Тамара Рычкова
Опыт работы «Игры-эксперименты с водой и песком в работе с детьми раннего возраста» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжение
Правильно поставленное сенсорное воспитание имеет большое значение для умственного развития ребенка, особенно в младшем дошкольном возрасте. Еще И. М. Сеченов указывал, что способность различать, отличать один предмет от других «приобретается человеком в раннем детском возрасте, и с этого начинается собственно сознательное знакомство с внешним миром».
Публикация «Опыт работы „Игры-эксперименты с водой и песком в работе с детьми раннего возраста“ (продолжение)» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Игры для детей
- Игры с песком
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Познание качеств материалов, их чувственное различение, а также реализация творческих замыслов происходят у детей в разнообразных играх. Простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно-ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых.
Я подобрала игры и упражнения с водой и песком для работы с детьми раннего возраста, так как развитие восприятия в раннем возрасте является основой всего дальнейшего развития ребенка. Эти игры способствуют созданию бодрого, жизнерадостного настроя у детей.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе создан уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятии экспериментам для самостоятельных игр. Имеется посуда стаканы, подносы, ложечки на каждого ребенка, клизмочки, шприцы, кораблики,рыбки. водяная мельница,пластмассовые,резиновые, деревянные, железные шарики. резиновые уточки.
Игровая система
Специально организованная деятельность
Сентябрь
«Домик из песка для черепашки Агашки» 1 часть
Октябрь
«Экологическая сказка «Про маленькую капельку».
Ноябрь
«Снежинка в гостях у ребят».
Декабрь
«Домик для Агашки из песка и камней».
2 часть
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Сентябрь
Игра – опыт «Как растения пьют воду».
«Водяные струйки».
«Наблюдения за водой в природе (ручей, лужа тоже вода)».
«Следы на песке».
«Игры – опыты с песком «Свойства мокрого песка».
Октябрь
«Водомеры».
«Наблюдение за явлениями природы (снег тоже - вода, тает на руке)».
«Отыщи шарик».
«Дорожки из песка».
Ноябрь
«Рассматривание объектов природы: деревьев в инее, деревьев в снегу».
«Погружение в воду».
«Что тяжелее».
«Пересыпание сухого песка через воронку».
Декабрь
Игры – опыты с водой (воду можно окрасить в любой цвет).
Наблюдения за водой в природе (сосулька тоже вода).
Наблюдения за водой в природе.
«Площадка для собачки».
Самостоятельная игровая деятельность детей
Сентябрь
«Игры с мельницей».
«Вылови».
«Делаем ямки».
Октябрь
«Тонет и плавает».
«Сачок».
«Насыпаем-высыпаем».
Ноябрь
«Напои животных».
«Пингвины и бегемоты».
«Песок и вода».
Декабрь «Купание куклы Кати».
«Превращения воды».
«Постройка из песка домика для зайчика».
Практическая значимость опыта
Теоретические положения и методические материалы (Приложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практике дошкольного образования.
Значимость развития таких игр неоспорима. В них, как указывал А. С. Макаренко, воспитывается творческая рабочая фантазия, которая является источником созидательной деятельности.
Как уже было отмечено, игры с природными материалами имеют широчайший диапазон влияния на психическое и личностное развитие ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорную сферу, познавательную активность, высшие психические функции и творческие способности. При этом развивается наблюдательность и подлинный интерес к явлениям окружающей среды, дети приобретают знания путем самостоятельного поиска и исследовательской деятельности.
Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возраста и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучия эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом.
К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка».
Литература:
1. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия». А. И. Иванова - М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Маханаева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». М., Сфера, 2010.
4.«Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста». Материалы Московского городского конкурса 2001-2002.
5. Поддьяков А. Н. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990.
6. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников». Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
7. Рыжова П. «Игры с водой и песком». Обруч, 1997, № 2.
8. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». Обруч, 1998, № 2.
9. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода». - М. : Линка-Пресс, 1997 .
10. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления с природой в детском саду». - М. : Просвещение, 1991.
11. Соляник Е. Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста». СПб, Детство-Пресс, 2010.
12. Тихеева Е. И. «Ребенок - дошкольник и воспитывающая его среда».
13. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия». Сост. Гребеншикова Е. А., и др. - М. : Просвещение, 1980.
14. Штейнхардт Л. «Юнгианская песочная психотерапия». - СПб. : Питер, 2001.
15. Чулицкая Л. И. «Гигиена ребенка и учет его физического развития». Москва 1980.
16. Интернет ресурсы.
Приложение №1
Конспекты игровых познавательных занятий в 1 младшей группе
«Домик из песка и камней для черепашки Агашки»
Знакомить детей со свойствами песка и камня: песок - сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный меняет цвет от воды; камень - твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения.
Предварительная работа.
Рассматривание камней и песка на улице и в аквариуме.
Материал:
игрушка черепаха-машинка с кузовом, наполненным песком и камешками;
тазики для песка (сухого и влажного);
тазики с водой;
камешки маленькие и большие;
детские ведерки;
фартучки и салфетки для детей.
Ход игры.
1Часть
Воспитатель предлагает детям послушать сказку про черепашку Агашку.
- Жила-была черепашка Агашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но когда стала старенькой бабушкой Агашушкой, ей уже было не по силам такое занятие. Она хочет попросить вас помочь ей построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и от холода.
Воспитатель обращается к детям.
- Поможем Агашке! Мы с вами умеем строить. Построим черепашке домики из песка и камней.
Въезжает черепашка-машина с песком и камешками.
Воспитатель. - А вот и сама черепашка Агашка.
Дети рассматривают черепаху.
Воспитатель. - А что ты нам привезла?
Черепаха. - Песок, камень для домика. Устала, стара я стала. Помогите дом построить от ветра и дождя.
Воспитатель. - Конечно, дети тебе помогут. Где же наш песок?
Высыпают из машины песок в тазик.
Воспитатель. - Посмотрите, как сыплется песок. Почему песок сыплется?
Дети. - Он сухой.
Воспитатель. - А какого цвета сухой песок? Желтого. Я попробую его насыпать в воронку, а вы, ребята, возьмите песок в руки. Сыплется?
Дети. - Да.
Воспитатель. - Попробую набрать песок в сито. Что получилось?
Дети. - Песок снова просыпался.
Воспитатель. - Правильно, он сыпучий, потому что сухой. Можно ли из него построить домик для черепахи? Нет. Ничего не получится. Давайте все же попробуем собрать его горкой.
Вместе с детьми собирает песок горкой, он рассыпается.
Воспитатель. - Не получается. А что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить?
Дети. - Полить песок водой.
Воспитатель. - Даша, Витя, помогите мне полить песок. Какой стал песок? (Влажный, сырой). Давайте теперь попробуем построить горку.
Дети строят горку из сырого песка и уточняют, что песок не сыплется, цвет его стал темным.
Воспитатель. - Давайте насыплем песок в воронку. Не сыплется? Почему? Потому что он стал сырой. А если через сито попробовать. Не сыплется. Почему?
Дети. - Потому что он сырой.
Воспитатель. - Черепашка, наши дети все знают и сейчас из сырого песка построят тебе домик.
Дети вместе с воспитателем строят из песка домик для черепашки. Черепашка благодарит их за прочное жилище.
2 Часть
Воспитатель. - Домик крепкий, не рассыплется. А еще, ребята, нам черепашка Агашка камешки привезла. Их очень много. Мы ведерочко возьмем, по дорожке пойдем и все камни для домика соберем.
Дети берут ведерки, подходят к камням (камешки лежат на ковре).
- Вот один, другой и третий,
Собирайте-ка их дети.
Дети набирают камешки в ведра.
Воспитатель. - А сейчас давайте сядем на ковер и покажем всем, какие у нас камешки.
Рассматривают камешки. Дети вытаскивают из ведра по камешку и рассказывают, какие камни по цвету, по величине, по размеру, на что похожи и т. д.
Воспитатель. - Дети, возьмите в одну руку большой камушек, а в другую руку я дам вам губку. Определите, что легче. Камень тяжелее. Давайте проверим.
Воспитатель предлагает подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку.
- Куда упал камень?
Дети. - На дно.
Воспитатель. - А где губка?
Дети. - Плавает.
Воспитатель. - Камень на дне, потому что он тяжелый. А губка - легкая, поэтому она не тонет. Камни тяжелые, твердые и не бьются. Возьмите в руки и постучите камень о камень.
Стучат.
Воспитатель.
- В руки камушки мы взяли,
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить их нам никак.
Постучите еще раз: тук, тук. А теперь положите камни на дорожку и попробуйте топнуть ножкой. Вот так, вот так – не разбить их никак. Значит, прочный будет дом для черепашки Агашки. Давайте построим для черепашки домик из камней.
Дети строят на ковре домик для черепахи.
Воспитатель. - Маша, какого цвета у тебя камушек? Саша, а у тебя прочный камень? Паша, а у тебя – большой? (выслушивает ответы). Вместе мы справились с трудным делом. Построили прочный домик из камней для черепашки.
Черепашка. - Спасибо вам, ребята.
Воспитатель. - А мы для тебя, черепашка, песенку приготовили!
Слова С. Козлова, музыка Г. Гладкова
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу,
И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет,
Носорог-рог-рог идет,
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
Малыши под музыку выполняют движения, соответствующие тексту песенки.
Продолжение следует