Марина Кирьянова
Оформление детского сада, организация предметно-развивающей среды, уголок народного творчества, старшая-подготовительная груп
▼ Скачать + Заказать документы
из опыта работы,оформление детского сада, организация предметно-развивающей среды, уголок народного творчества, информация для родителей.
Моделирование предметно-развивающей среды в старшей группе.
Публикация «Оформление детского сада, организация предметно-развивающей среды, уголок народного творчества, старшая-подготовительная груп» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего её развивающему характеру. Одна из основных задач- обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
В старшей группе была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное сточки зрения его эмоционального состояния: удаления от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.
Предметно-пространственная среда важна прежде всего потому, что выполняет по отношению к детям информативную функцию- каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Так предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки.
Продукты творческой деятельности раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда.
Предметы- это яркий источник познания человека, его личностных и деловых качеств. Кроме того, предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.
Как театр начинается с вешалки, так и у нас оформления предметно-развивающей среды начинается в приемной комнате. Здесь имеются стенды как непосредственно для родителей, так и для детей.
Уголок «для Вас, родители!»
В нашем детском саду одной из форм пропаганды педагогических знаний является организация уголков для родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но при этом, в силу разных обстоятельств, пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Местом для наглядной педагогической информации в нашей группе служит раздевальная комната, где ежедневно бывают родители. Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, мы создаем за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюля на окне, наличия живых цветов и, конечно, чистоты и порядка. На стенде представлены материалы по темам :
• визитная карточка группы,
• характеристика возрастных психологических особенностей детей группы,
• правила для родителей,
• сетка занятий,
• режим дня,
• меню,
• права ребенка,
• объявления,
• наши дни рождения,
• мы растем,
• уголок здоровья,
• уголок забытых вещей,
• папки-передвижки.
Не смотря на то, что стенд предназначен, в основном, родителям, но дети, также проявляют к нему интерес (наши дни рождения, уголок здоровья, так как стенд оформлен яркими наглядными пособиями.
Уголок пожарной безопасности.
Расположен также в приемной комнате. Оборудован огнетушителем и стендом с красочной наглядной информацией, которая используется во время занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Спортивный уголок.
Расположен в приемной комнате и оборудован различным спортивным инвентарем (кегли, мячи, скакалки, флажки). Также здесь расположен стенд с наглядной информацией для родителей по режиму двигательной активности, фотографии различных физкультурных мероприятий и рекомендациями по приобщению детей к здоровому образу жизни, развитию двигательных навыков, физических качеств личности и др.
Галерея замечательных художников.
В этом уголке размещаются работы ребят по рисованию и аппликации, а также для родителей вывешивается информация о теме и цели занятия.
Рядом расположен стенд с поделками из пластилина.
Уголок дежурств.
С раннего возраста дети приучаются быть помощниками. Для этого в группе оборудован уголок дежурств. Приходя в детский сад дети знают кто сегодня и где дежурит, так как уголок оформлен стендом с кармашками, в которых выставляются фото детей. Так же здесь висит необходимые для этого атрибуты (фартуки и шапочки). Детям очень нравится помогать взрослым. И, накрывая на стол, поливая и ухаживая за цветами, или помогая в подготовке к занятиям, дети стараются быть похожими на своих мам, и так же внимательно и добросовестно относятся к своим обязанностям.
С раннего возраста дети учатся культуре поведения за столом, в них воспитывается любовь к прекрасному. Поэтому очень важны элементы оформления столовой и умывальной комнат: салфетки на столах и зеркало над умывальником.
Учебная зона.
Расположена изолированно от других зон. Оборудована материалами по математике, развитию речи, дидактическими играми, используемыми на занятиях и в самостоятельной деятельности. А также стендом
Патриотический уголок.
Представлен стендом с символикой России, а также подборкой красочных материалов по теме: «По родной стране». Цель- познакомить детей с символикой страны, а также с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Фролова. Воспитывать гордость за свой народ, свою Родину, патриотическое чувство. Дать понятие о многонациональности России.
Зона искусство и ребенок.
Совмещает три уголка : музыкально-театральный уголок, книжный уголок и уголок рисования.
Музыкально-театральный уголок.
В группе организована музыкально-театральная зона, в которой подобраны соответствующие пособия: маски сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты. Игрушки персонажей народных сказок для кукольного театра. Выносная ширма для кукольного театра.
Рядом находится книжный уголок.
Книжный уголок.
Книжный уголок оборудован полкой, на которой располагаются книги- по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям. Все книги периодически обновляются.
Уголок рисования.
Уголок рисования расположен по соседству с книжным и оборудован столом, на котором есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты и бумага для рисования. За этим столиком дети могут прочитать и просмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним.
Уголки сюжетно-ролевой игры:
Совершенствование сюжетно-ролевой игры способствует развитию коллективных её форм.
Парикмахерская «Салон-красоты».
«Салон-красоты» излюбленное место девочек. Можно долго наблюдать, как дети общаются между собой, словно «клиент» и «мастер». Обсуждают прически, наряды. Парикмахерская оборудована столиком, на котором находятся различные флакончики (шампунь, крем, коробки от туалетной воды, различные инструменты и фартук парикмахера) и, расположенным на стене над ними, зеркалом. Также здесь висит фотографии различных стрижек для наглядности.
«Жилая комната».
Дети очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В игровой «жилая комната» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кресла, диван. Игрушки: куклы, набор посуды, игрушечная плита, различные прихватки. Проводим игры- занятия с использованием игрушек «Жилой комнаты». Цель этих занятий: расширить представления детей о назначении предметов, учить действиям с ними, переносу полученных знаний и навыков и самостоятельные игры в повседневную жизнь.
Уголок ПДД.
Оформлен уголок ПДД, который больше привлекает мальчиков, так как оборудован картой дорог с дорожными знаками и гаражом с машинами (на которых дети катают кукол, перевозят детали конструктора, а также наглядной информацией и атрибутами инспектора ГИБДД. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску.
Уголок конструирования.
Оборудован из легко переносных контейнеров с различными видами строительного материала: лего, кубики, небольшие игрушки для обыгрывания построек.
Наблюдаем за работой ребенка, при необходимости оказываем помощь, хвалим.
Уголок «Больница».
Игра «Доктор» также популярна в группе. Для этого она оборудована столиком с телефоном, для приема вызовов, а также медицинским чемоданчиком со всей атрибутикой, присущей людям этой профессии (таких как фонендоскоп, градусник, коробочки из-под лекарств, шприц, а также медицинским халатом и шапочкой.
Дети подражают, пытаются быть такими же внимательными к «больным», как настоящий врач.
Уголок природы.
Элементарные знания о животных и растениях дети получают в уголке природы. Он очень оживляет вид всей игровой комнаты и придает ей своеобразие. Этот уголок- частичка природы сближает детей с ней. Сегодня каждое дошкольное учреждение работает над созданием эколого-развивающей среды. В настоящее время одним из основных документов, в котором определены требования к их организации, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденные Главным государственным врачом РФ (Постановление от 22 июля 2010 г. №91).
И введенные в действие с 1 октября 2010 г. При подборе комнатных растений мы постарались выполнить это основное правило. При этом учитываются как педагогические требования, так и требования безопасности. Дети ухаживают за комнатными растениями. Для этого здесь находятся лейки, фартуки и губки. Чтобы дети хорошо знали названия некоторых растений, их пользу, проводим дидактические игры.
Здесь мы проводим занятия по экологии. Ежедневно вносим изменения в «Календарь природы». Наш детский сад имеет экологическую направленность, поэтому при оформлении уголка природы были представлены различные природные зоны Земли с их обитателями.
В группе мы постарались создать все условия для полноценного физического и психологического развития детей, тщательно продумали размещение игр, пособий, игрушек в групповой комнате, согласно программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду».
Групповая комната является основным помещением детского сада, так как в ней проходит почти вся жизнь ребенка.
Такая организация предметно-развивающей, игровой среды группы кажется мне наиболее рациональной. Ребенок должен жить, а не присутствовать в группе.