Наталья Николаевна Турко
Описание опыта работы по теме «Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 января 2014 года были приняты ФГОС дошкольного образования.
Где определены направления развития и образования детей :
-Социально – коммуникативное;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественное – эстетическое;
-физическое.
Публикация «Описание опыта работы по теме „Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Речевое развитие неслучайно выделили в отдельную область. Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, абстрактное мышление невозможно без речи.
Когда я набрала новую группу малышей, столкнулась с проблемой. Дети плохо шли на контакт со взрослыми, не могли общаться друг с другом.
Обследовала каждого ребёнка и увидела, что речь плохо развита у большинства детей.
Для того, чтобы решить эту проблему я поставила перед собой цель:
Создать условия для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать :
1. Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности;
2. Прививать любовь к народному творчеству, пестушки, потешки, песни, сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки.);
3. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Для осуществления намеченных мною целей и задач, необходимо было создать особые условия, развивающую среду, которая обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Для этого в интерьер группы я включила элементы русского фольклора : пособия в игровых уголках, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т. д. За организацию предметно – развивающей среды была награждена грамотой за 1 место.
Работу по формированию речевых умений и навыков детей выстроила в тесном взаимодействии с родителями. Во второй младшей группе я разработала перспективный план по формированию культурно – гигиенический навыков у детей младшего дошкольного возраста на основе фольклора. На родительском собрании я ознакомила родителей с планом работы (Приложение №1.) Бесценным средством развития лексики у детей являются литературные произведения (поэтические и прозаические, несущие в себе правильные лексические эталоны, отличающиеся яркостью, образностью, выразительностью и одновременно доступностью и понятностью своего сюжета.
Рассказывание и чтение сказок в непосредственной образовательной деятельности и в свободное время дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Для решения этого вопроса я провела консультацию для родителей на тему «Роль книги в жизни ребенка» (Приложение №2).
Младшим детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Фольклорные произведения благотворно влияют на общение с ребенком в разные режимные моменты. Правильно подобранная мной потешка, помогла установить контакт с детьми. Знакомство с новой потешкой происходило поэтапно, обыгрывая с детьми разными методами – применяла действие игрушки или предмета, то есть о ком или о чём говорилось в потешке, затем использовала пальчиковый театр. Тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, я стала включать потешки, припевки не только на занятиях, а также и в повседневном разговоре с детьми. Словарной работе я уделила особое внимание, так как процесс планомерного расширения активного словаря идет за счет трудных и незнакомых слов. Формирование словаря вела одновременно с ознакомлением с окружающим миром (природным, социальным и культурным) (Приложение №3).
В среднем и старшем возрасте большое место в своей работе отвожу народным сказкам. Самое пристальное внимание уделяю формированию оценки таких нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность. На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, я опираюсь на методические рекомендации по детской литературе для воспитателей, работающих с детьми 4-6 лет автор В. А. Гриценко «При шли мне чтенье доброго». Где программным материалом являются произведения русского фольклора и литературы (Приложение4).
Фольклор – это наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, благодаря фольклору легко усваивается язык, лексика.
Все лексические, грамматические и интонационные упражнения провожу на материале поговорок, пословиц, загадок (Приложение № 5), которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество.
Со старшими детьми использую беседы и более сложный фольклорный материал. Составляем загадки о предметах старинного русского быта. Дети становятся сообразительнее, начинают логически думать. Стараюсь обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову, привнести настроение раскрепощённости на занятиях, постепенно раскрывая содержание произведений. Использую принцип наглядности, методический приём «обыгрывание» действий. Включаю принцип цикличности действий в процессе последовательного освоения фольклорного текста. Использую приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми.
В своей работе активно использую проектный метод. Метод проектов позволяет создать условия для ключевых компонентов, таких как умение работать с информацией, умение видеть и решать социально-значимые проблемы, ставить цели и принимать решения, развивать коммуникативные умения (Приложение №6).
В старшей группе организовала кружок «Занимательная математика». В процессе образовательной деятельности использую загадки, пословицы, поговорки, даю детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря даю детям знания с радостью, прививаю вкус к учению, желание получать новые знания.
Работа в данном направлении даё т свои положительные результаты:
1. У детей повысился интерес к устному народному творчеству;
2. Они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки;
3. Умеют самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок;
4. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Провожу большую работу по распространению своего педагогического опыта среди педагогов района. Принимаю активное участие в методических объединениях, семинарах - практикумах по проблеме развития коммуникативных навыков детей посредством фольклора (Приложение № 7). Являюсь наставником для молодых педагогов.
Являюсь активным пользователем сети интернет. Делюсь опытом с коллегами в педагогических сообществах.