Анна Ширкова
Описание НОД с элементами детского исследования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Электричество».
▼ Скачать + Заказать документы
Описание НОД с элементами детского исследования для детей старшего дошкольного возраста по теме : «Электричество»
Образовательные задачи:
- формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт (пылесос, холодильник, стиральная машина, утюг);
-расширять представления о том, где живёт электричество и как оно помогает человеку;
-закрепить правила безопасного поведения с электроприборами в быту.
Публикация «Описание НОД с элементами детского исследования для детей старшего дошкольного возраста по теме: „Электричество“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Развивающие задачи:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-развивать словарь детей и обогащать словами : электроприборы, электричество, розетка, электрон.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Материал:
- презентация «Электричество»;
-иллюстрации электробытовых приборов без шнура и вилки;
-пластмассовые палочки по количеству детей;
-кусочки шерстяной ткани, шелка;
-дидактическая игра «Соедини точки»;
-карточки «Правила пользования электроприборами»;
-конструктор «Лего»;
-цветные шары;
-пластилин;
-пустые контейнеры от «Киндер-Сюрприза»
Ход занятия:
Дети заходят в зал, здороваются, садятся на стулья, поставленные полукругом
Воспитатель:
-Ребята, сегодня у нас с вами познавательное занятие, а тему вы узнаете,
отгадав мои загадки
1. Пар пустил дракон хвостатый
И разгладил шарфик мятый.
(утюг)
Чтоб ты выглядел опрятным
И в общении приятным.
Очень нужен в жизни друг-
Электрический (утюг).
2. Даже и в июльский зной
В нём морозно, как зимой.
(холодильник)
В холодильник посмотри
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
3. Из ковра чистюля-робот
Тянет пыль и грязь в свой хобот.
(пылесос)
Быть может, красивее роза
Или какой-нибудь предмет,
Но нет полезней пылесоса.
Я утверждаю - точно нет.
С ним от балкона до порога
Пройдешь под мерный, тихий гул.
Он поработает немного -
И дышится, как на лугу.
4. Глядя на экран в квартире, Видим, что творится в мире. (телевизор)
В мир - окно! Все в ярком свете!
Пусть зима, а фильм о лете.
Каждый день привет с экрана,
Поздно ночью, утром рано.
С телевизором встречайся
И живи, не огорчайся!
Карточки с изображением электроприборов после каждой загадки выставляются на доску.
Воспитатель:
-Так, о чём же мы с вами сегодня будем говорить? (Об электроприборах) Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Какие? Назовите их. Для чего они нужны? (Ответы детей)
-Кто же сделал все эти электроприборы? (Их сделал человек) Давайте ещё раз рассмотрим и назовём их. (Дети называют приборы, на которые указывает воспитатель, последней называют - стиральную машину)
Давайте с помощью карточек выложим последовательность такой стирки
-В чём замачивали грязное бельё? (Замачивали в корыте, сделанном из дерева)
-А что использовали для того, чтобы бельё лучше отстирывалось? (Тёрли руками; складывали бельё на камень и стучали по нему палкой, чтобы вместе с водой уходила грязь; потом стали использовать стиральные доски, их ребристая поверхность помогала лучше отстирывать грязь) .
-А где полоскали бельё? (В речке, а если не было рядом реки, то носили в ведрах воду из колодца и полоскали в корыте). А отжимали бельё руками, с силой «выкручивая» его.
-Как вы думаете, а легко ли стирать руками? (Ответы детей) Люди долго думали, думали и придумали вот таких замечательную помощницу.
-Как вы думаете, Какие предметы заменил пылесос? (Ответы детей) То, чем люди пользовались раньше, когда у них не было пылесоса, вы узнаете, соединив по порядку точки на карточках. (Савок, веник, швабра, щётка)
Дети подходят к столам и выполняют задание.
-Раньше люди для уборки в доме пользовались. веником, совком, шваброй, щёткой, а сейчас все эти предметы заменил. пылесос.
-Рассмотрите внимательно электроприборы на доске, как вы думаете, будут ли они работать? (Нет, потому что у них нет электрического шнура и вилки) А зачем они нужны? (Вилку вставляют в розетку, чтобы приборы работали)
Воспитатель:
-А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Электрический ток)
Воспитатель:
-Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете в школе.
Физкультминутка.
Воспитатель:
-А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра «Ток бежит по проводам».
На кубах стоят несколько игрушечных электроприборов. Дети - частицы-электроны, двигаются по всему залу и произносят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
По окончанию слов воспитатель называет электроприбор.
Дети выстраиваются друг за другом возле названного воспитателем электроприбора
Воспитатель:
- Очень помогает нам электричество, но и к себе оно требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило».
Ребё нок:
Всем известно, что в розетке
Электричество живёт,
Смирное, как мишка в клетке.
В радио оно поёт,
В холодильнике морозит,
Зажигает в лампе свет,
В лифте нас по дому возит.
Но его опасней нет!
Из розетки, сея пламя,
Может стукнуть страшный ток.
Ты не лезь в неё руками,
Берегись её, дружок.
-Посмотрите на таблицу. Что на ней изображено? (Правила пользования электроприборами). Давайте расскажем надо правильно пользоваться электроприборами.
1. Не суй пальцы и различные предметы в розетку;
2. Не трогай оголённые провода;
3. Нельзя включать электроприборы мокрыми руками;
4. Не играй возле включенных электроприборов;
5. 3нак «Высокое напряжение»;
6. Включать электроприборы можно только сухими руками;
7. Используй розетку по назначению;
-Что может произойти, если не соблюдать эти правила? (Может ударить током)
-Что нужно включать в розетку? (Только электроприборы)
Элементы исследовательской деятельности.
Воспитатель:
-А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы научимся ловить электричество.
Опыты.
Опыт 1:
- На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.) .
Воспитатель:
-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
-Давайте я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в волосах живет безопасное электричество.
Опыт 2:
-Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно). Сейчас мы сделаем этиобычные палочки электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани. А что делают из ткани? (Из ткани шьют одежду)
Вывод: безопасное электричество живет в одежде.
Первый вариант заключительной части.
Воспитатель:
-Ребята, вы молодцы! Сегодня вы многому научились, а главное теперь вы знаете, как надо пользоваться электричеством, чтобы оно не причинило вам вред. Давайте представим, что мы с вами настоящие изобретатели и попробуем построить из конструктора электроприборы будущего.
Дети садятся за столы и работают с конструктором.
Второй вариант заключительной части.
Воспитатель:
-Ребята, вы молодцы! Сегодня вы многому научились, а главное теперь вы знаете, как надо пользоваться электричеством, чтобы оно не причинило вам вред. Давайте сделаем Ваших любимых мультгероев – Миньёнов (маленькие электрические лампочки). Нам понадобится пластилин и пустые контейнеры Киндер – Сюрприза.
Использование ЭОР в образовательном процессе.
Через 2-3 дня целесообразно с детьми провести просмотр презентации «Электрочество», что поможет детям лучше запомнить и структурировать полученные знания.