Приложение МААМ

Игры на развитие словаря старших дошкольников средствами и методами ТРИЗ

Елена Проценко
Игры на развитие словаря старших дошкольников средствами и методами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Описание системы игр, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ.

Составление образных характеристик объектов. 1. Игра «Подбери такое же по цвету»

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.

Результат: составление открытых, описательных загадок.

Публикация «Игры на развитие словаря старших дошкольников средствами и методами ТРИЗ» размещена в разделах

2. Игра «Сравни по форме»

Цель: упражнять в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

Результат: составление открытых загадок.

3. Игра «Сравни по материалу»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.

Аналогично можно провести игры на выделение действий объектов, размера, назначения и т. д.

Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: «как…», «но не…»

Например: загадка про ягоды рябины

Круглые, но не мяч, красные, но не брусника,

Растут на дереве, но не яблоко,

Маленькие, но не бусы, много, но не виноград.

Т. о. существуют модели загадок, на основе этих моделей можно составить смешанный тип загадки. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель вместе с детьми составляет общую загадку, к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки).

Т. к. не все дети умели читать, мы с ними придумали обозначения для моделей.

Какой? Что такое же?

?

4. что делает? Кто или что делает так же?

5. Какая часть? У какого объекта есть такая же?

Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:

1. Выбор объекта (например по картине)

2. Выбор модели загадки

3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами

4. Выбор наиболее удачных сравнений

5. Связка сравнений в единый текст загадки при помощи речевых оборотов: «как…». «но не…»

6. выразительное чтение загадки.

Нашим детям очень нравится еще вот такая модель:

.

. 6. «Узнавание»

Цель: узнать объект по группе прилагательных, эпитетов или слов-действий.

Например: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная- береза.

7. Волшебник «я ощущаю лицом, руками»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать их специфические признаки, составлять рассказ.

8. Волшебник «я только слышу»

Цель: учить представлять различные звуки и передавать свои ощущения в рассказе, побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Обогащение и активизация словаря существительными, прилагательными. Развивать умение внимательно слушать других.

Усвоение глагольной лексики 9. Игра «цепочка слов»

Суть игры заключается в подборе слов- существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками.

Например: кошка

Какая?- пушистая, ласковая, разноцветная, озорная…

Что еще бывает разноцветным?- радуга, ковер, луг, платье…

Каким еще может быть платье?- новым, шелковым, прямым.

Что еще может быть прямым?- линия, дорога, взгляд…

Т. е. дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

10. игра «кто что делает»

Для игры с малышами нужен набор предметных картинок. Со старшими дошкольниками игра проводится без них.

Ведущий называет предмет, явление, дети по очереди называют действия, исполняемые этим предметом.

Например: машина- едет, гудит, мчится, перевозит груз…

Ветер- воет, дует, срывает листья, гонит тучи…

11.«подбор объектов к действию»

Детям предлагается назвать объекты, совершающие те или иные действия.

Например: греет- солнце, печь, грелка…

Летает- самолет. Птица. Бабочка, шар…

«Кто играет» Шибаев.

И солнце играет лучами на речке.

И кошка играет клубком на крылечке.

И Женя играет, есть кукла у Жени.

И мама играет в театре на сцене.

И папа играет на медной трубе.

И дедушка с внуком играют в избе.

А бабушка внуку пеленки стирает,

Бабушка в стирку, наверно, играет.

Многозначность слов

Развивать активность, умение слушать других

12.«Аукцион»

Цель: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие об отношениях «Целое- часть- подчасть»

Игровое действие: ведущий предлагает перечислить элементы какого-либо объекта по принципу: главные части, в них подчасти, в подчастях- составляющие и т. д.

13. «Что от чего»

Ребенок отыскивает и называет предмет, объект сначала на основе нескольких предъявляемых частей, а затем по одной из них. Например: стрелки, циферблат маятник- часы; ствол, ветви, сучья, листья- дерево.

14.«Да-нетка» (на загаданный объект, его часть или однородное множество)

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Игровое действие: дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.

Ведущий отвечает на вопросы только «да» или «нет», возможны ответы «не имеет значения» и «да и нет одновременно» (указывающий на наличие противоречивых признаков объекта). Играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы.

Алгоритм сужения поля поиска загаданного объекта:

1. Рукотворный мир:

Функция объекта

Материал

Форма

Размер

Цвет

Наличие частей

Местонахождение

2. Природный мир:

Живая природа неживая

Растения твердая

Животные жидкая

Человек газообразная

Например, слово «иголка». Вопросы детей, на которые воспитатель ответил «да».

Это живая природа?

Это животное?

Это зверь?

Это дикий зверь?

Он живет в нашем лесу?

Он маленький?

Это его часть?

Это иголки у ежа?

Это сделано руками человека?

Это из металла?

Это маленькое?

Этим можно шить?

Активизация прилагательных, синонимов. Словообразование при помощи суффиксов –ик, -ок, -ище, -ишко 15. Игра с волшебником размера.

Берем объект, например, дом. Уменьшаем его, каким он стал? (маленький, крошечный, мелкий)

Как его теперь назвать? (домик, домишко)

Увеличиваем объект, какой он стал? (большой, огромный, громадный) Как его можно назвать? (домище)

16.«Синонимические ряды»

Вместе с детьми выяснить сходство и отличие по содержанию слов, которые будут использоваться. Например: бор- лес-роща ; дом- теремок – дворец; большой- огромный- громадный и т. д.

Затем предложить назвать слова, обозначающие разные названия леса, жилищ. Величины и объяснить их содержание. Например: шорох- лепет- шелест- шум.

Каким словом лучше передать, во что вслушивается человек в тишине ночного леса? Какое слово «лепет» или «шелест» точнее передает разговор листьев утром в первых лучах ласкового солнца?

Обогащение и активизация словаря синонимами.

Воспитание умения добиваться совместного результата. Целеустремленности, настойчивости в поиске решений.

Воспитывать умение внимательно выслушивать других и интерес к речи друзей. 17. Игра «превращение»

Детям предлагается из плохого сделать хорошее, из злого- доброе и т. д.

Т. е. постепенно. Подбирая слова. Превратить злое в доброе. Например:

Злой

Сердитый

Недовольный

Терпимый

Сочувствующий

Внимательный

Заботливый (душевный)

Добрый

Выделенные слова предлагала я, объясняя их значение. Дети предложили слово «душевный», я предполагала слово «заботливый».

Ураган- буря- ветрище- ветер- ветерок- безветрие-тишина.

Несется- бежит- трусит (бег трусцой)- шагает (быстро идет)- идет- семенит- плетется- не идет- стоит.

18. Игра «Иносказание»

Водящий выходит. Дети загадывают слово. К которому можно подобрать несколько синонимов. Каждый игрок предлагает свой вариант предложения. В котором вместо задуманного слова используется его синоним. По этим предложениям нужно догадаться. Какое слово задумано. Например: «холодный»

Сегодня прохладный день. В стакане ледяной сок.

«идет» Дедушка плетется по тропе домой. Ваня марширует в школу. Солдат вышагивает по улице. Ребенок топает к маме. Дима шагает домой. Снег падает из тучи на землю.

19.«Бесконечное предложение»

Дети постепенно увеличивают кол-во слов в предложении, описывая каждый объект.

Что делает Золушка? Золушка шьет.

Сколько слов в предложении? (2)

Какая Золушка? Добрая, трудолюбивая, аккуратная.

Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что? (платье). Какое платье шьет Золушка?

Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.

Для кого она это делает? Зачем нужно это платье?

Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье

Для мачехи и сестер. Чтобы они могли поехать на бал.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие словаря старших дошкольников средствами и методами ТРИЗ
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 10:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие словаря старших дошкольников средствами и методами ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Проценко (УИ 98266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД