Алевтина Филатова
Конспект НОД по экспериментированию для детей 3–4 лет «Приключения золотой рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по экспериментированию для детей от 3 до 4 лет
«Приключения золотой рыбки»
Воспитатель – Филатова Алевтина Викторовна.
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 60 «Заинька» город Тамбов
Цели:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
- развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
- развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию для детей 3–4 лет „Приключения золотой рыбки“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Задачи:
- развивать внимание и наглядно – действенное мышление;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- развивать любознательность, речь.
Словарная работа:
безвкусная, прозрачная, испытание, растворитель, запах, вещество.
Предварительная работа:
- беседа «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?».
- чтение потешек, закличек, пословиц и поговорок о воде;
- чтение и анализ произведений - К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Ах, ты, девочка чумазая».
Материалы и оборудование:
• стаканчики,
• трубочки,
• ложки,
• клеенки,
• вода,
• емкости,
• кубик,
• лимон,
• краситель,
• кисточки,
• камушки,
• кукла Незнайка,
• игрушка – золотая рыбка,
• аудиозапись «Звуки журчащей воды», «Танец лягушат», песенки про солнышко и рыбку,
• панно из ткани «речка»,
• стол для проведения опытов.
Правила поведения:
- внимательно слушать воспитателя и выполнять опыты только с его разрешения;
- ничего не пробовать и не брать в рот;
- после занятия мыть руки с мылом.
Ход занятия:
Звучит тихая музыка (звуки журчащей воды).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, но не один, а с рыбкой. Рыбка это непростая, а золотая (волшебная, она может исполнять желания. Незнайка сказал мне по секрету, что у него есть желание. Какое? Вы об этом узнаете чуть позже. Чтобы рыбка исполнила желание – надо пройти испытания. Испытания сложные, Незнайка один, наверное, не справится. Давайте поможем ему в этом.
Испытание № 1 - нам нужно отгадать загадку:
«Я и тучка, и туман, И ручей, и океан. Я летаю и бегу, И стекляшкой быть могу». Что же это такое? Незнайка отгадать не смог. А вы сможете? Рыбка дала подсказку, что словом - отгадкой служит ее дом, то есть то место, где рыбка плавает. Что же это может быть? (Ответы детей : это вода).
Воспитатель: Правильно, наше занятие сегодня будет про воду. И Незнайка вместе с нами хочет узнать все о воде. Сегодня мы с вами познакомимся с водой поближе и узнаем все про нее. Итак, в путь!
Испытание № 2 «Вода жидкая, она может течь»
Воспитатель: А теперь рыбка предлагает нам следующее испытание: в емкость с водой положим кубик. Как сделать так, чтобы кубик оказался в другой емкости? (Ответы детей : перелить воду). Давайте попробуем это сделать. (Дети переливают воду в другую емкость и наблюдают, что происходит при этом). Что произошло с кубиком? (Ответы детей : кубик из одной емкости попал в другую). Как вы думаете, почему это произошло? (Ответы детей : вода льется). Почему вода льется? (Ответы детей : потому что она жидкая). Правильно, это произошло потому, что вода жидкая и может течь. Вывод: вода жидкая, она может течь. Воспитатель: Запомни, Незнайка, вода жидкая, она может течь.
Воспитатель: А сейчас рыбка предлагает нам немного отдохнуть от ее испытаний. Давайте покажем рыбке, как пляшут лягушата, которые живут с ней в пруду.
Под музыку проводится динамическая игра «Лягушата».
Испытание № 3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель: Еще одно испытание приготовила для нас рыбка. Возьмите стаканчики с водой, опустите в них трубочки и попробуйте выпить воду. Ответьте, есть ли у воды вкус? (Ответы детей : нет). Вывод: у воды нет вкуса. Воспитатель: Запомни, Незнайка, у воды нет вкуса.
Испытание № 4 «У воды нет запаха».
Воспитатель: А теперь рыбка предлагает понюхать воду. Чем она пахнет? (Ответы детей : ничем). А теперь добавим в воду лимон и еще раз понюхаем воду. Чем теперь пахнет вода? (Ответы детей : лимоном). Вывод: вода принимает запах тех веществ, которые в нее добавили. Воспитатель: Запомни, Незнайка, вода принимает запах тех веществ, которые в ней растворились.
Испытание № 5 «Вода прозрачная».
Воспитатель: А теперь поиграем в прятки, а поможет нам в этом водичка.
Дети переходят мостик через речку и подходят к «водоему». Задание: вы закрываете глазки ладошками, я спрячу камешек, а вы его найдете. Камешек спрятала. Где же он? (Ответы детей : в воде). А как вы узнали, что я спрятала камешек в воду? (Ответы детей : его видно в емкости с водой).
Как вы думаете, почему я камешек спрятала, а его видно? (Ответы детей : потому, что вода прозрачная).
Скажите, почему предметы, опущенные в воду хорошо видны? (Ответы детей : потому, что вода прозрачная).
А теперь сами убедитесь в этом – бросьте камешек в воду.
Вывод: вода прозрачная. Воспитатель (обращаясь к Незнайке) : Что ты понял? Правильно. «Вода без вкуса и прозрачна, но всем всегда нужна она. Возможно больше, чем еда».
Испытание № 6 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: А теперь рыбка предлагает нам «поплавать» вместе с ней в воде.
Слушайте внимательно, запоминайте и повторяйте за мной:
«Плавают рыбешки в нашей речке чистой. Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро».
(Дети изображают движения рыбки, плывущей в воде).
Испытание № 7 «Вода может растворять некоторые вещества и менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили» (например, краску).
А теперь рыбка предлагает нам покрасить воду. Как это сделать? (дети высказывают свои предположения). Для этого в стакан с водой добавим краску и ложечкой перемешаем. Что стало с водой? (Ответы детей : она стала такого же цвета, что и краска).
Воспитатель: Ребята, а теперь золотая рыбка просит вас подумать, какого цвета будет вода, если в нее добавить краску другого (зеленого, синего) цвета? (Ответы детей : вода будет зеленая, синяя).
Вывод: вода может растворять некоторые вещества и менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Воспитатель: Запомни, Незнайка, вода может растворять некоторые вещества и менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Испытание № 8 - заключительное.
А теперь золотая рыбка опять предлагает в воде спрятать камушек. Вы его видите? (Ответы детей : нет). Почему? (Ответы детей : вода стала мутной, цветной, в ней мало, что можно увидеть).
Проблемный вопрос: если бы вы были рыбками, то в какой воде вы бы хотели жить в прозрачной или цветной? (Ответы детей : в прозрачной). Почему вы так думаете? (предположения детей).
Воспитатель: Правильно, в прозрачной. Конечно же, интереснее было бы жить в цветной воде, но непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи. А без солнечного света в воде не могут жить растения, рыбы и другие животные. А не будет в воде растений – не будет и рыб, которые ими питаются.
Ну, вот и все. Мы выполнили все испытания золотой рыбки. А теперь рыбка исполнит желание Незнайки. Что он же хочет?
Незнайка хочет получить в подарок солнышко.
Только вы должны рыбке немного помочь. Все вместе соберем «солнышко», а лучики ему сложим из камушков. Какого цвета солнышко? (Ответы детей : желтого). А сколько у солнышка лучиков? Лучиков будет столько, сколько вас. Каждый сделает свой лучик. Приступайте к работе.
Дети выкладывают солнышко.
(Звучит песенка про солнышко).
Воспитатель: Итак, ребята, сегодня золотая рыбка рассказала нам многое о воде и с нашей помощью выполнила желание Незнайки. Незнайка и рыбка прощаются с вами и надеются на новые интересные познавательные встречи. Прощай, Незнайка! Прощай, золотая рыбка! Ждем вас снова в гости. Мы всегда рады вас видеть у нас в группе! До новых встреч!
(Звучит песенка про рыбку).