Папки-передвижки

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей

Ирина Дадаева
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Технология опыта

Определение цели, постановка задач

Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.

Задачи исследования:

*изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;

*выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;

*проанализировать современные программы МДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;

Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» размещена в разделах

*разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;

*определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;

*внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;

*создать систему воспитательной - образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;

*создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

Задачи в работе с детьми

*формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

*формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

*расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

*закрепить у детей знания о правилах поведения на улице,дороге, транспорте.

*способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

Задачи в работе с родителями:

* знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

*повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

*воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучи

2.1. Содержание образования

В своей работе я опиралась на содержании программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам:

Ребёнок и его здоровье;

Ребёнок и другие люди;

Ребёнок дома;

Ребёнок и природа;

Ребёнок на улицах города.

Цель разработанного перспективного плана - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровья.

Перспективное планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса:

1) Организованная деятельность;

2) Совместная деятельность;

3) Самостоятельная деятельность.

Данный материал был отобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года. Одновременно, мною, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности.

На 2 этапе я вводила правила в жизнь детей, показывала разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила.

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями.

Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были разработаны конспекты занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения. Вот каких результатов мы смогли добиться. Проделанная работа дала положительный результат.

2.2. Методы и формы обучения

В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:

комплексные занятия;экскурсии;целевые прогулки;;подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;игры-соревнования;сочинение историй;наблюдения;беседы;чтение специальной детской литературы;рассматривание;анализ заданных ситуаций;выполнение поручений,экспериментирование;ситуационно - имитационное моделирование ( под ситуативно-имитационным моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)

2.3. Средства обучения

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:

Плакаты. иллюстрации. сюжетные картинки, отображающие различные ситуации. разрезные картинки. мозаики. настольно-печатные игры. дидактические игры. атрибуты для сюжетно-ролевых игр. карточки для индивидуальной работы. костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного. Картотека подвижных игр по ОБЖ,подборка художественной литературы по теме. конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений.

2.4. Длительность работы над опытом.

Работа велась на протяжении трёх лет и строилась как совместная деятельность детского сада, сотрудников ГИБДД и семьи в интересах ребёнка.

2008-2009 учебный год - выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.

2009-2010 учебный год-корректировка задач, составление программы, тематических планов, конспектов, сценариев, использование их на практике.

2013-2014 учебный год – становление опыта, оценка результатов, описание работы.

2.6. Результативность опыта

После проведенного анкетирования родителей, был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме. 90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей.

Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

В результате опыта была подтверждена гипотеза: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста, возможно при выполнении следующих условий:

Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;

Разработке системы воспитания и обучения для детей по формированию основ безопасностной жизнедеятельности;

Определение условий организации образовательной среды в МДОУ для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;

Использование различных форм и методов работы;

В тесном взаимодействие детского сада и семьи.

Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует :

Формированию чувства безопасности у детей;

Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;

Закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

Развитию основ экологической культуры ребёнка, и понятия о ценности природы;

Предупреждению детского травматизма;

Развитию самостоятельности и ответственности.

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.

4. Библиографический список

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М. : АСТ, 1998.

2. Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в России/ Э. С. Акопова// Мир технологий. -2001-№ 3-4. с. 14-32.

3. Акопова, Э. С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М. ,2004.-С. 43-44.

4. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников : книга для воспитателей детского ада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина. -М. : Просвещение, 1998.

Публикации по теме:

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения» Целью педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности.

Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Экономика - есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». ЛОРЕНС ПИТЕР Актуальность проекта:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей
Опубликовано: 15 ноября 2014 в 17:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дадаева (УИ 260411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД