Ольга Бутузова
Программа взаимодействия педагогов и семей детей раннего возраста в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Первый блок «Просветительский» включал два занятия.
Первое занятие «Развитие речи детей раннего возраста» проводилось в форме «Круглого стола» по обсуждению проблемы организации речевой среды в семье.
Рассматривались вопросы:
1) Роль речи в умственном развитии детей;
Публикация «Программа взаимодействия педагогов и семей детей раннего возраста в речевом развитии детей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2) Структура речи детей (активный/пассивный словарь, звукопроизношение, грамматическая основа речи, связная речь (диалогическая, монологическая);
3) Основные показатели развития речи детей раннего возраста;
4) Факторы, способствующие развитию речи детей и затрудняющие этот процесс;
5) Методы, формы и средства развития речи детей раннего возраста;
6) Что такое речевая среда, требования к организации речевой среды в семье.
В ходе обсуждения проблемы организации речевой среды в семье родители начинали понимать свою ответственность за обеспечение благоприятной атмосферы общения и взаимодействия с детьми дома, которую возможно создать в процессе игры, игровых ситуаций, побуждающих детей вступать в диалог, повторять слова, заучивать короткие речевки, считалки, поговорки, овладевать разнообразной мимикой, пантомимикой, внеречевыми средствами коммуникации, которые могли помочь детям, не владеющими речью, взаимодействовать во вне вербальном плане со взрослыми и сверстниками.
Второе занятие «Игры, развивающие речь» проводилось в форме консультации. Родителям предлагалась к ознакомлению информационная папка с подборкой речевых игр, направленных на развитие и активизацию словаря, звукопроизношение, грамматической, лексической основы речи (Приложение 1).
Консультация началась с выступления воспитателя о значении игр в развитии речи детей. Далее была практическая часть. Родителям предлагалось принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми.
Так, просветительский блок создавал мотивацию у родителей к взаимодействию с педагогами по решению важной образовательной задачи – развитию речи детей в условиях речевой среды средствами игровой деятельности.
Блок «Методический» включал три занятия:
«Это интересно знать» - выставка методической литературы по развитию речи детей раннего возраста (Приложение 2).
Родителей знакомили с разными авторами, которые предлагали речевые игры по развитию словаря детей, грамматической основы речи (морфологической, лексической, развитию звукопроизношения, связной речи;
«Играем вместе» – два мастер-класса.
Мастер-класс «Народные игры» знакомил родителей с педагогическим средством прошлого – устным народным творчеством: загадками, потешками, колыбельными, считалками, загадками, которые были созданы для детей, для развития у них речи.
Родителям было предложено распределиться в группы: «Хороводные игры», «Игры-имитации», «Игры с куклой».
Группа родителей «Хороводные игры» выбирала одну из игр, которые выполняются в кругу (например, «Карусель», разучивала в своей группе, далее предлагала к разучиванию с другими. Участникам группы необходимо было выделить достоинства этой игры в речевом развитии ребенка (мотивация к хоровому повторению слов (Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, ускорение динамики и произношения слов и звукоподражаний (А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом - топ-топ-топ, изменением интонации, громкости произношения (тише, тише, не спешите, карусель остановите); сопровождение речи вне речевыми способами (хлопками, притопыванием, кружением – «Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!»).
Группа родителей «Игры-имитации» аналогично предлагала участниками игры, побуждающие детей к выполнению действий, указанных в словесной форме, например, «Заинька, попляши». Детям необходимо действовать согласно речевой инструкции, понимать речь взрослого, повторять слова, звукоподражания.
Группа родителей «Игра с куклой» демонстрировала разные игровые ситуации – «Причешем куклу». «Умоем куклу», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать» сопровождая их народными потешками: «Расти коса до пояса», «Водичка, водичка», «Ладушки-ладушки», «Баю, бай, ты, собачка, не лай, нашу Таню не пугай» и др.
Второй мастер-класс был посвящен показу и обучению родителей созданию игровых ситуаций, стимулирующих развитие речи детей.
На данном мастер-классе родители учились приемам организации разных игр:
- дидактических: «Собери матрешку», «Собери пирамидку» и др. ;
- сюжетно-ролевых: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и др. ;
- подвижных: «Гуси – лебеди»; «У медведя во бору», «Раздувайся, пузырь», «Птички и кот» и др.
Так, проведение мастер-классов позволяло раскрепостить родителей, включить их в игровые образовательные ситуации, развивать речевое творчество, обучали методическим приемам активизации речи детей в игре.
Основной блок занятий клуба «Играем с мамой» включали совместные игры с детьми (Приложение 3).
1. Игры на коммуникацию, мотивацию на речевое взаимодействие побуждают детей к игровому взаимодействию, активизируют речь детей, создают хорошее настроение.
2. Игры, формирующие диалогическую речь побуждают детей отвечать на вопросы. добавлять слова, отгадывать загадки, вступать в диалог со взрослыми.
3. Игры, развивающие словарь, способствуют развитию грамматической, лексической основы речи.
Завершается программа «Играем с мамой» семейными игровыми посиделками «В гостях у бабушки»» - проведение игр с театрализованными элементами, в которых участвуют мамы и дети (Приложение 4).
Занятия клуба «Играем с мамой» создавали у родителей мотивацию к взаимодействию с педагогами по решению важной образовательной задачи – развитию речи детей раннего возраста.