Лариса Сосновских
Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Смена времён года.
Цель: формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений в природе.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о временах года, объяснить причины смены времён года.
Публикация «Конспект по окружающему миру во 2 классе „Смена времён года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Развивать мыслительную, речевую деятельность, способность прогнозировать, планировать и оценивать результаты своей работы
3. Воспитывать коммуникативную культуру, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.
Ход урока
1. Организованное начало урока.
- Добрый день. Поприветствуйте друг друга и настройтесь на урок.
Дети хором произносят девиз:
Мы науки изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем знанья получать,
Чтоб потом их применять.
-Что вы ждёте от урока? (Мы хотим получить новые знания, радоваться новым открытиям) Слайд 1
-Французский философ Ж. Руссо сказал:
«Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
-Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Отгадайте загадку:
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (планета Земля) Слайд 2
- Сегодня мы продолжаем путешествовать вместе с нашей планетой и учиться вести самостоятельные исследования.
Давайте выстроим алгоритм нашего исследования. (На доске карточки со словами. Дети выстраивают в нужном порядке.)
ПОВТОРИТЬ
ОБОЗНАЧИТЬ ПРОБЛЕМУ
ПРЕДПОЛОЖИТЬ
ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ, ПРОЧИТАТЬ
СДЕЛАТЬ ВЫВОД
Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке. Слайд 3
1. Ночь наступает, т. к. на небе появляется луна.
2. Планеты вращаются вокруг Солнца по воздействием закона всемирного тяготения.
3. День сменяет ночь потому, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.
- Земля вращается вокруг своей оси и происходит смена суток. А движется ли ещё как – нибудь наша планета? (Вокруг солнца)
- Предположите, может ли это движение влиять на жизнь на планете? (Ответы детей)
Льдом закована река в крепкие оковы,
И пришел издалека к нам мороз суровый.
За окном звенят капели, первоцветы зацвели.
С юга прибыли в апреле гуси, утки, журавли.
Вот и лето подоспело зеленью леса одело.
Выросли грибы в бору, комары звенят в жару.
Птичьи стаи в октябре полетели к югу.
Там тепло, там в декабре не закружит вьюга.
Вновь декабрь к нам приходит, он снежинки хороводит.
К нам мороз опять вернулся, год закончен, круг замкнулся. Слайд 4
-Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
-Тема нашего урока «Смена времён года»
-Скажите почему времена года меняются?
Ответы детей
Итак: у нас есть предположение, что смена времён года зависит от движения Земли вокруг Солнца.
Докажем или опровергнем нашу точку зрения с помощью учёных.
3. Совместное «открытие» знаний
Работа в группах.
-Вашему вниманию предлагаются задания. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?
1группа (Летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему)
2группа (Наступил октябрь, а жители Австралии дружно стали покупать купальники. Почему?)
3группа (Жители Африки никогда не играли в снежки. Почему)
4группа (К нам мороз опять вернулся, год закончен, круг замкнулся. «Круглый год» Почему так говорят)
Слайд 5 с заданиями для групп
-Нам нужно подробнее рассмотреть движение Земли вокруг Солнца.
-Посмотрите отрывок и попробуйте дать ответ на вопрос задания.
(Астрономия для детей видеоролик) Слайд 6
Ответы дают 1 и 4 группа:
1 группа (При вращении земли вокруг Солнца в какое место на планете лучи попадают прямо, там и лето, а куда с наклоном, там зима)
4группа (Земля движется вокруг Солнца и все сезоны повторяются снова и снова)
Вот ещё научные наблюдения (Вращение Земли вокруг Солнца. видеоролик) Слайд 7
Ответы дают 2 и 3 группа:
2группа (в Австралии лето наступает в октябре. потому что материк находится в южном полушарии, На это влияет угол наклона земной оси)
3группа (Африка имеет высокие температуры и считается самым жарким материком. Причина этого — в географическом расположении континента: вся территория Африки находится в жарких климатических поясах)
4. Двигательная физминутка Слайд 8
5. Самостоятельное применение знаний.
Работа в группах.
-Мы знаем, что времена года сменяют друг друга и почему так происходит.
-Как действует вращение Земли вокруг Солнца на живую природу?
Выполните задания.
1 группа наблюдает за птицами (У. стр. 56)
2 группа - за растениями (У. стр. 56)
3 группа - за животными (Т. стр. 18)
4 группа – за человеком (коллаж)
Рассказы групп.
Общий вывод.
Жизнь природы изменяется по ___(сезонам). Меняется время года, ___
(меняется) температура, соответственно___ (меняется) жизнь растений, животных и человека. Животные, растения и человек приспосабливаются к природным ___(изменениям, чтобы выжить. Слайд 9
-Тогда ответьте на главный вопрос урока : Влияет ли движение Земли вокруг Солнца на жизнь на планете? (Да. Влияет)
Рефлексия
-Какая работа помогла вам разобраться в этом сложном вопросе?
-Кто уже знал об этом? Из каких источников узнали?
-Где пригодятся знания?
Оценивание
-Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?
-Как работал ты?
Домашнее задание Слайд 10
1. Выполнить задания в тетради с. 18, №1, 2.
2. Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.
Слайд 11 Спасибо за внимание