Тамара Посохова
«Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». Описание опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Информация об опыте
Тема опыта : Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Условия возникновения опыта
«В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
Публикация «„Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования“, Описание опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н. Поддьяков
Условия жизни, нравственная и познавательная атмосфера, в которой живет ребенок в детском саду, целиком и полностью определяют складывающийся индивидуальный опыт ребенка, его представления о себе и своих возможностях. Осознание различных способов контакта с окружающим, расширение чувственной сферы, мыслей и действий, развитие опытно-исследовательской деятельности особенно важно для старших дошкольников, так как они испытывают потребность в активной преобразующей деятельности.
Экспериментирование служит средством развития познавательных процессов, формирования и развития интереса к явлениям природы, к чудесам, скрывающимся в самых обычных предметах - песке, воде, куске пластилина, воздушном шарике.
Известно, что дети любят возиться с песком, водой. А как мы на это реагируем? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание познакомиться с тем, что запрещают - накапливается. В старшем дошкольном возрасте это любопытство принимает неожиданную форму. Экспериментирование с различными материалами заинтересовывает детей своим процессом.
В ходе первичной диагностики выяснилось, что дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Они привыкли к пассивной роли наблюдателей за действиями взрослых. Им недоставало необходимых знаний и умений для того, чтобы поставить цель, выбрать необходимый материал, прийти к правильному умозаключению, доказать свою точку зрения.
На этой почве и возникла идея становления данного опыта. В экспериментировании использовались разработанные упражнения и проблемные ситуации для самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования.
В группе создали все условия для организации педагогического процесса по опытно-экспериментальной деятельности. Имеется в наличии
«Экспериментальный уголок» или исследовательский центр, где дети проводят простейшие опыты с водой, снегом, воздухом, почвой: наблюдают влияние почвы на рост и развитие растений и т. д.
Предлагаемая технология носит вневозрастной характер, так как актуальность вопросов, которые в нее включены, имеют свою значимость на всех этапах дошкольного детства.
Актуальность опыта
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, но и как поиск самостоятельно приобретенных знаний или под руководством взрослых. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего.
Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что экспериментирование играет большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются в игровых приемах.
Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Таким образом, учитывая эту особенность, строим свою работу с детьми на основе поиска оптимальных форм и методов ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира через детское экспериментирование. Ведь круг познания старших дошкольников достаточно широк.
Мы ставим перед собой задачу постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к детскому экспериментированию, воспитания любви к природе, бережного обращения с ней.
Данная технология включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Длительность работы над опытом.
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с 2008 учебного года.
I этап - подготовительный (сентябрь 2007 г. - сентябрь 2008 г.)
Задачи:
1 этап – диагностический:
сбор информации по проблеме,
проведение диагностики,
изучение и анализ исследовательских трудов ученых
II этап - практический (октябрь 2008 г. — октябрь 2009 г.)
Задачи:
2 этап – практический :
разработка проектов,
проведение занятий и индивидуальной работы с детьми по детскому экспериментированию,
корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
III этап – заключительный (ноябрь 2009 –ноябрь 2010г.)
Задачи:
3 этап – обобщающий:
итоговая диагностика развития творческой, исследовательской активности детей в процессе детского экспериментирования, оценка результатов.
обобщение, анализ результативности опыта;
оформление материалов из опыта работы.
Мониторинг диагностических материалов показал положительный результат, который достигается в течение данного времени.
Диапазон опыта представлен системой работы по развитию творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Это занятия, индивидуальная работа, опыты.
В систему и методику работы с детьми также входит: перспективное планирование, дидактический материал : пособия, игры, схемы, таблицы,
природный и бросовый материал, оборудование, а также приборы - помощники (микроскопы, увеличительные стекла, весы, магниты, часы и пр.).
Новизна опыта
Практическая новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по организации детского экспериментирования.
Теоретическая база опыта
Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проблемой исследовательской деятельности занимался и М. В. Кларин. Изучая инновационные модели обучения за рубежом, он пришел к выводу, что распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного педагогом.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Технология опыта
1. Постановка целей и задач.
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно –
действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит и делает все сам.
Вот на этом и основан мой опыт работы по детскому экспериментированию.
Цель: развитие творческой исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи: -создать предметно-развивающую среду для детского экспериментирования в группе
сформировать навыки совместной деятельности между детьми
стимулировать проявление умений и навыков совместной деятельности (умений договариваться, оценивать результат, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка, сформированных в процессе организованных занятий.
воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества, уважения к старшим.
Наша главная задача заключалась в том, чтобы подтолкнуть ребенка к творческой деятельности и создать специальные условия, способствующие этой деятельности. На первом этапе мы создали специальную предметно –пространственную среду.
Это мини – лаборатория, которая включает в себя:
1. уголок для опытно – экспериментальной деятельности.
- коллекции злаковых, насекомых, коры деревьев, песка, глины;
- приборов, микроскопы, лупы, зеркала, магниты, термометры, цепь, веревки, часы песочные, глобус, лампа, фонарики, губки одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, клей, пипетки, соль, сахар, мука, воронки, лопатки, формочки, сита;
- материалы природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, крупа);
бросовые (пробки, палочки от мороженого, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля);
неструктивный материал (песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт).
2. уголок для наблюдений за живым и неживым объектом.
- комнатные растения разных видов (фикус, герань, кактус и т. д.)
- животные (ежик, хомяк, черепаха)
- птица (попугай волнистый, куры)
- водные животные (черепаха, рыбки в аквариуме,
- огород в разные времена года и разных видов
(на окне, в деревянных ящиках,
- объекты экологической тропы,
- уголок лекарственных растений,
- злаковые культуры.
3. уголок для выставок.
- различные коллекции
- экспонаты
4. уголок моделирования - это уголок, где находятся разнообразные виды моделей (предметные, предметно-схематические, графические, организуется моделирующая деятельность дошкольников. Здесь размещаются глобусы разных размеров, календарь погоды, карта Белгородской области — с помощью данной модели предоставляется возможность научить детей ориентироваться в расположении объектов природы, территориальном расположении почв, увидеть особенности сельского хозяйства края.
5. уголок творчества - это специально отведенное место, где дети вместе с педагогами, родителями и самостоятельно участвуют в изготовле-нии атрибутов для игр, поделок из природного материала.
6. книжный уголок - это элемент предметно-развивающей среды, где размещается энциклопедическая, художественная литература, подобранны экспозиции картин, открыток, иллюстраций в соответствии с изучаемой темой. Дети знакомились с познавательными книгами, детскими энциклопедиями.
На следующем этапе уточнялись представления детей о свойствах и качествах материалов, дети включались в преобразование проблемных ситуаций, стимулировался их интерес к самостоятельному экспериментированию. Они осваивали действия по преобразованию различных материалов и веществ (вода, глина, песок и т. д.) Знакомились с приборами, которые могли им понадобиться в процессе экспериментирования (термометр, зеркало, лупа) и другие.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Дошкольники учились на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывали у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования ребенок получал возможность удовлетворить присущую ему любознательность. (Почему? Зачем? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
2-3. Организация воспитательного процесса, содержание образования.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас, от правильно спланированной работы.
Для успешного проведения любого опыта мы ставим следующую цель: познать окружающий мир с помощью экспериментирования.
Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи:
• формировать практические навыки и умения у детей в процессе выполнения эксперимента,
• воспитывать у детей гуманное отношение к природе,
• поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Материалы для организации детского экспериментирования собираем вместе с родителями. Это- прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объёма (стаканы, ковшики, миски, бутылки, мерные ложки).
- воронки разного вида
- формы для изготовления льда, контейнеры для яиц
- резиновые
перчатки
- пипетки
- прихватки, пинцеты
- стекла увеличительные, микроскоп, пробирки и д. р.
- часы песочные и механические
- календари
-бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.
- фартуки. Во время занятий экспериментированием учим детей : принимать и ставить цели;
видеть и выделять проблему
решать проблемы
анализировать объект или явление;
выделять существенные признаки и связи;
сопоставлять различные факты;
выдвигать гипотезы, предположения;
отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
осуществлять эксперимент;
делать выводы.
Далее шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов. Дошкольники активно участвовали в исследованиях и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов совместно со взрослыми.
Предлагалась проблемная ситуация, ставилась цель, совместно с детьми определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила выделять последовательность действий, отражать их в речи. (Что мы делали? Что получили? Почему) Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отобразить ход и результаты опыта. Затем предположения и результаты сравнивали, делали выводы.
В ходе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, составлять алгоритм, фиксировать этапы действий.
По окончании серии экспериментов обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали алгоритм действий. Дети активно участвовали в любом предложенном эксперименте, самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Так в ходе исследования они узнали, что магнит обладает способностью притягивать к себе различные предметы, увеличительные стекла увеличивают или уменьшают предметы, вода может быть в виде жидкости, пара, льда, резина может растягиваться, а затем снова принимать первоначальную форму.
Были проведены такие темы занятий как «Лед и пар», «Почему вода льется?», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», «Как увидеть пар», «Почему летит мыльный пузырь», «Как увидеть воздух» и многие другие. Наличие разных материалов позволяло расширять поле самостоятельной исследовательской деятельности детей. Дети проявляли желание экспериментировать дома : они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.). Ход и результаты домашних экспериментов дети зарисовывали в своих тетрадях.
Результативность опыта
В процессе исследовательской деятельности к старшему возрасту, дети приобрели опыт :
Физический:
управляют своим телом и определенными органами.
Природоведческий:
знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
Социальный:
запоминают индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).
Познавательный:
тренируют мыслительные процессы, осваивают разнообразные мыслительные операции.
Лингвистический
занимаются словотворчеством, обсуждают итоги эксперимента, играют в словесные игры,
т. е. экспериментирует со словом.
Волевой:
запоминают, как он сам может влиять на других людей.
Личностный:
узнают свои личностные возможности.
Поведенческий:
моделируют свое поведение в различных ситуациях.
Библиографический список
1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. ,1999.
3. Перелъман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
4. Плешаков АА. Что меня окружает? : Альбом-задачник. М., 1996.
5. Покидаева Т. Ю. Загадки дикой природы. М., 1999.
6. Своллоу Сю, Стефенс М. Юный натуралист: Мир ручьев, прудов и рек. М., 1997.
7. Сикорук Л. Л. Физика для малышей. М., 1983. 8. Смирнов ЮМ. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Смирнов ЮМ. Земля: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
10. Смирнов Ю. И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
11. Хершельман Г. Кто есть кто? : Птицы. М., 1997. Что такое? Кто такой? М., 1996.