Получи документы

Опыт работы. «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности»

Галина Грасман
Опыт работы. «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности»

Слайд 1. Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности

Тема проекта : «Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с №11

Грасман Г. Г.

Слайд 2. Любой народ по - своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое

Так сбережем свою культуру и родной язык

Как самое на свете дорогое.

Герцен А. И.

Слайд 3. Актуальность.

Публикация «Опыт работы, „Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности“» размещена в разделах

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. На современном этапе народы всего мира стремятся сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры. Конечно же, народная культура должна стать первым шагом в освоении детьми богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольном возрасте.

Работая в нашем детском саду, наблюдая за детьми, я выяснила, что они не знают родных традиций. И я встревожилась, поняла, что это проблема, которая заставила меня задуматься, что я могу сделать, чтобы дети не утратили народные традиции? Нужно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.

Конечно этой проблемой занимаются многие педагоги уже много лет, но наряду с традиционными, я стараюсь внести инновации.

Слайд 4. Цель проекта :

Целью моей работы является формирование этнокультурной компетентности, национального самосознания детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Слайд 5.

Для достижения этой цели, мною были поставлены следующие задачи:

Программные задачи: Образовательные задачи: формирование художественно – творческих способностей дошкольников; приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа.

Развивающие задачи: развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к своей нации; доброжелательное отношение представителям разных этнических групп, воспитание в детях толерантности.

Слайд 6. Тема проекта : «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

Вид проекта : долгосрочный, познавательно-творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2015/апрель, 2016гг.

Участники проекта : дети, воспитатель, родители.

Слайд 7. Предполагаемый результат: Дети должны знать и называть:

Домашний адрес: испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; с удовольствием идти в детский сад.

Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

Место проживания: город, область; символику города.

Свою нацию, русскую культуру, язык, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.

Называть представителей и уважать культуру других национальностей, населяющих нашу Родину.

Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

Слайд 8. Этапы проведения и реализации проекта :

I. Информационно-накопительный :

Изучение интереса детей для определения целей проекта;

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий;

Оформление альбомов, дидактических игр;

Художественные выставки;

Фотовыставки;

Праздники, развлечения;

Оформление стендов;

Оформление уголка патриотического воспитания;

Консультации для родителей;

Создание развивающего центра «Русская изба».

Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов:

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Слайд 9. Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности : совместную деятельность педагога с детьми (НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями и социумом.

Слайд 10. Свою работу я начала с пополнения предметного окружения детей объектами национальной культуры. Создала уголок познавательного развития о родном крае, где сосредоточены дидактические игры: «Мой дом», «Наша родина»,

«Мой город Железнодорожный»; познавательная литература о родном крае; наглядно-дидактическое пособие: «Расскажи про детский сад», «Наша Родина Россия», «Художественное творчество», оформила уголок «Русская изба», где организовала выставку предметов и иллюстрации о быте и традициях русского народа.

Слайд 11. Программа, по которой я работаю, состоит из трёх блоков.

Блок №1 «Какая она моя Родина»

Непосредственно образовательная деятельность

Познание (формирование целостной картины мира)

«Детский сад - второй наш дом»,

«Мой город Железнодорожный»,

«Наша Родина», «Традиции моей семьи»,

Интеллектуальная игра «Знатоки родного края»

Слайд 12. Фотоотчет.

Слайд 13. Блок №2 «Как жили в старину»

«Ознакомление с русским народным костюмом»

«Укрась кокошник»

«В гостях у Бабушки- Забавушки»

«Красавица береза»

Беседа по картине «Крестьянская семья».

«Русь-матушка»

Слушание русских народных песен.

Слайд 14. Фотоотчет.

Слайд 15. Блок №3 «Народно-прикладное искусство»

Познание (ФЦКМ, Художественное творчество)

ознакомление с народно – прикладным искусством.

Ознакомление с народной игрушкой.

Слайд 16. Фотоотчет.

Слайд 17. В утренние и вечерние режимные моменты с детьми закрепляли знакомый материала, разучивали стихи, песни, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, читали русские народные сказки, отгадывали загадки, познакомились с новыми дидактическими играми: «Мой дом», «Наша Родина», с русскими народными подвижными играми: «Карусель», «Ниточка, иголочка, узелок», «Баяре» и т. д.

Слайд 18. Фотоотчет.

Слайд 19. Организации и проведению праздников я уделяю особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники как «Осенинны», «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др.

Слайд 20. Работа с родителями. Всё начинается с семьи и родители в моей работе главные помощники.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Поэтому я стараюсь значительную часть работы организовывать одновременно с детьми и родителями, это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, а также повышает уровень этнокультурной компетентности детей. В нашей группе родители составляли родословную своей семьи.

Слайд 21. Фотоотчет.

Слайд 22. Результаты проекта

Я провела мониторинг в начале и в конце года.

Систематическая работа по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах имеет свои результаты: у детей повысился уровень представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, понимания народной этики и ее роли; культуры поведения и самореализации на празднике.

Слайд 23. В завершение хотелось бы сказать не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям и традициям своего народа, будут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Слайд 24. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности "Формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" Социальный заказ.

Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста. Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности.

Обобщенный опыт работы «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора» Тема: формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА. Раннее.

Опыт работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской.

Опыт работы «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья посвящена актуальной.

Опыт работы по ЗОЖ «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольное образовательное учреждение детский.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в театральной деятельности». Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района Брянской области Жижкиной Любовь Геннадьевны Развитие.

Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 Советского района Волгограда» Передовой педагогический.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» (из опыта работы) «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Опыт работы «Формирование навыков коллективной работы в различных видах изобразительной и прикладной деятельности» Отчет Анализируя поступки детей в д\ саду и на улицах, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы. «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности»
Опубликовано: 23 января 2017 в 13:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД