МААМ-картинки

Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»

Зурет Кубашичева
Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»

«Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее её развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений.

Публикация «Доклад „Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечения доступного, качественного и эффективного развития с учётом возможностей детей, развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

педагогического коллектива считаю важным выстроить систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми, с проблемами в развитии опять- таки важным считаю комплексный системный подход, который должен включать в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется педагогом - психологом, знающим психофизиологические особенности детей. Здесь хочется отметить, эту работу нужно согласовать и со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог). Но в данном детском учреждении нет специалиста-логопеда и это нас очень тревожит.

Психологическое сопровождение включает в себя :

. Создание предметно-развивающей среды;

. Материально-техническое оснащение;

. Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;

Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:

1. Обучение, воспитание, развитие.

2. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

1. Обучение, воспитание, развитие.

Дети с особыми потребностями получают достаточный объём общеобразовательных услуг.

В моей работе ведётся планирование рабочей программы педагога-психолога ДО, где прописаны все направления деятельности психолога.

Направления «Психологическая диагностика», которая включает шесть разделов (оценка развития детей; Работа по проблемам психологического развития ребёнка по запросу родителей и педагогов в течение учебного года; Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3-7 лет в течение учебного года; Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе воспитанников 5-6 лет – конец учебного года, 6-7 лет- начало и конец учебного года; Психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одарённости; Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДО»

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция». Здесь направление реализуется по следующим разделам:

- «Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей»;

- «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;

- «Развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3-7 лет»;

- «Развивающая работа в период адаптации ребёнка к ДОО»;

- «Развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии одарённых дошкольников».

Коррекция нарушений в развитии.

Считаю психолого-педагогическое сопровождение неотъемлемым звеном системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

В нашем дошкольном образовательном учреждении также осуществляется:

- диагностика уровня психического развития детей;

- индивидуальные и групповые занятия психолога;

- ведение индивидуальной психологической карты развития ребёнка;

- составления маршрута сопровождения ребёнка;

- психологическую консультацию, помощь воспитателя ДОУ;

- психологическую консультацию, помощь родителям детей.

Основными принципами в нашей коррекционной – развивающей работе с детьми с ОВЗ являются :

- принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;

- безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;

- принцип системности, последовательности, подаче материала- опора на разные уровни организации психических процессов;

- создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

Реализация этих принципов осуществляется в ходе сопровождения ребёнка, заключающегося в дифференцированном подходе, то есть в адекватной системе педагогических требований, соответствующих возможностям ребёнка.

- комплексный подход к диагностике ( участие специалистов: педагога дефектолога, логопеда, психолога);

- подход с учётом процесса развития, который требует не только оценки результатов применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития;

- качественный анализ выполнения ребёнком диагностических заданий.

Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности- «зону ближайшего развития».

Считаю наиболее целесообразным применение следующих методик для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста :

- Психодиагностический комплект Семаго Н. Я., Семаго М. Н.

«Готовность детей к школе»; «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» А. Н. Веракса ; «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. В. Ермолаева; «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников» М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева; «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ» Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слободяник; Педагогическая оценка индивидуального развития детей». Принципы педагогической диагностики, нормативные карты развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.

При обследовании принимаю во внимание слабо развитую речь, снижение объёма не только активного, но и пассивного словаря. Поэтому для таких детей использую невербальные методики. Оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитываю такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое. Таким образом, при заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии, опираюсь на качественные критерии оценки при выполнении заданий: адекватность, критичность, обучаемость, понимание инструкции и цели задания, переключаемость.

Адекватность.

- эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения).

Понимание инструкции и цели задания.

- задание принимает сразу и действует в соответствии с его содержанием, но результат может быть разным (для детей с нормальным умственным развитием);

- задание принимает, начинает действовать, но затем теряет его и выполнение не доводит до конца (для детей с ЗПР).

В случае неправильного выполнения задания диагностическим показателем для меня является критичность – умение найти и исправить свою ошибку.

Варианты критичности:

- ребёнок самостоятельно проверяет своё выполнение задания, понимает свои успехи и неудачи (для детей с нормой);

- ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает поиск, если ему говорят (для детей с ЗПР).

Немаловажным в диагностике считаю уровни обучаемости:

- высокий – высокая чувствительность к помощи взрослого, невелико число подсказок для выполнения задания. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов действия на аналогичные задания. Быстрота и лёгкость усвоения новых понятий и способов деятельности, высокая работоспособность, усидчивость, отсутствие усталости.

- низкий – закрытость для помощи взрослого; выраженная пассивность в новых условиях, неиспользование старого багажа знаний; медленный темп работы, утомляемость, рассеянность.

Варианты переключения:

- свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой с пониманием различий в заданиях для (детей с нормой);

- переключение после того, как обращается внимание на одинаковость задания (для детей с ЗПР);

По итогам проведённого диагностического исследования составляю коррекционно- развивающую программу – документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы психолога. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.

При подборе основных коррекционных методов учитываю ведущий вид деятельности дошкольников :

- подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.

Считаю важным акцентировать внимание родителей:

- На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;

- Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;

- Знание и учёт сильных и слабых сторон ребёнка;

- Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.

Подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

- Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;

- Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.

- Учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.

- Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог-педагог-ребёнок- родитель».

Публикации по теме:

Доклад к Педагогическому совету на тему: «Музыкальное сопровождение проектных мероприятий в ДОУ» М Д О У ООП МДОУ Д/С «ГНЁЗДЫШКО» Р. П. ПИНЕРОВКА ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ НА ТЕМУ: «Музыкальное сопровождение проектных мероприятий.

Психологическое развитие детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Ваши дети из раннего детства перешли в дошкольное. За прошлый учебный год они подросли, повзрослели, поумнели. В этот период развитие идет.

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста С самого рождения дети находятся в окружении.

Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса .

Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до.Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .

Психологическое сопровождение коррекционно-логопедической работы. Придумывание былины по опорным картинкам Цель: Придумывание былины с опорой на предметные картинки и схему; Снятие мышечных и эмоциональных зажимов у детей. Задачи: -обогащение.

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ 1. Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности.

Психологическое сопровождение сотрудника в «ситуации острого горя» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКА В СИТУАЦИИ «ОСТРОГО ГОРЯ» Теплых Ольга Михайловна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 25» структурное.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Тема: Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного.

Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье личности уходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 00:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД