Татьяна Анатольевна Богданова
Опыт организации предшкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья и образования еще недавно в условиях нашего города находились «дома», и им не оказывалась систематическая психолого-медико-педагогическая помощь.
В настоящее время и в нашем регионе открывается все больше групп для детей, имеющих различные нарушения в развитии. В дошкольных учреждениях наравне с работой логопедических кабинетов открыты и работают группы для детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития.
Публикация «Опыт организации предшкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В ноябре 2008 года начала свою работу группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» в Центре "ПМСС "ДАР". Цель работы группы: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им коррекционной помощи; консультативно-методическая поддержка родителей.
Организуя общение с детьми группы, педагоги исходили из интересов детей, уровня их развития, в том числе уровня речевого развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия.
В группу были приняты дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в семье и по разным причинам не посещающие образовательные учреждения. Детей группы кратковременного пребывания объединяло то, что они все имели нарушения речи: от общего до системного недоразвития. Поэтому главной задачей работы по развитию детей являлось пробуждение у них речевой активности, потребности в общении, интереса к взрослому и сверстнику.
С детьми проводились индивидуальные занятия по системе «педагог-ребенок», «педагог-ребенок-родитель», а также занятия в малых группах (2-3 ребенка одновременно) три раза в неделю во второй половине дня. Своеобразным итогом таких занятий становились ежемесячные развлечения, на которые приглашались родители.
После занятий в группе со специалистами детям предлагалось выполнить задание дома с целью закрепления или повторения нового для ребенка материала; на развитие мелкой моторики рук ребенка; выдавались литературные произведения для чтения или заучивания. Для каждого ребенка педагогом оформлялась тетрадь домашних заданий, которые он выполнял совместно с родителями.
Активно велась работа, как с детьми, так и с их родителями: перед занятиями педагог узнавал о состоянии, настроении ребенка; после занятия рассказывал родителям, чем занимались, что получилось у ребенка, на что следует обратить внимание дома. Также педагог отвечал на интересующие родителей вопросы, совместно с родителями решались затруднительные ситуации, проводились занятия, развлечения и т. д. В беседах постоянно подчеркивались даже незначительные успехи каждого ребенка, что позволяло наладить более эффективное взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Работа в группе очень интересна, так как в условиях Центра специалисты получили возможность не только проводить диагностику, но и наладили систематические коррекционные занятия с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и получили возможность наблюдать развитие ребенка в динамике.
Коррекционно-развивающая работа проводилась длительное время, поэтому можно говорить об ее итогах. Состав группы был неоднородный: дети, принятые в группу, были разных возрастов, имели различные заключения врачей и ПМПК. Практически все дети до этого времени не посещали образовательные учреждения, поэтому группа кратковременного пребывания Центра для детей и их родителей – это первый опыт взаимодействия с педагогом, со сверстниками; опыт систематических индивидуальных и подгрупповых занятий с разными педагогами; опыт выполнения домашнего задания, а также нахождения ребенка без родителя или близкого взрослого в новых для него условиях.
Обобщив первые итоги работы с детьми в условиях Центра, мы решили разнообразить формы взаимодействия. Одной из таких форм стал кружок «Театрализованная деятельность» для детей с синдромом Дауна. Главной задачей его стало сокращение социальной изоляции ребенка, имеющего отклонения в развитии, а также приобщение его к различным видам продуктивной деятельности и творчества; обеспечение доступности дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Сложность состояла и в том, что все дошкольники группы имели системное недоразвитие речи, то есть являлись практически «безречевыми детьми».
Содержание занятий по театрализованной деятельности включало в себя игры-драматизации; разыгрывание и инсценировки потешек, коротких сказок, стихотворений; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки; коррекционно-развивающие игры. Наравне с занятиями по театрализованной деятельности с детьми проводились занятия по познавательному развитию, изобразительной деятельности и ознакомлению с художественной литературой.
Почему мы решили отдать предпочтение именно этой форме работы?
Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей.
Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.
Театрализованная деятельность тесно связана с художественной литературой и с игрой ребенка-дошкольника. В свою очередь такая игра насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память, стимулирует развитие связной речи.
Таким образом, создание многовариативной развивающей среды для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья и образования, является необходимым условием для их дальнейшей социализации в современном обществе.