Алина Хейгетян
Одиночество детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одиночество порождается утерей смысла бытия человека в современном обществе. Но зависит это не только от самого человека. Скорее это не его вина, а его беда. Слишком много объективных факторов выпало на наш стремительный век, и противостоять им каждая отдельная личность сама по себе просто не в силах. Именно поэтому мы и говорим, что наше время – время отчуждения и одиночества.
Одним из таких факторов превращения чувства одиночества в психологическое качество, а его переживание в одну из глобальных человеческих проблем можно считать полную и повсеместную победу современного научного мышления.
Публикация «Одиночество детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Так, к началу XX века наука проникла во все сферы человеческой жизни и стала основной формой осмысления не только мира, но и самого человека. Человек оказался «аналитически» разобранным на составные части (биохимические или физиологические процессы, анатомическое строение и т. п.). Аналитичность науки привела к утрате в массовом сознании представления об уникальности и целостности человека.
Как следствие, развитие производства стало требовать наличие у человека какого-то одного умения, доведённого до автоматизма, как у робота, совершенно не интересуясь его внутренним миром и воспринимая человека как трудовую единицу.
В свете всего вышеизложенного становится понятен тот факт, что проблема одиночества, равно важная для всех времён, стала предметом особого интереса, а следовательно обладает огромной актуальностью в наши дни. Не только искусство, но и философия, физиология, социология и, разумеется, психология занимаются исследованием изменений, возникающих в психике личности, по тем или иным причинам испытывающей чувство одиночества.
Но это говоря об одиночестве в целом, одиночестве подростков, одиночестве взрослого человека. Специфика данной темы курсовой работы заключается прежде всего в одиночестве детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. Дети данной категории и будут являться предметом изучения курсовой работы.
Воспитание детей – дело не из легких. Один неверный шаг родителей – и появились детские комплексы, неуверенность, тревожность. Стоит ли в таком случае маленькому ребенку находиться в одиночестве?
Детское одиночество — вещь довольно страшная и, увы распространенная, данную категорию можно взять за предмет изучения. Многие родители, решая материальные, профессиональные, финансовые, личные и другие проблемы, предоставляют ребенка самому себе, ограничивая взаимодействие с ним вопросами ухода. Растет число семей, воспитывающих одного малыша, где процессы общения ребенка практически заведомо искажены и неполноценны.
Современная урбанизация порождает и другую проблему. Члены семей все больше разобщаются: раз в месяц перезваниваются, собираются вместе по большим праздникам, а то и реже. Типичный довод: «Чего встречаться-то? У каждого своих забот хватает». Да и вернувшись с работы, родители погружаются в свои дела, а ребенка отсылают в детскую, чтобы не мешался под ногами.
Поэтому нередко, а последнее время все чаще и чаще сотрудники детских дошкольных учреждений обращаются за консультацией к психологам по поводу детей, напоминающих своим поведением улиток или раков-отшельников, живущих в своих замкнутых мирках и реагирующих на попытки взаимодействия с ними уходом в свои «скорлупки». Реже с такими же проблемами, но уже трансформированными в своеобразные страхи-ожидания, обращаются в психологическую консультацию родители.
С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного – решайте сами, учитывая его личностные черты, стиль воспитания в семье, особенности планировки квартиры.
И все же нежелательно проделывать подобный эксперимент над любимым чадом в дошкольном или младшем школьном возрасте, когда ему еще трудно управлять собой и контролировать свои желания, фантазии и эмоции. Всему свое время. Не форсируйте события без особой нужды: урожай положено собирать осенью – не ждите его весной.
Как-то одному известному психологу довелось спросить четырехлетнюю малышку, хотелось бы ей оставаться дома совсем одной, и она дала ему потрясающий урок. Вместо ответа рассказала сказку про маму-козу, злого волка и семерых козлят, акцентируя внимание на том, что до тех пор, пока мама-коза сидела дома и не ходила на ярмарку, у нее было семеро детей. Но когда коза, отправившись за покупками, оставила их дома одних, случилось самое страшное, что только могло случиться – пришел волк… «И остался у мамы-козы только один «деть».», – печально сообщила малышка, мудрая, как Сократ, подводя грустный итог всему сказанному.
И если действительно устами младенца глаголет истина, то, наверное, эта истина не требует комментариев, и прежде чем вы решитесь оставить ребенка без присмотра, подумайте обо всех «волках», способных его обмануть или испугать, а также, о том, что в жизни не всегда, как в сказках, бывает оптимистический конец.