Олеся Делиу
ОД с детьми среднего дошкольного возраста «Сине-голубое чудо — Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность
с детьми среднего дошкольного возраста
по художественно-эстетическому развитию на тему
«Сине-голубое чудо» (гжель)
Цель: Развивать умение рисовать гжельский узор на шаблоне, правильно держа кисть в руке при нанесении мазка.
Публикация «ОД с детьми среднего дошкольного возраста „Сине-голубое чудо — Гжель“» размещена в разделах
Планируемые результаты: Дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного искусства – Гжель, умеют правильно держать кисть при рисовании, получили эмоциональный отклик от своей деятельности.
Методическое оснащение:
Материально-техническая база: групповая комната, мультимедийное оборудование, 2 магнитные доски, столы, накрытые клеенкой, фоновое аудиосопровождение для самостоятельной художественной деятельности детей.
Дидактическое обеспечение: презентация, «осколки разбитой» посуды для игры; картинки с изображением художника и гончара, предметами, необходимыми для их работы, готовый образец расписанной чашки; раздаточный материал: шаблон чашки (на каждого ребенка, кисти № 3, баночки-непроливайки с водой, салфетки бумажные, салфетки тряпочные, подставки под кисти, палитра, гуашь белая и синяя, палитра.
План образовательной деятельности:
1. Просмотр презентации.
2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
3. Дидактическая игра «Склей посуду».
4. Показ техники рисования воспитателем.
5. Самостоятельная художественная деятельность (роспись шаблона в технике гжель).
6. Создание выставки детских работ.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель организует детей вокруг себя в групповой комнате.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир, мир русских мастеров. Предлагаю вам присесть на стульчики и посмотреть сказку.
1. Просмотр презентации.
1 слайд: Далеко-далеко есть село Гжель.
2 слайд: Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое).
3слайд: Но вот однажды зимой повадился на их деревню злой Змей Горыныч летать.
4 слайд: Да не просто летать, а людей похищать. Не знали люди, как Змея отвадить от их земли, как его проучить.
5 слайд: Собрался народ и начал думать, как же от злодея избавиться. И вот что они надумали…
6 слайд: Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок людей и расписали их гжельской росписью. Так фигурки будут больше походить на людей.
7 слайд: Сделали мастера много фигурок из белой глины.
8 слайд: И расписали их голубовато-синими красками.
9 слайд: Да так расписали, чтобы Змей Горыныч решил, что это люди гуляют, и на них снег нападал.
10 слайд: Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам и стали ждать, что будет дальше.
11 слайд: Только люди успели спрятаться, как прилетел Змей Горыныч и начал хватать глиняные фигурки. Одну схватил, не понравилось – выплюнул. Вторую схватил – тоже не понравилось.
12 слайд: Долго он летал над деревней и хватал глиняные расписные фигурки. Но все ему не нравилось.
13 слайд: Злой и голодный взвился он под облака и с тех пор не появлялся больше в этих краях.
14 слайд: Вот так люди села Гжель справились
Воспитатель: Вам понравилась сказка? (да) На какое село напал Змей Горыныч? (село Гжель) О какой росписи идет речь? (гжель) Какие краски используют мастера для росписи? (белая, синяя) Что можно расписывать гжелью? (посуду, игрушки, сувениры)
Воспитатель: А кто расскажет, как получается такая красивая посуда? Кто сначала принимается за дело? (гончар) Из чего он будет делать посуду? (из глины) Молодец, Дима, ты правильно отметил, что гончар работает с глиной. А что у гончара получается в итоге? (глиняное изделие) Что нужно сделать, чтобы посуда стала прочной? (обжечь в специальной печи) Правильно, Лера, изделие нужно обжечь в печи. Кому потом гончар передает свою посуду? (художнику) Василиса, а для чего гончар отдает свою посуду художнику? (чтобы он ее расписал, сделал красивой)
2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Воспитатель: Посмотрите, у нас стоит 2 доски. Скажите, кто на них изображен? (художник и гончар) Предлагаю вам поиграть в игру. У меня есть разные картинки. Вы внимательно на них посмотрите и определите, что нужно для работы гончару, а что нужно художнику.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Детям предлагается набор картинок, на которых изображены предметы, необходимые для работы гончару и художник. На магнитных досках размещены 2 иллюстрации с изображением гончара и художника. Дети вызываются по одному, выбирают картинку с предметом труда и вешают ее на доску с изображением соответствующей профессии.
Воспитатель: Что за предмет ты взял? (вопрос о каждом предмете) Для чего он нужен гончару (художнику? Молодцы, вы много знаете о работе гончара и художника.
3. Дидактическая игра «Собери посуду»
Воспитатель: Дети, когда я шла сегодня в детский сад, я несла с собой посуду. Это была посуда, расписанная гжельской росписью. Но на улице так скользко, что я упала и разбила всю посуду. Как вы думаете, сможете вы мне помочь? (да) Как? (склеить посуду) Тогда я предлагаю вам пойти к столам и «склеить» разбитую посуду.
Дидактическая игра «Собери посуду»
Каждому ребенку предлагается разрезная картинка с изображением посуды, расписанной гжелью.
Воспитатель: Что за посуда у тебя? (супница, чашка, ваза) Злата, как ты думаешь, почему эта посуда называется супница? (туда наливают суп) Какие вы молодцы, помогли мне всю посуду «склеить». Вижу, вы устали, предлагаю немного поиграть.
Физкультурная минутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник (вторая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот серебряные ложки (потянуться вверх, руки сомкнуты над головой)
Вот пластмассовый поднос (руками сделать большой круг)
Он посуду нам принёс.
4. Показ техники рисования воспитателем.
Воспитатель: А сейчас, дети, я предлагаю вам самим стать настоящими художниками и расписать чашки. Присаживайтесь за столы. Посмотрите, что лежит у вас на столе. (кисти, краски, баночки с водой) Какие краски вам понадобятся для рисования? (белая и синяя) А что можно сделать, если вам нужна голубая краска, а ее нет? (смешать белую и синюю краски) Давайте вместе попробуем. (дети вместе с воспитателем смешивают краску в палитре) Настя, скажи, как получить более светлую краску (добавить больше белой краски)Правильно. Дарина, а если мы при смешивании добавим больше синего цвета, что получится? (темно-голубая краска) Верно, молодец. А сейчас давайте посмотрим, какую посуду мы будем расписывать. Что это? (кружка) Посмотрите на образец, какие там использованы краски? (белая, голубая, синяя) А посмотрите, какие линии? (широкие и тонкие) Правильно, есть тонкие и есть широкие. А как вы думаете, чтобы получилась тонкая линия при рисовании, как нужно рисовать? (кончиком кисти) Правильно, нужно будет рисовать только кончиком кисти. (показ воспитателя техники нанесения тонкой линии)А если вам нужно будет сделать широкую линию, как вы будете рисовать? (полным ворсом) Да, нужно будет рисовать полным ворсом. (показ воспитателя техники нанесения широких линий) Сегодня мы будем раскрашивать эту чашку росписью гжель. Обратите внимание, что фон всегда белый, а рисунок сине-гоолубой. Посмотрите, как я раскрашу свою кружку, обратите внимание, как я буду держать кисть. (показ техники гжельской росписи) А теперь приступайте к работе вы.
5. Самостоятельная художественная деятельность детей.
Дети расписывают заранее заготовленные шаблоны, строго соблюдая границы изображения. Педагог оказывают индивидуальную помощь нуждающимся детям.
Пальчиковая гимнастика «Помощники» :
Раз, два, три, четыре (ритмические удары кулачками и в ладоши попеременно)
Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибать пальцы по - одному на каждое название посуды)
Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалили, нос у чайника отбили, ложку мы чуть-чуть сломали (загибать пальцы по – одному на каждое название посуды)
Так мы маме помогали (удары в ладоши и кулаки попеременно)
6. Организация выставки детских рисунков.
Воспитатель: Итак, ребята, вы все расписали свои чашечки. Понравилось вам быть художниками? (да) Какой росписью вы расписывали чашки? (гжель) Скажите, какие краски вы использовали? (белую, голубую, синюю) Предлагаю создать выставку ваших работ, чтобы все видели, что вы настоящие художники.
Используемая литература:
1. Интернет - ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/16/sbornik-palchikovoy-gimnastiki-i-palchikovyh-igr
2. Интернет – ресурс: https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-posuda.html
3. Легенды русского народа; В. В. Кузьмин; ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2016