Галина Перова
ООД в средней группе «Зимующие птицы родного края» в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой»
Актуальность:
Для детей природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Он привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, человек губительно относится к природе. На сегодняшний момент проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, воспитывать в детях бережное отношение к природе. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Публикация «ООД в средней группе „Зимующие птицы родного края“ в рамках экологической акции „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели и задачи:
- Формирование экологической культуры у детей;
- Расширять представление детей о зимующих птицах;
- Закреплять умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия;
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх;
- Продолжать развивать навыки восприятия звуков. Обогащать впечатление детей;
- Учить детей выбирать материал, необходимый для рисования, для создания выразительного образа птицы.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, физическая.
Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы:
Картинки и фотографии зимующих птиц; картинка кормушки для птиц; разрезные картинки птиц, аудиозаписи «Голоса птиц»; восковые мелки, контурные изображения птиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационная часть.
В группу влетает ворона «Кар-кар…ой ребята, здравствуйте, помогите-помогите, что-то произошло в нашем лесу. Стало так тихо, не знаю, что происходит - птиц не слышно, что-то случилось!» Улетает.
Воспитатель:
- Ребята, нужно помочь вороне. Давайте отправимся в лес и узнаем, что же там происходит.
2. Основная часть.
Воспитатель: (зачитывает стихотворение).
Лес поздней осени стоит печальный.
И в тишине он спрятал тайны.
Почему река молчит?
Песня птичья не звучит?
Осторожно в лес входите,
Никого здесь не будите.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу? (птицы не поют)
- А почему не поют птицы? (улетели в тёплые края).
- Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые из них остаются на зиму. Тяжело им приходится, поэтому и не до песен им бедным. Стараются они держаться поближе к человеку. А зачем? (люди их подкармливают).
Да, делают кормушки, сыплют в них корм для птиц.
-Эти птицы остаются с нами зимовать. Значит, это какие птицы? (зимующие).
-Ребята, давайте познакомимся с зимующими птицами. О зимующих птицах мы прочитаем стихи, послушаем их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение).
Пусть снег вокруг искрится,
А зимний ветер злится-
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте как поет синица. (запись на СД- диске).
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека. Синички очень любят зернышки и сало.
Выходит ребенок. в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение).
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря.
Чтоб в морозы и пургу
Не замерз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
-Послушайте теперь. ребята, пение снегиря. (запись на СД- диске).
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь по всюду становится очень заметным. Благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением голубя
(читает стихотворение).
Протянула я ладошку-
На ладони хлеба крошки.
Прилетали голубки
Смело брали хлеб с руки.
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду.
Картинка с изображением голубя помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
-Послушайте теперь, ребята, как воркует голубь. (запись на СД- диске).
Голубь - самая известная птица в городе. Небольшая серо-синего цвета с переливами. Эти птицы настолько привыкли к людям, что совершенно не боятся, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки
(читает стихотворение).
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести,
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением сороки помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, как трещит сорока (запись на СД- диске).
Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее: стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение).
Особа всем известная,
Она – крикунья, местная.
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона - Ворона…
Картинка с изображением вороны помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Послушайте ребятки, как ворона каркает. (Запись на СД – диске).
Ворона – птица важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны великолепно себя чувствуют в больших городах. В городе может зимовать почти миллион ворон. Они всегда находят, чем поживиться, ведь вороны — птицы всеядные.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение).
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, Ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- А теперь, давайте послушаем ка стучит дятел (запись на СД – диске).
Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь оттуда насекомых. Таким образом он помогает дереву избавиться от насекомых, поэтому дятла и называют лесным доктором. Дупло в стволе ему служит гнездом.
Выходит ребёнок в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение).
Чик – чирик, чик – чирик.
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует.
Картинка с изображением воробья помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Ребята, давайте послушаем весёлое пение воробья (запись на СД – диске).
Воробьи – шустрые, маленькие птички коричнево–серого цвета. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Почти весь день они в поисках еды – различных семян, корок хлеба. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы оказались на нашей птичьей выставке? Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Да, это те птицы, которых мы видим каждый день рядом с нами на улице, возле наших домов.
А сейчас мы с вами поиграем.
Игра - стихотворение «На кормушке».
Воспитатель:
-На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. (Дети подходят и выбирают).
-Представьте, что вы птицы. Я сейчас буду читать стихотворение, а та птица, которая услышит о себе «прилетает на «кормушку» (дети размещают изображения птиц на магнитную доску рядом с изображением кормушки).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь накормился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье,
Было общее веселье.
- Молодцы, ребята, мы покормили всех птиц.
Давайте и мы сейчас побудем птичками и попрыгаем немного. Динамическая пауза:
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, тень-тень! (Махи руками, наподобие крыльев).
Ребята, посмотрите, пожалуйста, пока мы играли, ворона постаралась и принесла нам картинки, чтобы мы лучше запомнили птиц, живущих рядом с нами, но по дороге видно их уронила и все перепутала, давайте соберём картинки правильно. Что же на них будет изображено?
Дидактическая игра «Собери картинку» (детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей картинки).
Воспитатель: ребята, перед вами на тарелочках лежат разрезанные на части картинки, и вы попробуйте собрать их.
(Когда дети соберут картинки спросить, как называются птицы, которые изображены на картинках).
А теперь, перед следующим заданием, давайте разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою,
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, я предлагаю вам раскрасить понравившуюся вам птицу.
Дети выбирают контурные изображения птиц (лежат на столе).
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц».
По окончании работы дети называют, какую птицу они раскрасили.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Актуальность Для детей природа является источником первых знаний и радостных переживаний которые часто запоминаются на всю жизнь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-782158-1673336549.jpg)
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
-О каких птицах мы с вами говорили? (о зимующих)
-А каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.
Мы будем с вами поддерживать этих птиц холодной зимой, делать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело. И весной наш лес снова наполнится птичьими голосами.