Лучший педагог года

Из опыта работы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Наталья Ефремова
Из опыта работы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Человеческое общество – обособленная от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира. Взаимосвязь процессов и явлений находит отражение не только в структуре организаций рассматриваемых категорий, но и на бытовом, практическо-житейском уровне. Абсолютно каждому человеку известен простой принцип: дети – цветы жизни. Какое негативное влияние на цветы оказывают деструктивное внешнее воздействие и плохая экология, такое же влияние оказывают на детей социальное окружение и условия проживания, где есть место аварийному жилью, неисправностям материально-технического оснащения жилых домов и прочих негативных тенденций, плотно укоренившихся в быту простого человека.

Публикация «Из опыта работы „Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников“» размещена в разделах

Во многом, детство – заря жизни человека, формирующая фундамент достойного человека и гражданина, если это процесс не подвергается девиации. Все мы даем себе отчет и прекрасно понимаем, что современный мир представляет собой не только площадку для реализации детских желаний, но и огромную территорию, полную опасностей и противоречий. Глобальные проблемы мирового сообщества, в том числе и вопрос мирового терроризма, накладывают заметный отпечаток на жизнь всех представителей нашей планеты, актуализируют процедуру формирования навыков основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста – самых маленьких и самых беззащитных представителей человеческого общества.

Перспектива воплощения в жизнь программы по освоению основ безопасности и жизнедеятельности среди детей дошкольного возраста позволит ознакомить детей с первичными знаниями, сформировать социальную среду порядка и благополучия, что в дальнейшем снизит вероятность формирования психологических комплексов, корни которых, как известно, произрастают именно с детских лет. Воспитание достойных людей и граждан, приспособленных к нахождению и взаимодействию с современным социумом – ключевая задача системы образования, а формирование навыков безопасности жизнедеятельности – ключевая веха и отправная точка дальнейшего развития детской личности.

Как было отмечено ранее, проблематика жизни в XXI веке ставит перед воспитательным процессом определенные цели и задачи, сама жизнь бросает вызовы и устанавливает определенные рамки во всех сферах общественной жизни, не обходя стороной, естественно, и образование.

Стоит отметить, что работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности, получению первичных практических навыков в рассматриваемой сфере должна быть систематичной. Ощутимые результаты не достигаются по щелчку пальцев. Одно занятие – маленькая выборка для оценки качества процесса. Формирование представления об основах безопасности и жизнедеятельности носит «накопительный эффект». Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира.

Главная цель работы – обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; становление у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

Исходя из этого, мной были поставлены задачи:

1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

4. Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.

5. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, А. В. Гостюшин, В. А. Левицкий, М. В. Ломоносов, О. Н. Русак, И. М. Сеченов, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др.).

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др. В работах отечественных психологов В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблеме безопасности и жизнедеятельности.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.

Проблемы безопасного существования, от которых зависит здоровье детей, основаны на следующей литературе:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. – С. П., 2002.

2. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М. ,2001.

3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

4. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. ,2000.

5. Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. – М., 1999.

6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении– М. : Педагогика, 2001

7. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 2000.

8. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. /Дошк. воспитание 2000 №1.

9. Князева О. Мои помощники. -Дошк воспитание 2000 №2.

10. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.

11. Шарова О. Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб. ,1997.

12. Шаталин А. А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте! - После уроков – 2002.

13. Шаталин А. А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». После уроков – 2003.

14. Каджаспирова, Г. М. Педагогика – М. : Гардарики, 2007

Необходимо помнить, что важно то, чтобы все разделы были четко учтены в работе с детьми, иначе дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Я применяю следующие формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми :

-занятия, игры

- праздники, развлечения, досуги

- беседы

- тренинги

- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки

- заучивание стихов по ОБЖ

- отгадывание загадок, кроссвордов

- чтение художественной литературы

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов

- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов

- театрализованные представления

- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения)

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов

- мультимедийные презентации

- работа над проектами

Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Часто использую наблюдения в реальной обстановке, а также кружковую и театрализованную деятельности.

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников создана предметно-развивающая среда в группе. В неё входит:

- оформление уголка безопасности, который содержит материалы:

(план-схема района, где находится д/сад, макет улицы с дорожными знаками, иллюстрации т. д.).

- подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД.

Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.

Привлечение родителей к совместной работе также обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками безопасности жизнедеятельности.

В процессе диагностического обследования уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности были выделены следующие качественные показатели:

- Психологическая устойчивость.

- Представления о безопасности поведения в различных ситуациях.

- Умение регулировать свои поведенческие реакции.

- Умение находить выход из сложных ситуаций, не навредив своему здоровью.

- Умение предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОC Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС. Проблема безопасности жизнедеятельности человека.

Консультация для педагогов «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» Все мы знаем, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем.

Короткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей группе сроком на одну неделю с 10.09.2018 по 14.09. 2018 год. Коротко-срочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей.

Квест-игра для дошкольников по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»Квест-игра для дошкольников по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство» Сценарий для дошкольников по ОБЖ Квест- игра для дошкольников по основам безопасности жизнедеятельности» Безопасное детство» Автор: Арбатская.

Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников РЕФЕРАТ на тему: Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников. Безопасность.

Педсовет на тему «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Педсовет на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Подготовила и провела старший воспитатель Богинская.

Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группеПерспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе Месяцы,по неделям, ООД, методические приемы СЕНТЯБРЬ 1-я.

Формирование навыков осознанного поведения у дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование навыков осознанного поведения у дошкольников на основе знаний о безопасности.

Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» В нашей подготовительной группе в этом году мы внедрили работу по проекту. Тему взяли очень интересную для детей 6-7 лет, так как в этом.

Система работы с родителями по основам безопасности жизнедеятельности детей Всем известно, что круг проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Из опыта работы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 19:20
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД