Приложение МААМ

Оптимальные приемы работы для установления продуктивных взаимоотношений между педагогами и родителями

Татьяна Тарабукина
Оптимальные приемы работы для установления продуктивных взаимоотношений между педагогами и родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Работа педагога с родителями требует организации содержательного общения и повышения культуры общения.

Советскими психологами общение людей справедливо рассматривается как деятельность, поэтому общение иначе можно назвать коммуникативной деятельностью. Это чрезвычайно ценно для педагогики, так как на первый план выдвигается содержательная сторона общения и в центр внимания ставится проблема потребностей и мотивов общения. Есть три основные функции общения: 1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); 2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений); 3) познание людьми друг друга.

Публикация «Оптимальные приемы работы для установления продуктивных взаимоотношений между педагогами и родителями» размещена в разделах

Общение требует взаимодействия двух или более людей, состоящего в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Взаимодействие означает, что все стороны, участвующие в нем, попеременно действуют активно: один говорит, другой слушает, затем они меняются ролями и т. д.

Такое понимание общения поможет педагогам детского сада в организации продуктивной работы с родителями для достижения общего результата — возможно более высокого уровня воспитания ребенка, в частности труjavascript:addTagUrl('message')дового, для его нравственного развития. Этому будет способствовать установление отношений между родителями и педагогами—людьми, формирующими личность ребенка, заботящимися о нем, отношений, развивающихся на основе взаимопонимания между взрослыми и направленных на познание жизни ребенка в семье и детском саду.

Если общение не удается правильно организовать, может возникнуть так называемый психологический барьер, преодоление которого зависит прежде всего от воспитателя, специалиста дошкольного дела. Именно он должен проявить инициативу и сделать все для налаживания контактов с родителями.

Культура общения — долг, обязанность воспитателя государственного учреждения дошкольного воспитания. Хорошо известно, что педагогическое просвещение родителей, проведение занятий всеобуча направлены на то, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, а также других семейных воспитателей (бабушки, дедушки). Эту задачу нельзя решить, если воспитатель не работает над повышением собственной общей культуры, без чего невозможно формирование культуры общения с детьми, коллективом детского сада и с родителями.

1. Упражнение «Свеча»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Начать встречу мне поможет свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это/ маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки).

2. Упражнение "Грецкий орех"

Цель: снятие психологического напряжения, осознание уникальности и неповторимости каждого человека.

Материалы: грецкие орехи по количеству участников, мешочек для орехов.

Ход упражнения: «Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти. (В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, их разбирают). Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех. (Участники тренинга выполняют задание.)

Вопросы для обсуждения:

По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять.

3. Упражнение «Рисунок вдвоем»

Цель: сплочение действий и умение сотрудничать.

Задачи: развитие коммуникативных навыков, развитие умений сотрудничать.

Материалы: листы бумаги А4, карандаши.

Ход упражнения:

«Для выполнения упражнения вам необходимо объединиться в пары. Постарайтесь выбрать человека менее знакомого вам. Все действия выполняются по инструкции и молча, т. е. разговаривать с партнером не разрешается.

Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения – 5 – 10 мин.

По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность.

Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?».

Во время выполнения упражнения в группе возникает много положительных эмоций, повышается активность.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете?

2. Что помогало и что мешало вам выполнять задание?

3. Как вы распределяли функции? Кто из вас был лидером?

4. Похоже ли ваше поведение сейчас на то, что обычно происходит с вами в группе?

5. Готовы ли вы брать на себя ответственность за принимаемое решение?

6. Какие собственные идеи вам удалось реализовать и что не получилось?

4. Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: развивать умение действовать вместе сообща, не вербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.

Материал: листы бумаги, фломастеры.

Ход упражнения: Участники делятся произвольно на две команды и строятся в две колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение.

Вопросы для обсуждения:

Что помогало понимать и передавать ощущения?

Что чувствовали первые и последние члены команд?

Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.

5. Игра «Нас с тобой объединяет»

Цель: обучение взаимопониманию и эмпатии, получение обратной связи от группы.

Задачи: Выявление общих черт и различий, научить обнаруживать положительные достоинства других людей, сплотить коллектив.

Материалы: мяч.

Ход упражнения: Участники встают в круг; у одного из них в руках мяч или другой предмет, выступающий в роли эстафетной палочки.

Он кидает этот мяч любому из участников со словами «Имя». Нас с тобой объединяет (качество). Этим качеством может быть что угодно: черты характера, цвет волос, привычки, любимые места отдыха, знак зодиака, аспекты жизненного опыта и т. д.

Если получивший мяч согласен с высказыванием, он откликается словами «да, это так», если не согласен, говорит «Спасибо. Я подумаю». После этого он передает мяч своему избраннику и обозначает повод для объяснения. При желании он может присоединить третьего, опираясь на тот же критерий, что был обозначен.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, удалось ли вам обнаруживать положительные достоинства других людей?

2. Возникали ли трудности при выполнении упражнения?

3. Что вы ощущали, когда вам давали обратную связь?

4. Что вы ощущали, когда вы обращались к своему оппоненту?

5. Какие эмоции у вас возникали при выполнении упражнения?

6. Упражнение «Слушая наше дыхание»

Цель: снятие психологической напряженности.

Задачи: создать благоприятную обстановку, научить чувствовать окружающих.

Ход упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что у каждого сейчас будет возможность почувствовать себя клеточкой единого организма-команды. Для этого он просит всех сосредоточиться на своем дыхании. Дышать нужно глубоко и свободно. Когда в группе воцарится тишина, ведущий продолжает «а теперь попробуйте внимательно прислушаться к дыханию своего соседа справа. Постарайтесь дышать с ним в такт, синхронно». Важно достичь такого состояния.

Когда вся группа будет дышать в едином ритме, вдыхая и выдыхая одновременно, следует задать вопросы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие трудности возникали в процессе?

2. Что вы чувствовали во время упражнения?

3. Какое самочувствие сейчас?

4. Какие стратеги использовались для подстройки к дыханию соседа?

5. Удалось ли вам расслабиться?

Закончить хочу словами Льва Николаевича Толстого «Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами».

Публикации по теме:

«Работа по формированию дружеских взаимоотношений между детьми». Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для родителей на тему «Общение между родителями и детьми» Общение ребенка с родителями это важнейшее условие для общего психологического развития. Существует несколько этапов между родителями и.

Консультация для воспитателей. «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Консультация для воспитателей «Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Консультация для воспитателей МБДОУ № 8 «Светофор» «Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

КВН в детском саду между педагогамиКВН в детском саду между педагогами Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет с мероприятия КВН в детском саду. Пояснительная записка: Социально-психологическая.

Педагогический тренинг для старших воспитателей «Интерактивные формы работы с педагогами» Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Психологическое занятие для детей подросткового возраста «Конфликты во взаимоотношениях между родителями и детьми» Цель занятия: Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие.

Методы и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возрастаМетоды и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возраста В нашем детском саду «Сардаана» я работаю воспитателем и руководителем изостудии «Умелые руки». В кружке "Умелые руки" дети учатся работать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимальные приемы работы для установления продуктивных взаимоотношений между педагогами и родителями
Опубликовано: 14 июня 2017 в 09:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оптимальные приемы работы для установления продуктивных взаимоотношений между педагогами и родителями» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тарабукина (УИ 228191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД