Светлана Ишмуратова
Одаренный ребенок. Основные виды одаренных детей
Одаренный ребенок
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста, то сейчас развитие одаренности ребёнка – это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Публикация «Одаренный ребенок, Основные виды одаренных детей» размещена в разделах
Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100.
Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это неозначает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике МБДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие, но и педагоги и, конечно же, социальные институты.
Раннее выявление, развития и воспитание одаренных и талантливых воспитанников составляет одну их главных проблем качества совершенствования системы дошкольного образования.
Основные виды одаренных детей
Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребёнка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одарённости, не должны быть оставлены без внимания. Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребёнка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.
Что такое одарённость?
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одарённость – это отклонения от среднестатистической линии развития человека, превышение по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта.
Одарённость – наличие задатков для развития способностей, которые определяются так:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
Во-вторых, способности называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем заданиям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидума.
«Одаренность» и «талант» - разные понятия. Одаренность чаще относится к познавательным способностям (напр. способность к овладению родным или иностранным языком, а вот термин талант чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т. е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одарённости. Одарённым детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одарёнными детьми, поэтому часто одёргивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.
У одарённых детей высокоразвита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.
Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одарённым детям анализировать своё поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма (эгоизм, Я – центр мироздания) они нуждаются в помощи взрослых.