Нина Агуреева
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
"Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями"
Акименко Валентина Михайловна
Описание методики логопедического обследования дошкольников В. М. Акименко
Обследование рассчитано на детей после 4 лет и проводится только после сбора анамнеза и тщательного изучения всех материалов документации. Обследование начинается с беседы.
Публикация «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Во время беседы логопед старается установить контакт с ребёнком, выявляет, как понимает ребёнок его речь, пользуется лион фразой, правильно ли произносит звуки.
Следующим методическим приёмом обследования является наблюдение логопеда за ребёнком в процессеего деятельности, предлагая ему разнообразный материал (карандаши, игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.
Обследование проводится по схеме :
1. Обследование звукопроизношения.
2. Обследование артикуляционной моторики.
3. Обследование строения артикуляционного аппарата.
4. Обследование фонематического восприятия.
5. Обследование слоговой структуры слова.
6. Обследование лексики.
7. Обследование грамматического строя.
8. Обследование связной речи.
Сбор кратких анамнестических сведений:
1. Возраст матери и отца при рождении ребёнка.
2. Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей.
3. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников.
4. Протекание беременности:
- Какая по счёту беременность;
- Как протекала беременность (токсикоз, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции, применение медикаментозных средств, употребление алкоголя, никотина, наркотиков и др.)
5. Протекание родов:
- Досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные, слабость родовой деятельности, применение стимуляции, кесарево сечение;
- Когда ребёнок закричал, наличие асфиксии;
- Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость);
- Травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма).
6. Вес и рост ребёнка при рождении.
7. Вскармливание:
- Когда принесли кормить;
- Как сосал (активно, срыгивая, поперхиваясь);
- Грудное вскармливание до … мес.
8. Состояние раннего психомоторного развития:
голову держит с … 1,5 мес. ; сидит с … 6 мес. ; стоит с … 11 мес. ; ходит с 12 мес. ; первые зубы в … 6 – 8 мес.
9. Раннее речевое развитие :
гуление с … 2 – 3 мес. ; лепет с … 4 – 6 мес. ; характер лепета; первые слова, фразы с … 1,5 лет;
10. Отношение членов семьи к речевому дефекту;
11. Занимался ли ребёнок с логопедом. Результаты логопедической работы.
12. Перенесённые заболевания и время перенесения.
Обследование звукопроизношения :
1. Гласные звуки – обследуются в следующем порядке [а], [э], [о], [ы], [у], [и].
2. Согласные звуки:
- Губно-губные [п], [п*], [б], [б*], [м], [м*] и губно-зубные [ф. ], [ф*], [в], [в*] ;
- Заднеязычные [к], [к*], [г], [г*], [х], [х*];
- Язычно-зубные [т], [т*], [д], [д*];
- Язычно-альвеолярные (сонорные,
- Язычно-передненёбные (шипящие и свистящие).
Фиксируется характер нарушения :
- Полное отсутствие звука.
- Замена звука другим.
- Искажённое произнесение.
Результаты обследования должны отражать :
- Форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении) : норма, отсутствует, заменяется, искажается;
- Положение нарушенного звука : в начале, в середине, в конце слова;
- Наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц во время артикуляции.
Обследование артикуляционной моторики:
1. Исследование подвижности губ.
2. Исследование подвижности языка.
3. Исследование подвижности нижней челюсти.
4. Исследование подвижности мягкого нёба.
Анализ состояния артикуляционной моторики:
- Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
- Объё м движений: полный, неполный.
- Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый.
- Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
- Наличие сопутствующих и насильственных движений.
- Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
- Длительность удерживания артикуляторов в определённой позиции.
Обследование строения артикуляционного аппарата:
- Исследование губ - узкие, мясистые, ахейлия (отсутствие губ, синхейлия (срастание боковых отделов губ, брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы, утолщение и укорочение уздечки верхней губы, в пределах нормы.
- Исследование зубного ряда - гигантские, вне челюстной дуги, адентия (отсутствие одного или нескольких зубов, сверхкомплектные, деформированные, кривые, мелкие, редкие, шиповидные, уродливые.
- Исследование прикуса – прогнатия (выдвинутая вперёд верхняя челюсть, прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус, открытый боковой прикус, несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов, прямой, плавающий, глубокий.
- Исследование языка - узкий, мясистый, анкилоглоссия (короткая подъязычная связка,микроглоссия (маленький, макроглоссия (большой, глоссотомия (частичное или полное удаление языка, глоссоптоз (аномалия развития).
- Исследование твёрдого и мягкого нёба - твёрдое нё бо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощённое. Мягкое нё бо: короткое, врождённое недоразвитие.
- Исследование нижней и верхней челюсти - деформированная,
микрогнатия (малые размеры верхней челюсти,
макрогнатия (большие размеры верхней челюсти,
микрогения (малые размеры нижней челюсти,
макрогения (большие размеры нижней челюсти).
Обследование фонематического восприятия:
- Исследование состояния физиологического слуха - исследование слуха шёпотной речью.
- Исследование дифференциации неречевых звуков – «Угадай, что звучит?», «Что гудит?», «Кто смеётся?»
- Исследование слуховой памяти и понимание речи - ребёнок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».
- Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками - ребёнок должен повторить за исследователем ряд слогов, слов.
- Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырёх лет) - ребё нок должен выполнить следующие задания:
Определить наличие звука в словах;
Определить количество звуков в слове и место звука в словах;
Составить слово из заданных звуков;
Придумать слово на заданный звук;
Из общего количества картинок отобрать только те, названия которых
начинаются на определённый звук.
Обследование слоговой структуры слова :
1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава.
2. Исследование произнесения слов различного слогового состава :
- Двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
- Трёхсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
- Односложные слова (мак, лев);
- Двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток);
- Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
- Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
- Трёхсложные слова с закрытым слогом (котёнок, пулемёт);
- Трёхсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);
- Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);
- Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (винтовка, морковка);
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова (кнут, клей);
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка);
- Четырёхсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).
3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.
Обследование лексики :
1. Исследование словаря существительных. Активный словарь.
- Существительные: обувь, ботинки, посуда, тарелки, плита, кровать, гроза, пила и т. д.
- Части предметов: тело (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот).
- Профессии: врач, водитель, учитель, продавец и т. д.
2. Исследование обобщающих понятий.
Одежда, мебель, овощи, фрукты, животные и т. д
3. Исследование глагольного словаря.
С 5 лет:
Что ты делаешь в течение дня?
Как ты передвигаешься?
Кто как кричит?
С 6 лет:
Кто какие звуки издает?
Кто что делает? (По профессиям)
4. Исследование словаря прилагательных.
С 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый;
С 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
5. Исследование подбора антонимов.
С 6 лет: добро, высокий, горе, лёгкий, большой, покупать, друг, поднимать, давать и т. д.
Обследование грамматического строя:
1. Образование существительных им. пад. мн. числа: Стол – столы, дерево, воробей.
2. Образование сущ - ных в косвенных падежах: У меня есть карандаш. У меня нет карандаша.
3. Образование существительных род. пад мн. числа: Шар – шаров, чашка, дерево.
4. Употребление предлогов : в, на, под, над, за, перед, около.
5. Согласование числительного с существительным: Дом – два дома – пять домов; кукла, шар, жук.
6. Согласование прилагательного с существительным: Шар – воздушный; ведро, платье, ботинок.
7. Образование названий детё нышей:
С 4 лет: у кошки – котята, котёнок; у утки, у гуся, у лисы …
С 5 лет: у зайца – зайчонок; у белки, у медведя, у волка …
С 6 лет: у коровы – телёнок; у лошади, у собаки …
8. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами:
С 5 лет: стол – столик; мяч, дом, кровать, берёза, кукла, ложка, шкаф, миска.
С 6 лет: гриб – грибок; лиса, лист, воробей, одеяло.
9. Образование относительных прилагательных от существительных: Дерево – деревянный: резина.
10. Образование притяжательных прилагательных:
С 6 лет: сумка мамы, хвост зайца, кофта бабушки, лапа медведя, газета папы, шерсть волка.
11. Образование приставочных глаголов:
С 6 лет: ходит – выходит – заходит; бежит, летит.
12. Образование глаголов совершенного вида: Рисовал – нарисовал; писал, делал.
Обследование связной речи :
1. Исследование пересказа.
2. Исследование составления рассказа
по сюжетной картинке.
3. Исследование составления рассказа
по серии сюжетных картинок.
Обоснование логопедического заключения :
В данной методике обследования детей 4 – 6 лет на каждый вид исследования сформулированы:
- Процедура исследования с заданиями для детей разного возраста (4 года, 5 лет, 6 лет,
- Критерии оценивания с количеством баллов.
Качественно-количественные результаты выполнения заданий, выраженные в баллах, заносятся в таблицы. По результатам обследования и на основании количества баллов, набранных ребёнком, учитель-логопед даёт заключение о состоянии речевого развития каждого ребёнка.
Первый уровень (низкий, 8 – 10 баллов) – общее недоразвитие речи (ОНР, I уровень.
Второй уровень (ниже среднего, 11 – 18 баллов) - общее недоразвитие речи (ОНР, II уровень.
Третий уровень (средний, 19 - 29 баллов) - общее недоразвитие речи (ОНР, III уровень.
Четвёртый уровень (выше среднего, 30 – 37 баллов) – фонетико-фонематическое недоразвитие.
Пятый уровень (высокий, 38 – 40 баллов) – возможна норма речевого развития. При наличии нарушенного звукопроизношения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР).