Айгуль Загретдинова
Психологическое занятие для детей подросткового возраста «Конфликты во взаимоотношениях между родителями и детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие между родителями и детьми.
Время занятия 45 минут.
Материалы необходимые для проведения занятия : блокноты, ручки по количеству участников, маркеры для флипчарта, флипчарт два мяча разного цвета, мягкая игрушка, карточки с заданиями.
Содержание занятия.
Здравствуйте!
Публикация «Психологическое занятие для детей подросткового возраста „Конфликты во взаимоотношениях между родителями и детьми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Проходите я рада вас видеть!
1. Знакомство. Знакомиться будем так: у меня в руках цветок. Мы сейчас будем передавать его по кругу, и каждый у кого он окажется, буде называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Мозговой штурм «Что такое конфликт?»
Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм.
4. Дискуссия «Конфликт-это хорошо или плохо?» Подростки в блокнотах в течение пяти минут пытаются записать как можно больше своих вариантов.
Конфликт-это плохо, потому что? Как правило, конфликт воспринимается, как нечто негативное. Однако это не так. В данный момент я имею в виду межличностный конфликт, т. е. конфликт между людьми.
Отрицательные ассоциации связаны с конфликтом, из за того, что в любом случае, это столкновение интересов. В этот момент люди пытаются либо донести свою точку зрения, либо склонить к своему мнению. Конфликт – это не совсем хорошо, потому что часто итогом является ссора. И бытует мнение, что хороший человек – это бесконфликтный человек.
Задумавшись понимаешь, что любой конфликт проявляет разногласия между людьми. Человек не обладает функцией считывания мыслей друг друга. Как же нам понять, что нравится или не нравится людям которые нас окружают (родителям, друзьям и т. д., если все время скрывать свои желания или недовольство в страхе что разразиться конфликт.
Положительная сторона конфликта, то, что он делает проявленными разногласия и противоречия в наших отношениях, а значит есть возможность устранить их. Конфликт помогает нам лучше понять дуг друга.
«Лучшее разрешение конфликта – то, при котором выигрывают оба участника».
5. Анализ ситуаций «Чем недовольны родители?» Подросткам зачитываются высказывания родителей. Детям предлагается определить, что общее в позиции родителей.
«В последнее время тяжело общаться с сыном. Он разговаривает на повышенных тонах, ругается, переговаривается, особенно если обращаешься с просьбой».
«Меня тревожит, что он все время сидит в телефоне. Домой приходят и проводят весь день у нас много его друзей. Очень громко слушают, что вызывает гнев соседей и они стучат в стену. Со мной перестал делиться, говоря, что все равно я его не пойму. От бессилия ч все время плачу, складывается ощущение, что я теряю ребенка. С отцом контакт давно потерян. Не проявляет ни жалости, ни сочувствия, ни помощи. Как дальше быть, что делать я не знаю».
«Сын последнее время вспыльчив, бывает импульсивен, обидчив без причины. В таком состоянии ни кого не хочет видеть и ни с кем не хочет разговаривать. Порой упрется заартачится, хотя зачастую понимает, что сам не прав».
«У дочери пропало желание учиться, успеваемость вообще перестала ее интересовать. Стала раздражительной, агрессивной, неуправляемой. В ответ на любые обращения, постоянно хамит. На любой мой совет делает все наоборот даже во вред себе. В какой то момент все становится спокойным, кажется, что все нормально, вдруг обидится ни с закроется в своей комнате, может просидеть там целый день. Я не понимаю что случилось. Мне кажется я теряю свою дочь».
«Чем не довольны подростки?»
Читаются выдержки из бесед с подростками. В данном задании также определяется общность.
«Все достало. Родителя на меня плевать, их не интересует, что я хочу. Они решают все за меня. Пытаться им что-то объяснить или доказать оказывается бесполезно. Как до них донести, что я тоже имею право на свои решения, что я уже достаточно ответственная и в контроле каждого своего шага не нуждаюсь? В конце концов я может быть сама знаю как для меня лучше».
«у меня одно желание - чтобы ссоры родителей прекратились, и чтобы семье был мир, чтобы отношения были более открытыми, чтобы мне не приходилось прятать книжки, которые не одобряет мама. Я живу как под прицелом микроскопа. Если куда-нибудь идешь – обязательно нужно отчитаться куда? Я хочу, чтобы от меня отстали и оставили в покое, чтобы родители попытались меня понять …»
«Наши отношения с отцом можно представить в виде стены с натянутой поверх колючей проволокой. Папа утверждает, что заботится обо мне. Родители покупают мне горы всего и все время проверяют мой рюкзак, хотя весь интерес отца ко мне сводиться к проверке дневника и вопросу «Как дела в школе?» «Отстаньте от меня» - я каждый день повторяю им. Родители говорят, что я веду себя по хамски. Такое ощущение, что я на привязи…».
Подводя итоги обсуждения необходимо сделать вывод, что часто во время конфликта во взаимоотношениях родителей и детей присутствует агрессия. Причиной агрессии становится непонимание между детьми и родителями.
6. Игра «Подростки не понимают, Родители не понимают…»
Ведущим попеременно кидается синий и красный мяч. Те, кому попадает в руки синий мячик, заканчивают предложение «подростки не понимают, что родители…». Те, кому попадает красный мячик – «родители не понимают, что подростки…».
В результате обсуждения игры делается вывод, что необходимо искать точки понимания в семье, учиться договариваться.
7. Письменная работа «как выиграть обоим участникам конфликта?» подростки вспоминают способы поведения в конфликте. Обсуждают их последствия и чувства участников. В блокнотах на основании обсуждения делается запись: «Наступление-злость. Отступление - обида, страх, печаль, унижение. Уход – страх, обида, зависть. Обсуждение – спокойствие, радость».
На основании записи в блокноте делается вы вод, что во всех вариантах, кроме варианта обсуждения, один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным, грустным, злым или испуганным. Ведущий предлагает подробнее рассмотреть тот вариант, когда оба участника будут чувствовать себя победителями, выигравшими, сохранят хорошее настроение и расположение друг к другу.
Письменная работа. В блокноте записываются конкретные шаги, позволяющие обоим участникам остаться в выигрыше.
1. Узнать желания друг друга. (Почему ты этого хочешь)
2. Обсудить, какое решение будет справедливым. (Полезно спросить подростков как они понимают справедливость).
3. договориться о взаимных уступках.
8. Упражнение «Учимся договариваться».
Подростки проигрывают различные конфликтные ситуации с родителями, стараются найти пути их разрешения. Примерные ситуации.
«Мама никуда не отпускает меня одну».
«Я не могу покупать ту одежду, которую хочу».
«Меня заставляют рано ложиться спать».
«Не дают слушать громкую музыку».
8. Рефлексия занятия.