Валентина Горшкова
Описание моего опыта по вовлечению детей и родителей в планирование образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Публикация «Описание моего опыта по вовлечению детей и родителей в планирование образовательной деятельности» размещена в разделах
- День победы. Планы, тематические недели
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
По ФГОС ДО, образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми: учитывая интересы и возможности каждого ребёнка, поддержки и инициативы и самостоятельности детей, учитывать возможность выбора, участие родителей в образовательной деятельности.
Дети от природы очень любознательны, они могут осознанно принимать участие в определении дневных дел. Каждое утро с детьми проводится утренний круг, где дошкольники рассказывают, чем они хотят сегодня заниматься. А на вечернем круге ребята делятся впечатлениями о проведенном дне.
В начале учебного года составляется план работы с родителями с комплексом мероприятий, направленных на вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Чтобы максимально заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в образовательной деятельности детского сада, возрастной группы я использую разнообразные формы сотрудничества: традиционные и инновационные.
Для сбора данных по семьям воспитанников применяю тесты, анкетирование, социальные обследования, тренинги, опрос на разные темы, провожу выходы в семьи воспитанников.
Использую наглядно-информационные формы: в родительском уголке размещаю объявления и рекламы, информационные листы, памятки для родителей, папки – передвижки на интересующие темы. Для ознакомления с работой деятельности сада, жизни группы на официальном сайте ДОУ, группы в Контакте в сети Интернет выставляю новости.
Из познавательных форм, которые дают возможность познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, использую круглые столы, тематические и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, беседы, мастер – классы, родительские собрания с использованием презентаций и фотоотчетов о жизни детей в группе. Применяются родительские собрания и открытые занятия с детьми в онлайн-формате на платформе Zoom. Пример: на занятии «Если один дома» родители смогли увидеть, как у детей формируется представления детей о безопасном поведении дома.
Также используются новые, активные формы работы с родителями, такие как лэпбук. Это хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.
Родители участвуют в подготовке родительских собраний, на которых делятся опытом семейного воспитания.
Чтобы показать эффективные формы, методы и приёмы работы педагога с детьми, родители привлекаются к организации и проведению ООД, режимных моментов; участвуют в мастер - классах, где рассказывают о своей профессии, используют современные методы, информационно-коммуникативные технологии, организуют игры и пр.
Уделяется внимание совместной творческой деятельности родителей и детей, в процессе которой взрослый и ребенок еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Проводятся тематические выставки рисунков, фотографий, поделок и новогодних костюмов. Например: родители проводят мастер – классы по приготовлению блюд, привлекаются к организации театральных постановок к различным мероприятиям.
Родители совместно с детьми участвуют в конкурсах на разных уровнях - республиканских, муниципальных, внутри ДОУ, занимают призовые места, получают благодарности, дипломы и подарки, которым все рады.
Родители оказывают помощь в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы игрушками, книгами, играми и т. д., помогают в изготовлении дидактических пособий. Прогулочные площадки дополняются игровым оборудованием. Немаловажную роль играет родительский комитет группы, который оказывает воспитателям помощь: создает условия для образовательной деятельности в группе, организует участие в трудовых десантах, субботниках по благоустройству площадки и группового помещения, организует экскурсии и досуги.
Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками различных мероприятий и помощниками воспитателя, устанавливается атмосфера взаимоуважения. У родителей проявляется искренний интерес к жизни детского сада, они учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве. А педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.