Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Елена Карамова
Опыт работы «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ:

Содействие развитию экологически образованной, самостоятельной, активной, инициативной личности.

ЦЕЛЬ: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством организации совместной познавательной проектной деятельности

1. Обучающие:

Публикация «Опыт работы „Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности“» размещена в разделах

1.1. Формировать представления детей о природе, её многообразии; о взаимосвязях и взаимозависимости всего живого на Земле.

1.2. Повысить уровень знаний педагогов в воспитании экологической культуры дошкольников.

1.3. Повысить уровень экологической культуры родителей.

2. Развивающие:

2.1. Развивать чувство осознания ребенком собственного «Я», как части природы, умение предвидеть последствия своих действий в природе.

2.2. Способствовать развитию игровых, познавательных, речевых, коммуникативных, творческих способностей детей с опорой на экологическую тематику; с учётом индивидуальности детей.

2.3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения чувства ответственности за свои поступки.

3. Воспитательные:

3.1. Воспитывать положительное отношение к природе, желание беречь и любить природу

3.2. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей. (сопереживание, удивление, радость, восхищение красотой природы)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ и МЕТОДЫ.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности я применяю и инновационные формы и методы :

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации:

Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.

Метод наблюдения – способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности : игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, а также речевой.

Технология - Экологическая тропа. Это маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность. Разнообразная организованная деятельность на Экологической тропе способствует созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека непосредственно в окружающей среде. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Один и тот же объект надо посещать и наблюдать в разное время года и в разную погоду. Сравнивая их, дети видят, как изменяется растительный покров под влиянием внешних факторов.

Технологии моделирования. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в детском сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Успешно решаю эти задачи с помощью метода моделирования. Ребенок учится наблюдать, анализировать, делать выводы.

Чтение художественной литературы: полезным методом расширения знаний по экологии, по моему мнению, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т. к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Птица своему дереву рада» и так далее. В старших группах, когда дети много фантазируют, я с успехом использую прием «сочинение экологической сказки». Сюда можно отнести и творческую деятельность детей, например, совместное изготовление самодельных «книжек - малышек» : «Наши друзья – домашние питомцы», «Вода вокруг нас» и др.

Игровые технологии: Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

игры-путешествия пробуждают познавательный интерес к природе. С детьми мы совершили путешествия в лес, на реку, в Африку, в Арктику. С большим интересом дети сконструировали рюкзак для игр-путешествий с туристическими принадлежностями.

Использую в работе дидактические игры. Особое место отводится дидактическим играм. С их помощью закрепляю имеющиеся у детей знания и представления. Например: дидактические игра «Кто сажает лес?» помогла понять, как и с помощью кого распространяются семена растений,

дидактическая игра «Когда это бывает?» объясняет связь живых существ и сезонных изменений в природе, дидактическая игра «Кто, где живёт?», «Чей дом?» объясняет взаимосвязь живых существ и окружающей среды. Дидактические игры «Выбери правило», «Стань другом природы» объясняют правила поведения, показывают необходимость охраны природы. «Экологический светофор» формирует способность выражать собственные мысли и суждения, давать оценку поступкам людей. С помощью игры «Кто с кем дружит» закрепляю представления детей о симбиозах, полезных взаимосвязях растений, животных, грибов. Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь). Игры «Экологическая пирамида», «Пищевые цепочки», «Кто за кем?» показывают детям пищевые зависимости в природе. Игра пробуждает интерес к природе и развивает ценное отношение к ней; предоставляет возможность для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

Приветствуются детьми и соревновательные игры - викторины, КВН, развивающие смекалку, быстроту мышления, где баллы подсчитываем в шишках.

Метод экологической идентификации – погружение в образы природы, отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с сочувствием, милосердием. Например, обыгрывание ситуации «Представьте, что мы – голодные синички прилетели на кормушку, а она пуста…», или «Мы – котята и греемся на солнышке», или «Деревья на ветру», «Цветы, которые долго не поливали», простор для воображения в этих играх безграничен. Широко применяю игровые приемы, такие как имитация голосов и движений животных «Изобрази, а мы угадаем». Развиваются артистичность, выразительность речи, умение поставить себя на место другого, посочувствовать или порадоваться вместе с представленным персонажем. В таких играх возникает сопереживание, крепнет единство между детьми, дружелюбие.

Использую также диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Детям нравится здороваться с солнышком, подставлять ласковым лучикам щечки. Приветствовать березку, и, прижимая к ней ладошки, просить здоровья. Обязательно поблагодарить.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение смс-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу.

Следующий метод Кейс-технология. Это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные способности там, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько вариантов, и нужно найти правильный, аргументируя свои доводы. Например, кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», ««Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Деловая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: «Что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков?», «Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять?», «Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города?», «Что будет если не потушить костер в лесу?»

Использую деловую игру «Береги природу». На столе, доске располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с растениями и т. д.

Исследовательская деятельность : Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам. В процессе опытной работы, учу детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями были проведены следующие опыты : «Загрязнение почвы», «Животворное свойство воды», «Водяные формы», «Мыльные пузыри», «Летающие семена», «Что нужно растениям», «Чудесный запах», «Камень, глина и песок», «Поймай воздух», «Воздух движется», «Воздух имеет вес», «Воздух легче воды», «Воздух не имеет запаха», «В почве есть воздух», «Воздух и вода»

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогает метод мнемотехники. Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Использую природоохранные акции. Провела экологические акции «Сдай макулатуру - сохрани дерево!», «Открой сердца для добра. Смастери кормушку для птиц», «Елочка – живи!», «Чистая планета», «Покормите птиц зимой», «Украсим Землю цветами». Акция «Доброе сердце» : сбор предметов необходимых для приюта «Право на жизнь». Ресурсосберегающая акция «Берегите воду»,

В ходе акций дети получают природоведческие знания, навыки активной жизненной позиции. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Я широко использую в практике технологию проектной деятельности.

Метод проектов называют «технологией четвертого поколения», которая способствует развитию творческого потенциала каждой личности-участника. В процессе организованной проектной деятельности способствую развитию у детей познавательных, коммуникативных, творческих способностей, активизирую речевые навыки, повышаю детскую самооценку, формирую нравственно-волевую сферу.

В ходе педагогической работы с детьми второй младшей группы возник

проект «Наши добрые соседи - домашние животные».

Дети часто приходили в детский сад с исцарапанными руками и лицами. Выяснилось, что в силу детского незнания малыши удовлетворяли свою любознательность, не осознавая последствий, мучая животных. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться опасным, как для животного, так и для ребенка.

В результате проекта обогатились знания детей о домашних животных, повысился познавательный интерес.

Расширились коммуникативные и творческие способности, обогатился словарный запас. Дети стали более отзывчивы и внимательны к домашним животным, перестали обижать их. Три семьи решили завести домашнего питомца.

Проект «Листья желтые летят». Осень – очень благоприятное время года для наблюдений за изменениями в природе. Особенно, когда по природному "расписанию" начинается листопад. Детей очень интересует явление листопада, они удивляются, постоянно задают вопросы. Чтобы помочь детям глубже почувствовать красоту и очарование осенней природы, сформировать представление о необходимом деревьям процессе сбрасывания листьев я разработала проект «Листья желтые летят». Посредством бесед : «Осень золотая». «Что такое листопад», «Осенний лес», «Приметы осени», дидактических игр: «Подбери эпитет», «С какого дерева лист», «Собери осенний букет», «Дорожка из листьев» расширяла и углубляла представления об осенних изменениях в природе, зависимости жизни растений от сезонов года. С помощью кейс-игр «Почему я люблю (не люблю) осень?», «Почему не нужно ломать ветки?», экспериментирования «Листья свежие и сухие» формировала воображение, мыслительные навыки, умение высказывать свое личное мнение, воспитывала гуманное отношение к растениям. В процессе знакомства с рассказами, стихами: Л. Н. Соколов-Микитова «Осень», М. Пришвина «Листопад», Е. Трутневой «Осень», «Как прекрасен листопад!» Т. Морозова, С. Островского «Листопад» у детей расширился и активизировался словарный запас, речь обогатилась словами-определениями. Дети трудились, укрывая корни деревьев опавшей листвой, понимали, что так дереву будет легче пережить зимние морозы. В ходе ситуативного общения «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Почему нельзя бегать с ветками и палками» прививала навыки безопасного поведения в природе. Благодаря наблюдениям за красотой и богатством осенних красок, дети научились получать эстетическое удовольствие от общения с осенней природой, стали более восприимчивы; с удовольствием отражали новый чувственный опыт в изобразительном творчестве: «Красивая гирлянда из листьев», «Дерево осенью», «Листочки кружатся, летят». Благодаря проекту расширились и конкретизировались представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью.

Активизировалась познавательная, речевая, творческая активность; закрепилось эстетическое восприятие окружающей природы. Формировались элементарные формы экологической культуры.

Проект «Покормите птиц зимой». За зимний период большинство птиц гибнет именно из-за голода. Поэтому я решила привлечь внимание родителей и детей к этой проблеме, пробудить в них чувства доброты, жалости к маленьким пернатым соседям. Подготовила консультации для родителей «Птицы зимой», Птичья карусель», «Как изготовить кормушку».

В ходе беседы «Как живут птицы зимой», рассматривания картины «На кормушке» закрепила названия птиц, внешний вид, строение; помогла детям почувствовать беззащитность птиц зимой, вызвала желание помочь. Во время наблюдений в природе: «Следы на снегу», «Сравнение птиц», «Птицы на кормушке» обратила внимание на повадки птиц, на то, какую пищу предпочитают. Слушая стихотворения поэтов Е. Благининой «Морозы», «Прилетайте», С. Есенина «Воробушки», В. Степанова «Синица» дети выражали сочувствие.

Игровым вхождением в образ «Представьте, что мы маленькие, голодные воробушки» вызвала в детях жалость, желание заботиться. Благодаря проекту родители и дети стали более чутко и внимательно относятся к птицам, систематически подкармливать. По рассказам детей, чувствовалось, что они получают радость от того, что делают доброе дело.

Зима – замечательное время года! Зимой мы с детьми ведем наблюдения за птицами на кормушках; любуемся снегопадом. Дети радуются снегу и даже не догадываются, что это явление природы защищает корни растений от вымерзания, спасает животных, впадающих в зимнюю спячку.

Проект «Снежок порхает, кружится» проведен, чтобы научить детей устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями погоды и жизнью растений и животных; сформировать реалистические знания, гуманное отношение к природе. В процессе наблюдений «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы зимы», «Птицы на кормушке», с помощью вопросов проблемного характера «Какую пользу приносит снег для растений», «Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?» «Почему снег легче песка?», «Что же находится в снегу между снежинками?», «Почему снег хрустит?», «Почему снег греет?», «Что такое сугроб» развиваю умение детей размышлять, делать выводы и умозаключения о взаимосвязях в природе. Помогаю понять значение снега в природе.

Дети любят трудиться: подкармливают птиц, прикапывают к корням деревьев и кустарников снег. Ощущают свою полезную значимость и гордятся этим. Конечно, я всегда поддерживаю детскую инициативу похвалой. Игра-путешествие «Прогулка в зимний лес», кейс-игры «Снег – это хорошо или плохо», «Почему я люблю (не люблю) зиму?», «Почему не нужно ломать ветки?» развивают умение смело выражать свое личное мнение; закрепляют правила поведения в природе зимой. Чтение художественной литературы

Т. Второва «Снег бывает разный», И. Винокуров «Снегопад», М. Придворов «Всё вокруг в снегу», В. Берестов «Снег ложится белый-белый.», Н. Боровков «Зима настала!», М. Корнеева «Для чего зимою снег?», Н. Голиновской «Письмо на снегу»; «Зима», «Добрая девочка» К. В. Лукашевич, К. Ушинский «В берлоге», «На опушке», М. Пришвин «Пришла зима», «Тихий снег»; «На воробьиный скок» Ф. Абрамов вызывает в сердцах детей добрые чувства, умение видеть прекрасное в природе. Полученные положительные впечатления дети активно отражали в изобразительной, художественной, творческой деятельности.

В ходе проекта получили развитие познавательная активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Активизировались мышление, внимание, память, воображение, речь детей. Родители проявили интерес к участию в конкурсе поделок из природного и бросового материала «Новогодний букет», созданию фигур из снега на участке группы.

Познавательные проекты «Животные Севера» и «Животные Африки» краткосрочные прошли один за другим, схожи по содержанию, задачам, методам и формам работы. Проблема тоже одна: дети не имеют точных знаний о континентах, их расположении на карте. Знания детей о животных Африки и Севера поверхностны и нереалистичны. Дети плохо устанавливают взаимосвязь между внешним видом и образом жизни животных и климатическими условиями их обитания. Не дифференцируют животных Антарктиды и Арктики.

В процессе исследовательской деятельности : «Могут, ли встретится, белый медведь и пингвин?», «Чьи следы?», «Чем питаются жирафы и зебры», «Зачем тигру полоски, а жирафу пятнышки»; решении проблемные вопросов: «Почему на карте пустыня желтого цвета?», «Почему жираф не живет на Севере?» у детей формировались представления об обитателях континентов с разным климатом, дети стали понимать зависимости внешнего вида животных от климатической зоны их обитания.

При просмотре презентации «Животные Севера» вызвала сочувствие в детях рассказом о гибели белых медведей в результате таяния вечных льдов. Формировала реалистичные представления о пищевых цепочках в природе, что нет «злых» животных, есть пищевые взаимосвязи. С помощью дидактических игр: «Живая природа», «Мамы и детеныши», «Изобрази, мы угадаем», «Семья животных», «Что я за зверь?», «Кто лишний», «Опиши животное по схеме» закрепляла знания детей о животных, их строении, повадках. Во время беседы «Слоны и носороги в опасности» вызвала у детей отрицательное отношение к браконьерам и желание помочь животным Африки.

Спортивный досуг «Спасем слонов и носорогов» сплотил детей против браконьеров, развитие получили не только физические качества, но и нравственные: отзывчивость, сочувствие, милосердие, желание охранять животных.

Ситуации общения: «Природа и человек», «Охрана природы» помогли показать детям, что большинство людей хотят исправить плачевное положение природы, принимают для этого разные меры. Воспитывать доброе отношение к миру природы помогает и чтение художественной литературы, которая оказывает огромное положительное воздействие на чувства детей.

Проект «Путешествие по Планете». В ходе ситуаций общения выяснилось, что у детей недостаточно сформированы представления о планете Земля, ее континентах, океанах и морях. Дети не понимают, что Земля – наш общий дом, который надо беречь. Для достижения цели проекта использовала интеграцию разных видов образовательной деятельности.

С помощью НООД «Глобус – модель Земли», поисковой деятельности : нахождение континентов, океанов на карте и глобусе, раскрашивании контурной карты Евразии по природным зонам в тетради О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» формировала представления детей о поверхностном строении Земли, разнообразии ее климатических зон. В процессе моделирования: «Составь модель человека, жителя Земли», беседы «Мы все жители планеты Земля» помогла помочь детям, что человек такой же житель планеты, как и другие обитатели. Все имеют равные права жить на чистой планете.

Закрепила знания о многообразии животных и растений. Проблемные ситуации: «Что будет, если…», «Можно ли жить без воды», «Хорошо-плохо»; беседы «Охрана природы», «Заходя в зеленый дом, грязь не оставляйте в нем» помогли в формировании понятия, что Земля-наш дом, который надо любить и беречь.

В ходе ситуации общения «Природа и человек» воспитывала положительные чувства к природе. Развивала познавательный интерес к путешествиям; воображение, мышление, творческие и коммуникативные способности в игре-путешествие «Путешествие на воздушном шаре», сюжетных-играх «Туристы», «Теплоход», «Самолет». С помощью этюд-игр вхождения в образ «Изобрази, мы угадаем» развивала артистические способности детей. В процессе дидактических игр: «Стань другом природы», «Выбери дорогу», «Выбери экологический знаки», «Экологические пирамиды», «Пищевые цепочки», «Этажи леса» закрепила знания о взаимозависимостях в природе, правила поведения.

Развитию познавательного интереса к природе, воображения, коммуникативных способностей способствуют игры «Угадай-ка», «Кто лишний», «Опиши по схеме», «Живая и неживая природа», «Кто где живёт?», «Узнай по объявлениям»; подвижные игры: «Парочки», «Земля, вода, воздух», «Летает-не летает», «Я знаю…», «Перелёт птиц». Во время рисования «Путешествие по свету» закрепила знания о городах и странах.

Во время создания коллажа «Сбережем Планету!» подвела детей к пониманию, что планета Земля – наш общий дом, единственный и любимый!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, учитывая возрастные психические возможности дошкольников, путем создания развивающей предметно – пространственной среды, интегрируя образовательные области: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического развития дошкольников, я успешно решаю задачи экологического воспитания. Личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Применяя комплексно в практической деятельности все многообразие педагогических средств, широко используя различные формы, методы, приемы работы я способствую успешному усвоению детьми программного материала.

Повышаю экологическую культуру родителей, и этим помогаю создать для детей более благоприятную обстановку в семье и налаживанию тесного сотрудничества педагогов с родителями по реализации задач экологического образования.

Итог проделанной работы – это появившееся положительное, доброе отношение детей к природе. Дети стали милосерднее, научились сопереживать не только животным, но и растениям, более ответственно относиться к окружающей природной среде, соблюдать элементарные экологические правила. Научились замечать красоту, любоваться природой. сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему. То есть формирую экологическую культуру детей.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 07:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карамова (УИ 919827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД