Получи документы

Создание условий для поддержки детской инициативы в художественно — продуктивных видах деятельности

Бурова Татьяна
Создание условий для поддержки детской инициативы в художественно — продуктивных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет всё знать, всё понимать, во всём разбираться. Каждый день он открывает для себя новый мир, где много интересных предметов, явлений и событий. Активность ребёнка – дошкольника является важным условием его развития, закладывает основы роста интеллектуального и творческого потенциала личности. Поэтому так важно с детства поддерживать инициативу и развивать самостоятельность детей.

Публикация «Создание условий для поддержки детской инициативы в художественно — продуктивных видах деятельности» размещена в разделах

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – поддержка разнообразия детства. В связи с этим должна поменяться организация и содержание образовательного процесса. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития ребёнка, способствующей реализации образовательной программы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.

Перед нами встал вопрос: «Как организовать творческое продуктивное сотрудничество детей и взрослых, результатом которого станет развитие индивидуальных личностных качеств и творческого потенциала каждого ребёнка?»

Актуальность опыта в том, что современные тенденции образования ориентируют нас на личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, поиск новых эффективных форм работы.

Идея опыта заключается в проявлении педагогического потенциала в художественно – продуктивных видах деятельности в контексте развития творческой активности, самостоятельности и инициативности дошкольников.

Таким образом, целью нашей работы стало создание условий для поддержки детской инициативы и развития творческой активности в художественно – продуктивных видах деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- Расширить представления детей о многообразии способов творческого отображения и преобразования окружающей действительности.

- Обеспечить свободный выбор детьми вида художественно – продуктивной деятельности, её участников, времени и пространства.

- Создать условия для свободного экспериментирования с традиционными и нетрадиционными изобразительными средствами и материалами.

- Обогащать опыт творческой деятельности (умение отображать собственный познавательный опыт и творческий замысел с помощью художественных средств выразительности).

- Поощрять творческую активность в выборе возможных средств художественной выразительности с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

- Развивать творческое воображение, фантазию дошкольников.

- Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с произведениями искусства, природой.

Были определены принципы, способствующие решению поставленных задач:

- Принцип доступности (гибкое применение содержания и методов поддержки детской инициативы в зависимости от возрастных особенностей развития, индивидуальных возможностей и интересов ребёнка).

- Принцип безопасности (предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные творческие замыслы).

- Принцип интеграции (реализация задач во всех образовательных областях на основе синтеза разных видов искусств, взаимосвязи познания и творчества).

- Принцип научности (дети получают знания о свойствах, форме, цвете, композиции и др.).

- Принцип культуросообразности (приобщение детей к общечеловеческим ценностям, где главной составляющей является личность самого человека, его индивидуальность и неповторимость).

Теоретической основой нашего опыта явились научные исследования Л. С. Выготского и Л. А. Венгера в области педагогической психологии развития высших психических функций, также исследования Е. А. Флёриной о развитии творческой активности детей в контексте теории эстетического воспитания.

Система работы по развитию творческой активности и поддержке детской инициативы базировалась на использовании синтеза методов, технологий и приё мов:

- Технология личностно – ориентированного образования (учёт личностных особенностей ребёнка, его интересов, возможностей. Применение данной технологии способствует индивидуализации образования).

-Технология игрового обучения (мотивирует детей на участие в деятельности).

- Информационно – коммуникативные технологии (включение которых позволяют значительно расширить информационную составляющую образовательного процесса, усилить мотивацию и т. д.)

- Проблемно – поисковый метод (способствует тому, чтобы собственный творческий исследовательский поиск направить на решение поставленной задачи, создание продукта деятельности).

- Проектный метод (позволяет решить практические задачи, направленные на обогащение детского развития, организовать совместную и самостоятельную художественно – продуктивную деятельность).

Приё мы:

Поощрение и поддержка (положительная оценка результатов деятельности, сюрпризные моменты, художественное слово, проблемные ситуации совместное выполнение практических действий, самоконтроль и взаимоконтроль.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми по развитию художественно-изобразительных умений, организация исследовательского поиска;

Индивидуальная работа с детьми

Самостоятельная детская практика – происходит закрепление и совершенствование умений (создание продукта, поиск новых средств отражения действительности, передачи выразительности образа (знакомство с новыми материалами, комбинирование, декорирование и др. ;

Презентации, выставки – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе и окружающим, даёт возможность увидеть результаты своей работы и других детей.

Нами были намечены следующие направления в работе:

- создание развивающей предметно – пространственной среды в группе и на территории детского сада, дающей возможность для реализации собственных замыслов в творческой, игровой и продуктивной деятельности.

Детскую инициативу необходимо поддерживать на протяжении всего пребывании ребенка в детском саду. Свою работу мы начали с создания условий для проявления активности и самостоятельности детей в выборе средств и способов художественно – продуктивной деятельности. В группе разместили разнообразные материалы и средства для художественно – творческой и экспериментальной деятельности, которые каждый ребёнок может использовать по своему желанию. Важным моментом являлось то, что для своей деятельности ребёнок мог использовать всё имеющееся групповое пространство (обеденные столы в свободное от режимных моментов время, зону отдыха). Это побуждало и давало возможность детям заниматься активной продуктивной деятельностью. Дети рисовали, лепили, конструировали из бумаги, природного и бросового материала, экспериментировали с различными материалами и предметами, пригодными для творчества. В группе была оборудована «полочка красоты», на которую выставлялись произведения народно – прикладного искусства, детские работы, коллекции. В старшем дошкольном возрасте дети сами участвовали в преобразовании групповой среды: оформляли рисунками, декорировали, вносили в игры свои поделки, участвовали в создании коллекций, совместно с воспитателем организовывали коллективные и индивидуальные творческие выставки.

- внедрение в практику работы новых подходов:

Планировали жизнь группы с учетом интересов детей, реализовывали их пожелания и предложения. Ведь главное правило для педагога – слушать и слышать детей. Дети участвовали в планировании, предлагали интересующие их темы недели. Иногда проблемой становилось множество предлагаемых детьми тем, предложений, поэтому важной формой здесь становилось коллективное обсуждение и совместное принятие решения. Большой диапазон возможностей для поддержки детской инициативы и развития творчества даёт проектный метод. Так с детских вопросов «Зачем картины помещают в рамки?» стартовал проект «Какими могут быть рамки для оформления детских работ. Созданные в ходе реализации проекта образцы затем использовались детьми в оформлении своих работ.

По детской инициативе был реализован проект «Какими бывают бабочки?», продуктом которого стало создание коллекции бабочек с использованием различных материалов и техник. Реализован проект «Что можно подарить маме на 8 марта?».

-Мотивация детей на участие в деятельности

Детская инициатива иногда возникает стихийно, спонтанно, но также быстро гаснет. Чтобы дети, проявляя активность в художественно – продуктивных видах деятельности, добивались реального результата необходимо мотивировать их на участие в деятельности.

На первом этапе в младшем дошкольном возрасте преобладала игровая мотивация «Помоги мне», где ребёнок выступал в роли защитника, помощника персонажа или взрослого.

На втором этапе в средней группе использовалось мотивирование «Положительный пример», «Научи меня», где ребёнок выступал в роли знатока, эксперта, чувствовал себя знающим и умеющим. Для поддержания интереса к деятельности использовалась мотивация «Расскажу секрет», где воспитатель «по секрету» показывал новые приёмы и техники передачи образа.

В старшем дошкольном возрасте мотивация была направлена на повышение внутренней заинтересованности ребёнка в результатах своей деятельности. «Вознаграждение» - похвала взрослого или сверстника, вручение медалек в конце дня. «Подарок другу» - дети испытывали радость, гордость за свои поделки, рисунки и охотно ими пользовались и дарили.

- Создание ситуаций и условий, позволяющих ребёнку реализовать свой творческий замысел, проявить компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников, поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.

Специально созданные в группе или участке ситуации «Что изменилось?», «Новый предмет» (внесение в группу на участок необычных предметов) позволяли проявить компетентность. Ребёнок, заметивший новый объект имел право первым высказать мнение о предназначении, свойствах предмета или материала, а затем ребята сообща обсуждали потенциальную возможность использования его в творчестве. Проблемные ситуации «Пропажа», «Не хватает инструментов, материалов», «Забыл, как это делать» позволяли ребёнку проявить компетентность в вопросах организации деятельности, способах и средствах её осуществления (предложить другой материал, способ передачи образа, рассказать последовательность выполнения работы). Это повышало самооценку, ребёнок обретал признание и уважение сверстников и взрослых. «Ситуации свободного выбора», организованные в процессе непрерывной образовательной деятельности способствовали проявлению инициативы в выборе средств и способов изображаемого объекта, учили детей самостоятельно продумывать план действий для получения результата. Участие в социально – значимых акциях «Подарок ветерану», «Зелёная весна» помогали детям чувствовать себя членом общества, приносили удовлетворение от результатов своего труда. Творческая инициатива и активность не могли быть реализованы, если у ребёнка недостаточный кругозор, не сформированы навыки работы с тем или иным материалом и оборудованием, не развито умение работать самостоятельно и в коллективе, поэтому необходимым условием являлось решение задач по развитию мышления, памяти, внимания, воображения, расширению представлений об окружающем мире с помощью дидактических игр и упражнений, наблюдений за объектами и явлениями социального и природного окружения, расширению спектра исследовательской деятельности (для осуществления возможности выбора, замены); развитию изобразительных умений и способов, интеграции художественно – продуктивных видов с другими видами деятельности (внесение в игровую, театральную, музыкальную деятельности продуктов собственной деятельности)

- Поощрение и поддержка даже незначительных успехов детей, спокойное реагирование на неудачи, при необходимости помощь в поиске способов реализации собственных поставленных целей. Чтобы у ребёнка не пропадало желание высказывать свои идеи, проявлять творчество, мы - воспитатели не жалели добрых слов, не скупились на похвалу. Важным стимулом для детей являлась похвала от сверстников.

- Презентация продуктов детского творчества сообществу: детям, родителям, педагогам. Выставки групповые и индивидуальные способствовали мотивации на проявление инициативы и творческой активности в дальнейшем. Дети испытывали чувство гордости, удовлетворённости. Одной из новых форм работы стала презентация детских работ с помощью ИКТ. Информационно – коммуникативные технологии позволили организовать презентацию работ более ярко, насыщенно, сопровождать её музыкальными композициями, обеспечили быструю смену образов.

- Организация эффективного взаимодействие участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов, родителей) между собой и социальным окружением. Реализация поставленных задач проводилась в сотрудничестве с родителями, педагогами, воспитанниками других групп и взаимодействии с социокультурными учреждениями города. Для родителей организовывались консультации, мастер – классы, творческие тематические встречи. Родители являлись активными участниками проектов, незаменимыми помощниками в сборе материалов для коллекции, организаторами выставок, пополняли информационную базу. В решении поставленных задач помогает нам взаимодействие с социумом: посещение музеев (художественных и краеведческих, детской школы искусств, организация экскурсий к памятникам и достопримечательностям города.

Результатом работы стало создание образовательной среды, способствующей поддержке детской инициативы и развитию творческой активности. При таком подходе к организации деятельности дети не боятся высказывать своё мнение, пожелания, научились планировать свою деятельность, оценивать возможности, пытаются прогнозировать результат. Ребята научились самостоятельно находить темы для творчества, осуществлять самостоятельный выбор средств и способов передачи образов, презентовать продукты деятельности, что является важным показателем готовности к школьному обучению.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельностиИспользование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий для поддержки детской инициативы в художественно — продуктивных видах деятельности
Опубликовано: 28 декабря 2021 в 01:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для поддержки детской инициативы в художественно — продуктивных видах деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Бурова Татьяна (УИ 2822614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД