Получи документы

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями»

Гупалова Наталья
Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями»

Гупалова Наталья

"Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. "

Введение:

Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев, объясняется это тем, что в ходе развития человеческого общения движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а структурой в системе коррекции.

Цель проекта:

Развивать навыки речевого взаимодействия у детей с нарушениями речи на основе пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность, произвольное внимание.

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры и упражнения.

• Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.

• Повышения уровня речевого развития детей.

• Развивать внимание, логическое мышление, речь детей.

Тип проекта: долгосрочный, педагогический с детьми старшей группы

Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы.

Срок реализации: 3 года.

Актуальность:

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта дети должны знать:

Названия пальцев,

Термины «звук», «слово», «предложение».

Дети должны уметь:

Выполнять упражнения правой и левой рукой,

Соотносить движения пальцев и рук со словами,

Сжимать и разжимать пальцы рук вместе и поочерёдно,

Изображать фигуры с помощью пальцев,

Выполнять различные пальчиковые игры и упражнения,

Сочинять рассказы, сказки на заданную тему,

Выразительно и эмоционально пересказывать текст, рассказ, сказку,

Развивать сюжетную линию в серии картинок,

Изменять силу голоса, темп речи, интонацию от содержания высказывания.

У детей должны быть развиты:

Мелкая моторика рук,

Графические навыки.

Этапы реализации проекта

I Этап - Организационно – подготовительный.

1. Изучение теоретических основ развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Мелкая моторика— совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации -согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В. И. Бельтюковым (1977, М. М. Кольцовой (1973, Л. А. Кукуевым (1968, Л. А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.

Работу начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Диагностика показала у детей моторная неловкость, неточность движений, графомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно.

3. Составление перспективного плана по реализации проекта.

Перспективный план работы по моторному развитию.

В непосредственно образовательной деятельности.

Сентябрь

1. Знакомтсов с пальчиками (загадка). Пальчиковая игра «Как зовут пальчики».

2. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

3. Пальчиковая гимнастика «Морковка».

4. Пальчиковая игра «Овощи».

5. Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Октябрь

1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. Пальчикковая гимнастика «Осенняя прогулка».

3. Пальчиковое упражнение «Дерево».

4. Пальчикова гимнастика «Грибы на полянке».

5. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Ноябрь

1. Пальчиковая гимнастика «Утята».

2. Пальчиковое упражнение «Курочка», «Гусь», «Уточка», «Петушок».

3. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

4. Выкладывание листьев по трафаретов из косточек.

5. Игры с песком «Узоры на песке».

Декабрь

1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

2. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

3. Пальчиковые упражнения «Зайки», «Белочка», «Мишка», «Волк», «Лиса».

4. Пальчиковая игра «Зимние игры».

5. Пальчиковые гимнастики «Елочка», «Праздник».

Январь

1. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

2. Пальтчиковое упражнение «Птичка».

3. Пальчиковая игра «Зимние игры».

4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся».

5. Пальчиковая игра «Мебель».

Февраль

1. Пальчиковая гимнастика «Мчится поезд».

2. Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы».

3. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

4. Пальчиковая игра «Помощники».

Март

1. Пальчиковая игра «Как у нас семья большая».

2. Изготовление красивой скатерти для мамы (плетение из бумаги).

3. Пальчиковая гимнастика «Мамочка».

4. Пальчиковая игра «Алые цветы».

5. Пальчиковая гимнастика «В гости».

Апрель

1. Пальчиковая гимнастика «Пылесос».

2. Пальчиковая гимнастика «Рыбы».

3. Пальчиковая гимнастика «На окне в горшочках».

4. Рисование коротких палочек «Иголки у кактуса».

Май

1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

2. Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы».

3. Пальчиковая гимнастика «Пчёлы».

4. Пальчиковая гимнастика «На лужайке поутру».

5. «Мимоза» - аппликация из мятой бумаги.

В режимных моментах и самостоятельных играх.

Сентябрь

1. Массаж подушек пальцев рук.

2. Обведение трафаретов (груша, яблоко, слива, лимон, апельсин).

3. Выкладывание по контуру. Ниткография «Овощи».

4. «Посади овощи на грядках» (выкладывание на полосе из пластилина, мозаики, косточек, пуговиц).

Октябрь

1. Массаж формы пальцев. Ниткография «Осенние листья».

2. Обведение трафаретов «Грибы».

3. Шнуровка «Грибок под дождем».

4. Упражнение «Выложи дорожку».

5. «Собери целое из частей» (разрезные картинки).

Ноябрь

1. Массаж пальцев корригирующим мячом.

2. «Волшебные ниточки» (контур листьев из ниток).

3. Смятие бумаги «Зёрнышки для цыплят».

4. «Будка для собачки» (выкладывание из палочек, геометрических фигур).

5. «Помоги утёнку переплыть через речку» (проведение прямых линий).

Декабрь

1. Массаж пальцев «Сильные пальчики».

2. Выкладывание животных по контуру» (фасоль, горох).

3. Выкладывание из палочек «Снежинка».

4. «Собери целое из частей» (геометрические формы).

5. Игра с песком «Дорисуй фигуру».

6. Шнуровка «Собери елочку».

7. Пальчиковая игра – инсценировка «Лиса и заяц».

Январь

1. Массаж пальцев грецким орехом.

2. Самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Обведение трафаретов зимующих птиц.

4. «Оденем куклу на прогулку» (Застегивание пуговиц и молний).

5. «Волшебные ниточки» (Сапожок).

6. Пальчиковые упражнения «Стул», «Стол».

7. Упражнение с карандашом.

8. Теневые игры «Волк», «Лиса», «Олень», «Гусь».

Февраль

1. «Сухой бассейн» массаж пальцев (фасоль).

2. Дорисуй недостающие части (колеса, фары).

3. «Собери целое из частей» (разрезные картинки машина, поезд).

4. Фигурки из палочек «Флажок», «Звезда», «Танк».

5. Украшение посуды (геометрические формы).

Март

1. Цветок для мамы (пуговицы).

2. Выкладывание по контуру «Солнышко лучистое».

3. Упражнение с катушкой.

4. Фигурки из палочек «Сделай так же».

5. Рисование по клеточкам.

6. Упражнение «Смотай клубочек».

7. Пальчиковые театр «Колобок».

Апрель

1. Фигурки из палочек «Ракета», «Звездочка».

2. Игра «Выложить из палочек отгадку».

3. Дорисуй узор.

4. Фигуры из пальцев «Телевизор», «Часы».

5. Игра с волчками «Чей волчок дольше крутиться».

6. Выкладывание цветов из мозаики.

7. Игры с песком «Посади цветы».

8. «Сухой бассейн» массаж пальцев (фасоль).

Май

1. Пальчиковое упражнение «Мы шагаем» (по решеткам).

2. Нанизывание крупных бус «Гусеница».

3. «Посади бабочку на цветок» (целенаправленные линии).

4. Выкладывание по контуру «Бабочка» (фасоль, пуговицы, косточки).

5. Игра с песком «Дорожки из счетных палочек».

2. Подготовлена коррекционно - развивающая среда.

Чтобы достигнуть наибольшего эффекта работа по развитию мелкой моторики должна проводится регулярно. Коррекционно – развивающая среда играет большую роль в развитии речи детей. При организации среды стремилась создать все условия для сознательно регулируемой деятельности детей, которая несет в себе направленность коррекционного воздействия на речевое развитие. Для выполнения достигнутых по сложности и объему заданий детям, предлагала достаточно большое и разнообразное количество наглядного, природного материала: горох, орехи, фасоль, каштаны, шишки, камни, песок, косточки от фруктов, семечки от овощей и фруктов и т. д. А так же:

Бытовые материалы: шестигранные карандаши, прищепки, шнурки, платки и т. д.

Дидактические игры и материалы: необходимые плоскостные пазлы, различные мозаики, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто).

Бумажные и вязанные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).

Наборы пластмассовых и деревянных палочек, разнообразные мелкие игрушки.

Массажные мячики, тренажеры.

Резиновые игрушки разной плотности.

Наборы веревок разной длины и ширины, для завязывания и развязывания узлов, плетений колечек.

Пособия для шнуровки.

Различные виды застежек: молния, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка.

Дощечки с множеством отверстий для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой.

Свободные катушки для наматывания на них ниток или веревок.

Бусы и пуговицы разной величины.

5. Подготовлена информационная копилка для родителей.

6. Разработана картотека пальчиковых игр и упражнений.

2 этап – основной

1Составление конспектов коррекционно – развивающих мероприятий.

Реализация проекта находит свое отражение в организованной образовательной деятельности в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности, как элемент переключения на другой вид деятельности, повышает работоспособность, снимает нагрузки связанные с сиденьем. Если проводить пальчиковую игру во время организованной образовательной деятельности, это послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Упражнения для мелкой моторики рук сочетаю с традиционными физкультминутками, чтобы обеспечить детям двигательную активность.

Моторное развитие осуществляется главным образом в художественном творчестве. Многие дети с нарушениями речи имеют слабые изобразительные навыки, с трудом удерживают карандаш, затрудняются в передаче изображений простых геометрических форм, не ориентируются на листе бумаги. Поэтому большое внимание уделяю изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование, художественный труд, а так же всячески поощряю желание детей рисовать не только в организованной деятельности, но и в свободное время.

2. Пальчиковые игры и упражнения.

Практическая значимость словесной работы при индивидуально – личностном подходе к каждому ребенку, повышает эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества прочности результатов работы.

Чтобы добиться желаемого результата по развитию мелкой моторики пальцев рук и координации движений рук, применяла разнообразные приемы и методы обучения.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры отражают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. У них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а также речи, памяти, внимания, мимики детей, учат обобщению.

Знакомство с пальчиковыми играми начала с простых упражнений. Например: «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Шарик», «В гости к пальчику большому», «Зайка», «Корзинка». Знакомила детей с пальчиками (см. приложение). Для тренировки пальцев использовала упражнения и без речевого сопровождения. Например:

«Пальчики здороваются» кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный - ноги. «Слоненок» идет по столу.

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняются такие упражнения пальчиками, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем, облегчает приобретение навыков письма. Учила выполнять упражнения как правой, так и левой рукой, и обеими вместе.

Также применяла скороговорки, вначале придумывала несложные движения для пальчиков, а затем эти движения усложняла. Произносила скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением руки, только после этого проделывала вместе с детьми. В процессе работы над скороговоркой меняла темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка и его координации, а так же почувствовать ритм и приготовить руку к письму.

При рассматривании привычного набора упражнений для развития мелкой моторики через пальчиковую гимнастику можно отметить два фактора:

При проведении упражнений, действия главным образом приходится на социальную зону руки – большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях

В основном используются движения захвата предметов, сжатия редко растяжения пальцев и почти никогда расслабления, что может приводить к повышению тонуса.

Поэтому при выполнении заданий по развитию ручной моторики предлагала детям задания на сочетания сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев.

Еще одним приемом развития точности и согласовании движений кистей рук, является работа с мелкими предметами и мозаиками. Эти задания служат развитию мелкой моторики и закреплению знаний на лексические темы, совершенствованию фонетико – фонематической сферы.

Точность с координацией движения развивается у ребенка в процессе игры со шнурками, сбору пазлов, играм – вкладкам, застегивания и «пришивание» пуговиц различного размера.

Огромное удовольствие детям доставляет массаж и самомассаж с резиновыми мячами, с шишками, орехами, массажерами, карандашами.

Массаж позволяет детям снять мышечное пальчиковое напряжение, утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук.

Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами, горох, чечевица, фасоль разных видов. Перебирая и захватывая пальцами маленькие предметы, ребенок учится координировать работу различных систем организма. При выполнении самых обычных движений участвуют мышечная, зрительная, нервная, костная системы.

Игры с прищепками очень полезны, для развития мелкой моторики, готовят руку к письму, способствуют развитию речи. В коллекции собраны самые популярные основы для игр с прищепками: туча, солнышко, елка, ежик, паучок, человечки и т. д. С этими игрушками дети придумывают интересные истории. Прищепка за прищепкой, слово за словом и получается игра. Кроме того использую в играх художественное сопровождение. Стихотворение – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с прищепками позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

Кроме того развитие мелкой моторики происходит и в играх детей с различным бросовым материалом, с которым дети с удовольствием играют. Это игры со скрепками, болтами и гайками, помпонами и спичками. Игры со спичками полезны для развития не только мелкой моторики рук, но и развиваю фантазию, формируют пространственно – образное мышление. Использую этот материал, как часть организованной образовательной деятельности по ФЭМП.

Очень интересны разнообразные игры с песком. Они являются обучающими, познавательными и проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр и проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.

Для развития ручной умелости, а также детского артистизма использую различные виды театральной деятельности. Изготовила пальчиковый театр, с помощью которого разыгрываем небольшие инсценировки. Дети с удовольствием участвуют в теневом театре, изображая фигуры животных птиц и других персонажей. С помощью театра теней развивается ловкость рук, движения кистей и пальцев, умелость, точность и выразительность движений, а также развивается речь.

4. Работа с родителями.

Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, имеется богатый информационный материал, рекомендации для родителей. Часто родители не уделяют должного внимания речевому развитию своих детей по различным причинам: не слышат недостатков речи своих детей, или считают, что с возрастом все исправится. Совместная деятельность родителей и специалистов даёт эффективный результат в коррекционной работе.

1. Родительское собрание «Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей».

2. Консультации: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»,

«Развитие графического навыка у детей», Пальчиковые игры и гимнастика для рук».

3. Папки – передвижки: «Пальчиковая гимнастика и ее роль в формировании техники письма», «Пальчиковые игры и упражнения».

4. Анкета «Играем пальчиками».

5. Совместный праздник с логопедом и родителями «Праздник правильной речи».

3 этап – заключительный.

Диагностическое обследование показало, что у детей увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились изолированные движения пальцев рук и их переключаемость. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Улучшилась координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребёнка, память и слух.

ИТОГИ ПРОЕКТА:

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Публикации по теме:

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаНетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ктуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

«Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» Цель – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Дорогие родители! Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание,.

Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста Все нервные окончания отвечающие за речь, мышление, память, воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Поэтому важно развивать.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: познакомить.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста «Детский сад Тополёк» п. Демьянка – филиал МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п. Туртас Уватского муниципального района КОНКУРС «Методическая.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Основные понятия Советы для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Основные понятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями»
Опубликовано: 26 декабря 2017 в 07:17
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД