Папки-передвижки

Описание опыта работы по теме: «Использование театрализованной деятельности у дошкольников»

олеся гуртовая
Описание опыта работы по теме: «Использование театрализованной деятельности у дошкольников»

Введение

Театр для детей — это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Дошкольный возраст — замечательное время для развития творческих талантов. Малыши с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.

Публикация «Описание опыта работы по теме: „Использование театрализованной деятельности у дошкольников“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игру рассматривают как средство воспитательно - образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности.

Одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить детей играя, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков как коммуникативные, организаторские, двигательные.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру. Этим и определяется актуальность выбранной мной темы.

Цель работы : развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Развивать творческие способности и речевую активность дошкольников.

Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности.

Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.

Гипотеза исследования: Я предполагаю, что процесс развития творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность может быть эффективнее, если использовать в работе с детьми следующие педагогические средства:

сюжетные –ролевые игры;

игры- ситуации;

игры –драматизации;

беседы;

театры разных видов;

чтение художественной литературы, обыгрывание героев прочитанных сказок.

Объект исследования: театрализованная деятельность детей в различных видах повседневной жизни дошкольника.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей у дошкольников.

Глава I. Использование театрализованной деятельности у дошкольников

1.1. Роль театрализованной деятельности в воспитание и обучение дошкольников в ДОУ

Театр много значит для детского сердца, с каким нетерпением ждут встречи с ним!

Театр может все или почти все, он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников. Корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.

Театральное искусство способствует всестороннему развитию гармонической личности ребенка. Общаясь, непосредственно изо дня в день, с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Театр оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор детей, обогащает и развивает речь, формирует моральные представления, развивает умственные представления, развивает умственные способности детей.

Театр нравственно воспитывает ребенка. Театр - волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее, т. е. театр воздействует на эмоциональный мир ребенка. Проявление у ребенка внимания, интереса, стремления к творчеству требует эмоциональных побуждений, обновляющих впечатлений. В этом смысле надо отметить громадное положительное значение театрализованной деятельности. Эта деятельность, педагогически правильно организованная, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способности в развитии речи.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только представление, а самим быть артистами. Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходит из одной и той же условности, и фокусирует в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит её, и в какой способен выразить. Потребность в игре у детей. Несомненно,велика, проявляется очень рано. Уже в два – три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков и цыпляток, бегающих за курочкой – мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательные и имитационные, всегда одно – плановые, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающими миром образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Она близка и понятна ребенку, помогает развить интересы и способности ребенка, усваивать новую информацию, проявлять эмоции при исполнении ролей. Театрализованная деятельность требует от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается интуиция, смекалка, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

Театр развивает творческий потенциал личности, учит эффективному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе : ребенок или взрослый ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации - основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на руки (пальцы). Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

К режиссерским играм относятся:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук.

Виды игр-драматизаций:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Помимо выше перечисленных видов театра, которые используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров : театр на ложках; театр из шерстяных ниток и т. д.

1.2. Организация театральной зоны в разных возрастных группах детского сада

Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые помогают детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу; разыгрываются небольшие сценки. При этом используются игрушки и фигурки плоскостного театра.

В средней группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному.

Появляется уголок театрализованной деятельности, широко используем такие виды кукольных театров, как пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек. Обязательным элементом становится уголок ряженья. Дети активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступать в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли, ребенок реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет. А благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Организация театральной зоны в разных возрастных группах детского сада: декорации, костюмы, реквизит, музыка, используемая в спектакле.

Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.

В группе для детей 5-7 лет должны быть представлены все виды театров, а также самые разнообразные элементы театральных костюмов к спектаклям. Эта зона должна отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.

Место для театрального уголка педагоги выбирают сами.

Оснащение театральной зоны для групп раннего возраста:

Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.

Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка, тростевые куклы, куклы - образы людей, животных, театр бибабо.

Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят») : театр картинок, настольный театр и театр плоскостных игрушек.

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для младшей группы:

Фланелеграф.

Различные виды театра : театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси», театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба», теневой театр («Лиса и заяц», театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

Маленькая ширма для настольного театра.

Атрибуты для ряженья: элементы костюмов, шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее.

Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски сказочных персонажей.

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Так же необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, ковролина, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые, сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе, мелкого и среднего размера. Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение театрального уголка для средней группы:

Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски театральных персонажей.

Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.

Стойка-вешалка для костюмов.

Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.

Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, кукольный, настольный, перчаточный).

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального центра для старшей и подготовительной к школе групп:

Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.

Стойка-вешалка для костюмов.

Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.

Разные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок.

Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений.

Глава II. Развитие творческих способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности в ДОУ

2.1. Формы и методы работы с воспитанниками по развитию творческих способностей

Первый шаг приобщения детей к театру начинается с «оживления» персонажей художественного произведения и действий героев. Прост и доступен восприятию малышей настольный театр. Дети третьего — четвертого года жизни очень увлекаются событиями, происходящими на «сцене» что даже не замечают рук педагога, глубоко сопереживают героям сказки.

Дальше происходит знакомство с перчаточной куклой. Дети очень любят занятия с этой куклой. Получается мини кукольный спектакль. Дети очень любят смотреть на ожившую куклу. Кукольный спектакль им близок, понятен и доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Дети быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля.

Так же я провожу с детьми беседы по ознакомлению с театром. Мы обсуждаем с ними вопросы: «Что такое театр, «Что делают в театре зрители, «Кто шьет для артистов костюмы?», «Кто участвует в спектакле?», «Как надо вести себя в театре, «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?», «Для чего нужен антракт?». После бесед на эти темы я стараюсь чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети выбирают «кассира», рисуют билеты. Стулья заранее расставляем как в зрительном зале и дети, купив билеты, заходят в «зрительный зал». «Зрители» просят помощи найти место, «билетер» помогает им находить свои места. «Зрители» благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т. д.

Я работаю с ними над интонацией, жестами, мимикой. Выбираем сказку с детьми, читаем, обсуждаем, рисуем по сказке, лепим сказку, слушаем музыку. Процесс репетиций - это процесс творческого переживания и воплощения. Именно в этом процессе происходит развитие личности ребенка.

В содержание работы по театрализованной деятельности входит : просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; игры-ситуации; подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения по формированию выразительности исполнения.

В своей группе создала театральный уголок, где собран богатый дидактический материал: разные виды театра (кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, театр куклы би-ба-бо, театр «Веселые человечки». Вместе с детьми изготовили персонажей из киндер- сюрприза «Забавные котята», «Щенячий патруль». Разработала картотеку «Театрализованные игры», оформлены альбомы «Правила поведения в театре», «Театральные профессии».

Яркие маски и шапочки к сказкам, волшебный сундучок, волшебная шкатулка, чудесный мешочек в нашем уголке привлекают внимание детей.

В создании театрализованных уголков родители принимали активное участие. Папы помогли изготовить домик для сказочных персонажей, стойку-вешалку для костюмов и полочки для дидактического материала, мамы сшили костюмы для театрализованного уголка. Для привлечения внимания родителей к театрализованной деятельности подготовила консультацию «Играем в кукольный театр дома».

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Формы театрально – игровой деятельности разнообразны – и все они по- своему интересны. Как интересно детям сыграть хвастливого петушка или других зверюшек и почувствовать себя артистом.

Театральная деятельность - это не иссекаемый кладезь для развития речи детей. Начинаем обыгрывать стихотворения, переходим к сценам, вершиной является драматизация, где дети должны говорить грамотно, раскрывая характер героев. У нас оживают куклы, медведи и т. д. Дети играют, надевают маски, превращаются, находятся в лесу, вокруг нас не столы и стулья, а сказочная страна.

В подготовке к представлению участвуют сами дети. Здесь подразумевается обсуждение его содержания, организация праздничной среды и распределение ролей. Когда дети являются действующими лицами, проявляется и упражняется их активная речь. Для того, чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо на только уметь говорить, но и надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

2.2. Реализация приобретенных навыков и умений в практической театральной деятельности через игры- драматизации

Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В этих играх ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило, дети великолепно включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе».

Воспитатель самый активный участник игры. Он показывает разнообразие интонаций, мимики, жестов, походки, движений. В результате дети приобретают необходимые навыки для создания определенного образа, появляется интерес к кукольным спектаклям, литературным произведениям, более эмоционально проявляют свое отношение к героям. Знакомя детей с новыми играми – драматизациями мы активно используем современные развивающие технологии. Дети знакомились с героями художественных произведений посредством информационных компьютерных средств.

Главным условием для реализации задач по развитию связной речи при подготовке к играм – драматизациям является сам педагог - воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Игра-драматизация будет возможна, если ребенок воспринимает, осмысливает и переживает, при чтении литературного произведения; а также уже знает о театре, о спектаклях, которые там разыгрываются; с готовностью включается в игру, учитывая свои возможности и способности.

В своей работе с детьми активно использую игры-драматизации.

Дети принимали активное участие в мероприятиях детского сада.

На празднике «Осень» дети показали инсценировку сказки «Репка», сценку «Как звери грибы собирали». Было организованно родительское собрание, посвященное «Дню матери», где ребята поздравили своих мам и показали игру-драматизацию «Как утенок Кря потерял свою маму». С большим удовольствием ребята выступали на празднике «8 марта» с игрой-драматизацией «Цыпа-желтый маленький цыпленок».

Не только участие и показ имеет значение для развития творческих способностей у детей, но и подготовка к спектаклю:

ознакомление со сказкой

распределение ролей

изготовление декораций

выбор масок и костюмов

оформление зала

афиша

Роль «Театра» в воспитании детей огромна. А для детей участие в театрализованных играх и в драматизациях сказок всегда праздник.

Театрализованная деятельность для педагога необходимо, и заниматься надо ею как можно раньше, начиная, с младшей группы, и тогда в подготовительной группе мы получим тот результат, к которому стремимся.

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой!

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Использование персонажей из мультиков в театрализованной деятельности в детском садуИспользование персонажей из мультиков в театрализованной деятельности в детском саду .

Использование театрализованной деятельности в работе с родителямиИспользование театрализованной деятельности в работе с родителями «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему» (русская народная пословица) Сколько бы мы, педагоги, не старались.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Описание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастовОписание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастов Описание опыта работы по проведению Дня моряка в группе (для разных дошкольных возрастов) Мы жители Приморского края, живем на берегу.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы по теме: «Использование театрализованной деятельности у дошкольников»
Опубликовано: 12 января 2023 в 19:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД