МААМ-картинки

Вариативные модели взаимодействия педагогов и родителей по организации развивающей предметно-пространственной среды в семье

Оксана Теряева
Вариативные модели взаимодействия педагогов и родителей по организации развивающей предметно-пространственной среды в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Вариативные модели взаимодействия педагогов и родителей по организации развивающей предметно-пространственной среды для старших дошкольников в семье.

Анализ исследований Н. Ф. Комаровой, С. Л. Новоселовой, Л. Одинцовой, Л. А. Парамоновой, В. А. Петровского, Н. А. Реуцкой и др. показал, что в педагогической теории и образовательной практике накоплен богатый опыт развития и воспитания ребенка на основе использования средств развивающей предметно-игровой среды. Однако применительно к семье данный вопрос недостаточно изучен. В тоже время, как отмечают Т. Лаврентьева, С. Н. Новоселова, совершенствование воспитательного процесса и повышение обучающего эффекта в работе родителей с детьми в семье предусматривает изменение среды развития и жизненного пространства квартиры, дома.

Публикация «Вариативные модели взаимодействия педагогов и родителей по организации развивающей предметно-пространственной среды в семье» размещена в разделах

В силу этого, как отмечают О. Артамонова, Ю. А. Ботова, важной задачей родителей становится осмысление специфики развивающей среды, которая должна через свое содержание обеспечить творческую деятельность ребенка, способствовать проявлению собственной активности и самореализации. Важным условием успеха данного процесса, по мнению Белоноговой Г, Хитровой Л., Данилиной Т., является взаимодействие ДОУ и семьи, в ходе которого решаются задачи повышения педагогической культуры родителей, в том числе и в вопросах организации предметно-развивающей среды для старших дошкольников в семье.

Учитывая вышеизложенное, мною было проведено исследование по данной проблеме, которое проходило на базе МБДОУ "Детский сад №83" г. Орла в период с ноября 2016 по март 2017года. Исследование проходило в три этапа : констатирующий, формирующий, контрольный срез. Остановимся поподробнее на формирующем этапе. Формирующий этап длился на протяжении 6 месяцев в период с сентября 2016 по март 2017 гг. На формирующем этапе исследования, был составлен перспективный план работы с родителями, в который я включила разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Среди мероприятий,заявленных в перспективном плане, были такие как: родительское собрание на тему "А что у вас?", день открытых дверей «Особенности создания предметно-развивающей среды для старших дошкольников», мастер-класс «Создаем предметно-развивающую среду для детей своими руками», семейный творческий проект «Новогодняя (Рождественская) открытка своими руками» с последующей выставкой, памятка для родителей «Какие игрушки нравятся дошкольникам?», семейный творческий проект с участием девочек и мам группы «Сделаем подарок папе сами», семейный творческий проект с участием пап и мальчиков «Подарок маме своими руками», фотовыставка «Как интересно у нас дома!» (на материале фотографий с вариантами оформления детских комнат и уголков в семье, предоставленных родителями, папка-передвижка «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе», слайд-фильм «Как организовать предметно-развивающую среду для старших дошкольников в семье».

Как видно из представленного списка мероприятий перспективного плана, работа с родителями старших дошкольников проходила ежемесячно на протяжении всего учебного года. Опишем, каким образом строилась работа с родителями в рамках формирующего этапа эксперимента.

В конце сентября было проведено родительское собрание на тему «А что у вас?». В ходе собрания родители были проинформированы о типичных ошибках предметно-развивающей среды, созданной для старших дошкольников в семье и о роли предметно-развивающей среды в формировании личности старшего дошкольника. Для родителей была подготовлена выставка специальной педагогической литературы «Родителям о предметно-развивающей среде для старших дошкольников в семье»,на которой были представлены пособия, помогающие родителям изучить все тонкости создания предметно-развивающей среды для своих детей в домашних условиях. На выставке родители могли познакомиться с педагогическими новинками проектирования предметно-развивающей среды для старших дошкольников в семье.

В октябре родители были приглашены на день открытых дверей в ДОУ, посвященный теме «Особенности создания предметно-развивающей среды для старших дошкольников». Родителям предоставлялась возможность посетить старшие и подготовительные группы и посмотреть на содержание предметно-развивающей среды для старших дошкольников в условиях ДОУ. Данное мероприятие вызвало наибольший интерес у родителей. Посещение групп способствовало преодолению у них поверхностного суждения о роли детского сада, а также пересмотру своего отношения к выполнению рекомендаций, даваемых педагогом. Также родителям был показан слайд-фильм «Как организовать предметно-развивающую среду для старших дошкольников в семье», что помогло педагогам познакомить родителей с вариантами проектирования предметно-развивающей среды для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

В ноябре педагогами был проведен мастер-класс для родителей на тему «Создаем предметно-развивающую среду для детей своими руками». Родителям было предложено сделать кукольный домик (для девочек) и гараж (для мальчиков) из бросового материала. Все родители ответственно отнеслись к заданию и внимательно слушали рекомендации педагогов по созданию поделки. Все поделки получились необычными и совершенно разными. Педагоги объяснили родителям как важно совместная деятельность родителей с детьми в организации предметно-развивающей среды в семье.

Накануне новогоднего утренника родители были привлечены к оформлению группы и музыкального зала. Кроме того, в преддверии Нового года был организован семейный творческий проект «Новогодняя (Рождественская) открытка своими руками» с последующей выставкой. Участие детей и родителей в данном проекте способствовало раскрытию творческих способностей детей и взрослых в процессе совместной деятельности по изготовлению новогодней или рождественской открытки. Реализация проекта «Новогодняя (Рождественская) открытка своими руками» осуществлялась в три этапа:

В январе родителям была предложена памятка «Какие игрушки нравятся дошкольникам?» с целью сформировать знания у взрослых о том, какие игрушки необходимо приобретать детям 5-7 лет с учетом их развивающего потенциала. Особенностью предложенной памятки было не только яркое и красочное ее оформление, но иллюстрирование теоретических положений фотографиями воспитанников группы, увеченных игрой с интересующими их игрушками, играми и пособиями.

На протяжении февраля в группе была выставлена папка-передвижка на тему «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе», которая представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями по ознакомлению родителей с основными принципами и содержанием предметно-развивающей среды для будущих первоклассников, который передавался от семьи к семье внутри группы.

В феврале 2017 года родители были приглашены на праздник, посвященный дню защитника Отечества. При подготовке к празднику мамам и девочкам подготовительной группы предложили самостоятельно своими руками изготовить подарок для пап. Педагоги объяснили им, что на празднике будет предоставлена возможность поздравить любимых мужчин. Мамы и дочки должны были продумать детали оформления своих работ, подобрать необходимые материалы, а некоторые даже продумали варианты поздравления. Так, мама и Даша Т., вручая подарок папе Вадиму Александровичу, прочли стихотворение «Мой папа»,а, поздравляя папу Дениса Александровича, Илья Л. с мамой спели его любимую песню «Лучше папы друга нет». Очень оригинальным стало поздравление папы Александра Васильевича, когда мама с дочкой Лизой И. станцевали восточный танец. А вот подарок папе Александру Владимировичу у всех вызвал радость, потому что мама и дочь Катя Б. испекли торт, которым потом угощали всех присутствующих. Все поздравления получились яркими и непохожими друг на друга. Совместно проведенный праздник родителей с детьми очень всем понравился. Все подарки были сфотографированы и представлены на фотовыставке в фойе ДОУ.

В марте был организован подобный семейный проект «Подарок маме своими руками» с участием пап и мальчиков группы. Среди пап старших и подготовительных групп был объявлен конкурс на лучший стих для мамы или креативно оформленное поздравление. Все условия этого конкурса были объявлены заранее, что позволило родителям поработать, проявив свою бурную фантазию. Оригинально оформленные поздравления использовались для оформления специальной выставки, посвященной празднику 8 Марта. На празднике всем мамам были вручены похвальные грамоты за правильное воспитание своих детей, а папам - за активное участие в образовательном процессе ДОУ. Данное мероприятие получилось интересным не только для детей, но и для родителей.

Особое внимание вызвала у родителей фотовыставка «Как интересно у нас дома!», проведенная в конце учебного года. Она включала фотоматериалы из домашних архивов и оформлялась совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей.

После проведения формирующего эксперимента родители стали внимательнее относится к рекомендациям педагогов, активно участвовать в жизни группы, у многих из них разнообразился материал и оборудование пространственно- игровой среды их детей дома.

Таким образом, результат формирующего этапа доказывают эффективность предложенного перспективного плана работы и комплекса проведенных мероприятий по формированию педагогической культуры родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для старших дошкольников в семье.

Публикации по теме:

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыИспользование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка,.

Аналитическая справка по организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в младшей группе Аналитическая справка по организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в младшей группе «Рябинка» в.

Аналитическая справка по результатам организации развивающей предметно-пространственной среды. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников Особенности формирования развивающей предметно - пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников (группового помещения,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Предметно-пространственная среда для детей старшего дошкольного возраста организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно.

Отчет об организации предметно-пространственной развивающей среды для мальчиков средней группы ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ А «НЕПОСЕДЫ». Подготовила: воспитатель.

Положение о смотре-конкурсе среди педагогов «Лучшая группа по созданию развивающей предметно-пространственной среды» 1. Общие положения 1.1. Организаторами Конкурса является администрация БДОУ. 1.2. Участники Конкурса – воспитатели и узкие специалисты БДОУ.

Справка «Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы» Справка «Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные модели взаимодействия педагогов и родителей по организации развивающей предметно-пространственной среды в семье
Опубликовано: 27 июня 2017 в 16:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативные модели взаимодействия педагогов и родителей по организации развивающей предметно-пространственной среды в семье» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Теряева (УИ 393765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД