща.
Словарная работа: Герань, кактус, бархатные.
Оборудование: комнатные растения (герань, кактус., игра «Собери целое» -разрезные картинки герани, кактуса. Наборы моделей способов ухода за растениями (для уточнения знаний детей и дорисовки, ноутбук, компьютерная презентация «Комнатные цветы», оборудование для ухода за растениями : кисточки.
Ход ООД:
Воспитатель : Ребята, к нам в группу пришло письмо. Это письмо от Феи. Вам интересно узнать, что пишет Фея?
Дети: Да…
Воспитатель : Тогда читаем письмо: «Здравствуйте ребята. Друзья подарили мне комнатные цветы, но я совсем нечего не знаю о комнатных цветах. Ребята, помогите мне узнать, как называются цветы, которые мне подарили и как за ними ухаживать». Ну что, ребята, поможем Фее?
Дети: да
Воспитатель : Как мы поможем Фее?
Дети: предположительные ответы.
Воспитатель : Наверное, сначала нужно узнать, какие же цветы подарили Фее. Как же узнать? Смотрите, здесь еще конверт. Посмотрим, что здесь: картинки…. Давайте соберем, может сможем догадаться, что это.
(Дети собирают герань)
Воспитатель : какой цветок у вас получился? – варианты ответов детей….
Воспитатель читает стихотворение о герани.
На окне в такую рань
Распустилась герань. (пропустить слово)
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Воспитатель : Ребята, вы догадались, как называется растение? Скажи Владик.
Дети: герань
Воспитатель : давайте вместе скажем «герань». А в нашей группе есть такое растение герань?
Дети: Да.
Воспитатель : (приносит цветок) Давайте рассмотрим, из каких частей состоит герань?
Дети: Цветки, стебель, листья.
Воспитатель : Денис, покажи листья у герани. Какого они цвета?
Дети: Зеленого.
Воспитатель : Лёва, а какой формы листья у герани?
Дети: круглой.
Воспитатель : А на ощупь, какие они? Потрогайте аккуратно листья. Какие они на ощупь, Лера?
Дети: шершавые
Воспитатель : Да, они шершавые, листья покрыть тонкими волоками, посмотрите. Листья как бархат, можно сказать бархатные.
Воспитатель : Листочки покрыты тонкими, мягкими ворсинками и на ощупь они шершавые, бархатные. Герман, какие они на ощупь? Давайте скажем «шершавые, бархатные».
Воспитатель : Ребята, как нужно ухаживать за геранью?
Дети: поливать, рыхлить почву.
Воспитатель : А как же убрать пыль с листьев герани?
Дети: протереть влажной салфеткой.
Воспитатель : А какие листья у герани, вспомните. Герман, какие листья у герани на ощупь? (шершавые, бархатные). Поверхность листьев у герани шероховатая, бархатная, покрыта тонкими волосками. Что произойдет с волосками? Мы их повредим, если будем протирать салфеткой, ведь листья не гладкие. Им нужен специальный уход. Посмотрите, сначала мы смачиваем кисточку, отжимаем, вытираем о салфетку. А теперь проводим кисточкой по поверхности листьев. Листья становятся чистые, через чистую поверхность листа воздух попадает к растению.
Воспитатель : Девочки, попробуйте протереть листья герани кисточками. Воспитатель : Владик, почему с листьев герани нужно убирать пыль с помощью влажной кисточки?
Дети: Чтобы не повредить поверхность листьев.
Воспитатель : Молодцы вы научились правильно ухаживать за геранью.
Воспитатель : Ребята, каким цветом цветет герань?
Дети: розового, (хоровые индивидуальные ответы детей).
Воспитатель : Да, ребята, герань по цвету разная, и белая, и розовая, и красная, и коралловая.
Показ компьютерной презентации с видами герани
Воспитатель : А давайте проверим, имеет ли герань аромат? Юля, есть аромат у герани?
Дети: да герань пахнет.
Воспитатель : Ребята, а что ещё есть у растений? (чего мы не можем увидеть глазами) Скажи, Саша,
Дети: корни.
Воспитатель : Правильно, Владик, а где они находятся?
Дети: В земле.
Воспитатель : Как вы думаете, зачем растениям корни?
Дети: С помощью корней вода поступает в стебель, и растение питается, растет и радует нас своей красотой.
Воспитатель : Ребята, я хочу вам рассказать, что родина герани - Южная Африка. У герани крупные листья, если их потереть, то появляется резкий запах, который отпугивает вредных насекомых. Цветы у герани очень красивые и бывают разных цветов: белые, красные, розовые. Герань может расти даже на северной стороне окна. Герань нужно поливать регулярно, она любит воду.
Воспитатель : Смотрите, здесь еще конверт. Посмотрим, что здесь: тоже картинки…. Давайте собирать.
(дети собирают картинку-кактус)
Воспитатель : читает стихотворение.
На ежа, мол, я похожий —
Тоже круглый и колючий,
Просто очень невезучий.
Посмотрите, чем не ёжик!
Ну и что, что я без ножек?
Ну зелёный, ну так что ж?
Может, я зеленый ёж!
Воспитатель : Ребята вы догадались, как называется цветок?
Дети: кактус.
Воспитатель : правильно это кактус. Давайте вместе скажем «кактус».
Воспитатель : Вносит кактус
Воспитатель : Давайте рассмотрим, из каких частей состоит кактус?
Дети: стебель, иголки, корень.
Воспитатель : Правильно, ребята, посмотрите какой необычный стебель у кактуса. Юля, какого цвета стебель у кактуса?
Дети: Зеленого.
Воспитатель : А теперь посмотрите на иголки кактуса, какого они цвета?
Дети: Зеленого
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие на ощупь иголки у кактуса?
Дети: колючие.
Воспитатель : Да, они колются, поэтому трогать их нельзя, чтобы не пораниться.
Воспитатель : Давайте вместе с вами подумаем, как мы будем ухаживать за кактусом?
Дети: Поливать, рыхлить почву.
Воспитатель : А как же убрать пыль со стебля и иголок кактуса?
Дети: Влажной кисточкой.
Воспитатель : А почему влажной кисточкой нужно убирать пыль со стебля и иголок кактуса?
Дети: потому что салфеткой мы не сможем убрать пыль, иголки будут мешать.
Воспитатель : Кактусу тоже нужен специальный уход. Покажи, Лера, как сначала мы смачиваем кисточку, отжимаем, вытираем о салфетку. А теперь осторожно, чтобы не уколоться, проводим кисточкой по поверхности стебля, иголок.
Воспитатель : Мальчики, попробуйте протереть стебель и иголки кактуса кисточками. Работайте аккуратно.
Воспитатель : Юля, почему со стебля и иголок кактуса нужно убирать пыль с помощью влажной кисточки?
Дети: Чтобы не уколоться об иголки.
Воспитатель : Стебель и иголки становятся чистые, через чистую поверхность воздух попадает к растению. Молодцы, вы научились правильно ухаживать и за кактусом.
Воспитатель : Ребята, родина этого необычного растения Южная и Северная Америка, растёт он в очень засушливых местах, в пустынях, поэтому он совсем потерял листья и остались только колючки. А в толстых мясистых стеблях кактусы запасают и подолгу удерживают драгоценную влагу и могут месяцами обходится без капли воды. Также все кактусы, несмотря на свой грозный вид, цветут ослепительно красивыми цветами.
Показать виды кактусов
Воспитатель : Ребята как вы думаете, что нужно растениям, чтоб они росли
Дети: свет, вода.
Работа с моделями.
Воспитатель : Для чего растениям нужен свет?
Дети: Свет нужен для роста растений.
Воспитатель : Ребята, скажите, а зачем растениям вода?
Дети: Вода нужна растениям, чтоб они росли и не засохли.
Воспитатель : Молодцы! Давайте польем цветы, (предлагаю двум, трем детям полить цветы).
Воспитатель : Для чего растения нужно опрыскивать? (для лучшего роста)
Для чего растения нужно содержать в чистоте? (чтобы солнечный свет и воздух проникал в листья).
Для чего растения нужно рыхлить? (чтобы к корням проходил воздух).
«Физкультминутка»
«Наши алые цветки»
Наши алые цветки, распускают лепестки (плавно поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (качание руками влево - вправо)
Наши алые цветки, закрывают лепестки (присели, спрятались).
Головой качают, тихо засыпают (Движение головой влево - вправо).
Воспитатель : Ребята, вот мы узнали, какие цветы друзья подарили Фее, а как же нам теперь научить фею правильно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: ответы.
Воспитатель : Ребята, у нас же есть картинки – подсказки! Где нарисовано как ухаживать за растениями. Давайте их отправим фее, согласны?
Дети: да
Воспитатель : Ой, смотрите, картинки не дорисованы. Что же делать?
Дети: Дорисовать.
Воспитатель : Давайте дорисуем, берите модели-картинки, принимайтесь за работу.
Дети рисуют модели ухода за комнатными растениями
Воспитатель : Юля, ты рисуешь солнце, для чего растениям свет?
Воспитатель : Лера, ты рисуешь капельки воды, для чего вода растениям?
Воспитатель : Молодцы ребята. (Предлагаю детям сложить картинки в конверт и отправить Фее и её друзьям.) ( 2 комплекта картинок: один для феи второй для друзей феи)
Воспитатель : Молодцы ребята помогли Фее. Теперь Фея и её друзья будут знать, как ухаживать за комнатными растениями.
Итог
-Ребята как вы думаете мы помогли Фее? А как мы помогли Фее?
- Получив наши картинки, Фея справится со своей проблемой?
- С какими комнатными растениями мы сегодня познакомились?
- Что интересного вы узнали о герани и кактусе?
- Какие у герани листочки на ощюпь?