Татьяна Абрамова
Опыт работы по патриотическому воспитанию по проекту «Моя семья, ее история» (средняя группа)
Мало кто из взрослых, а тем более из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Ввиду загруженности родителей, отсутствия связей поколений, когда бабушек и дедушек попросту нет, либо они заняты работой, дети из-за этого мало представляют себе, что такое семья, кто именно входит в их семью, почему именно определенные люди могут в нее входить. Порой, дети не знают, как зовут их родителей, кем им приходятся братья и сестры, почему у них по две бабушки. Получается, что дети духовно «оторваны» от семьи. Конечно, никакого чувства не возникает у них, когда с ними просто ведут беседу о семье, о родителях, братьях, дедушках и бабушках. Возникла идея разработать и внедрить в работу проект по патриотическому воспитанию, формированию патриотизму наследника детей дошкольного возраста «Моя семья, ее история», чтобы помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у них любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому. В проекте представлены нетрадиционные методы и приемы работы по данной теме, а также совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Прежде, чем начать работу по данной теме мною был проведен опрос детей и родителей Кто такая прабабушка? Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род? Проведено родительское собрание: на котором пригласила принять участие в проекте «Моя семья и ее история», где обсудили возможности реализации проекта, определили его содержание, составили план мероприятий.
Содержание, формы и методы воспитания у детей дошкольного возраста семейных ценностей весьма разнообразны. И для реализации проекта я использовала следующие формы и методы, про которые я хочу рассказать. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Это Я и моя семья». На призыв принять участие, многие родители с радостью откликнулись и специально для такого случая отобрали из семейного фотоархива самые удачные фотоснимки. Фотографии семей воспитанников мы постарались представить в виде альбома, где можно увидеть семейные портреты, сюжетные зимние и летние фотографии - где дети играют с папой или мамой, с любимым дедулей, катаются на лыжах. На многих запечатлена семья на празднике, на отдыхе, на природе или в домашней обстановке. Трудность именно этой работы состояла в том, что как оказалось, сейчас во многих семьях нет общих фотографий. Проведя такую выставку, родителям была предоставлена возможность сделать семейный снимок.
Известно, что Семья — это маленькое государство, у которого есть свои символы. Одним из таких символов является герб, на котором изображены: происхождение рода, интересы, обычаи, традиции семьи. В нашем детском саду была организована творческая выставка «Герб моей семьи», где родителям и детям была предложена возможность создать свой собственный герб семьи, который отражал бы их личные качества и интересы. Каждая семья подошла к созданию своего герба с творческим вдохновением. В результате появились уникальные произведения, отражающие индивидуальность и ценности каждой семьи. Гербы стали не только отражением семейных традиций, но и символом единства и поддержки, которые царят в домах наших воспитанников. Благодаря этой выставке дети узнали, что герб – это не просто картинка, он показывает, что каждая семья отличается от других семейными обычаями, традициями и интересами.
В ходе проекта организовали выставку «Мой папа на работе», а самые активные родители, свои рисунки дополнили видеороликами. Авторы видеороликов представили эксклюзивные интервью родителей для своим детей, рассказав детям о выборе своей профессии, ее особенностях и значимости.
Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, то основная часть работы по формирование семейных ценностей происходит через сюжетно-ролевую игру.
В частности, сюжетно-ролевая игра учит ребят понимать, что такое семья, какие обязанности бывают у каждого в семье, как принимать на себя роль и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, соблюдать правила. Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка положительными эмоциями. В течение года игровая среда дополняется и изменяется, пополняется готовым материалом или создается совместно с детьми и родителями.
Помимо спальни, больницы, активно используются кукольная столовая и кухня в игровом уголке, оборудование и атрибуты к игре «Магазин», «Парикмахерская», «Строитель».
С целью обогащения игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «У нас гости», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей». В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. В ходе игр усваиваются термины родства, формируются представления о составе семьи, о взаимоотношениях и взаимопомощи в семье.
Работу в данном направлении проводим комплексно. Используем разные художественные средства (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя семья», изготовление подарков для гостей, приглашение на праздничный концерт и т. д.)
В формировании чувства долга и ответственности большую роль играет чтение художественной литературы: сказки. Женский образ отражается в русской народной сказке такими качествами, как трудолюбие, хозяйственность, скромность и терпеливость («Рукодельница», «Марья-искусница»). Мужской образ выражается в силе, смелости, храбрости и уверенности в себе («Иван Царевич и серый волк»). сказках множество ситуаций нравственного выбора. Посредством сказки ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Используем рассказы и повести Л. Толстого, К. Ушинского, Н. Носова т. д., ребята рассуждают вслух, изучают и обсуждают мотивы поступков других людей, делают выводы.
Еще одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду взрослых. Ребенок привыкает к труду, наблюдая за взрослыми. Ведь они выполняют довольно большой объем работы – стирают одежду, моют посуду, убирают групповые комнаты и так далее. Мы усиливаем этот интерес, рассказывая детям, в чем смысл каждой обязанности, какую большую пользу приносит ее выполнение. Довольно быстро ребенок выражает желание поучаствовать. Давая несложные поручения, излагая их в игровой форме ребенок учиться понимать значение труда в жизни семьи и важность овладения различными трудовыми умениями — это важно для развития бытовых игр в воспитательном отношении.
Регулярные специально организованные развивающие мероприятия по семейному воспитанию с детьми способствуют наиболее эффективной социализации и помогают освоению воспитанниками социальных ролей в семье.
В своей работе с семьей я опираюсь на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Чтобы вызвать у детей интерес к традициям своей семьи, воспитать любовь к своим близким, к своему дому, в детском саду проводим досуг «День именинника», в этот день с детьми и родителями водим хороводы, читаем стихи, проводим чаепитие, дарим детям подарки, которые родители приобретают заблаговременно. Также совместно с родителями в группе оформили уголок именинника, в котором размещаем фото и поздравление для именинника.
Праздник, посвящённый Дню матери и Международный женский день, 8 марта проводим в форме утренника или концерта. В эти необыкновенно тёплые, добрые и трогательные дни дети признаются своим мамам и папам в любви, читают стихи, исполняют задушевные лирические песни. В благодарность и в память о праздниках в заключении дети преподносят подарки, сделанные своими руками. С помощь праздников мы формируем у дошкольников семейные ценности, образ матери, женщины как хранительницы семьи.
Для пап традиционно проводим досуги «День защитника Отечества» и «День отца» в форме спортивного мероприятия, участниками которого являются дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие. Участие приглашённых мам и пап в конкурсах, эстафетах вызывают у ребят чувства гордости за своих родителей. Интересно подобранные конкурсы не оставляют равнодушными ни самых стеснительных мальчишек и девчонок, ни самых серьезных родителей. С помощь досугов мы формируем у дошкольников семейные ценности, образ отца как защитника семьи и своего Отечества.
Одним из нетрадиционных способов взаимодействия детского сада и семьи по патриотическому воспитанию является работа с историей рода. Ценность представляют не только знания о родовых корнях, но и вещественные свидетели жизни поколений. Предметы, которые были спутниками близких людей, поговорить или прикоснуться с которыми порой уже нет возможности.
Благодаря предметам, которые стали семейными реликвиями мы можем узнать, чем занимались эти люди, чем интересовались, что любили. Работа с семейными реликвиями помогает осознать значимость каждого отдельного человека, позволяет почувствовать принадлежность к семье и к роду.
Семейные реликвии – это предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке, или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи.
Мы совместно с родителями организовали выставку «Семейные реликвии», с целью воспитания ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению. Каждая семья смогла выставить и рассказать о своей семейной реликвии, которая передалась им по наследству.
В нашей выставке было представлено несколько видов семейных реликвий -Монеты, Письменные источники
А также предметы быта. Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. Реликвии – это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки. Если дошкольники будут знать историю своей семьи, своего рода, то у них проснется интерес к истории малой Родины, повысится уровень взаимопонимания в семье, ведь общее дело объединяет. Всё это будет способствовать развитию таких моральных качеств, как чувство патриотизма и гражданственности, формированию у детей дошкольного возраста интереса к своей семье, ее истории.
В работе по теме «Моя семья» была самая большая сложность – донести до детей родственные отношения. Очень сложно детям осознать, кем им приходятся их братья и сестры, родители, почему у них две бабушки, а у кого-то три, почему соседи не входят в число их родственников. Мне в этой работе помогло «Древо семьи». Это такое дидактическое пособие, которое может показать все родственные отношения. Это еще одно направление в работе по формированию семейных ценностей и знания о своем роде, семье, где дети могут увидеть не только самых родных, но и дальних родственников, понимая, что они – это тоже часть их семьи. Описать, насколько важен сам процесс создания такого генеалогического древа, невозможно. Ведь родители, зачастую, и сами не знают свои корни. Как интересно встретиться с дальними родственниками или родителями, спросить у них о своей семье, о тех, кто забыт или потерян, а потом рассказать своему ребенку с тем, чтобы и он мог поделиться своей «радостью» в дошкольном учреждении. Дети очень любят рассказывать о своей семье. Очень приятно видеть «горящие» глаза детей, когда им есть чем поделиться с другими детьми и воспитателями, показать фотографии.
Очень здорово, когда родители предложили такое древо дополнили родословной книгой, где они подробно описали членов их семьи, которых указали на семейном древе, раскрыли семейные традиции и привычки. В работе с древом дети рассказывают о членах семьи, ассоциируют их с определенными занятиями, хобби, привычками или яркими впечатлениями, связанными с конкретным человеком. Например, они говорят, что с этой бабушкой мы играем в прятки, папа свободное время проводит в гараже, с братом мы вместе играем в футбол. К данным пособиям было разработано дидактическое пособие, с пояснениями, что такое родословное древо и родословная книга, как правильно составлять. Изучив это пособие, мы узнали, что родословная книга должна содержать данные об истории возникновения фамилий. Тем самым мы создали альбом история моей фамилии, в котором родители описали происхождение и значение фамилии каждой семьи, Данные дидактические пособия дают очень много в области нравственно-патриотического воспитания. Их также мы используем и для развития речи. Когда ребенок, рассказывая о своей семье, он называет членов своей семьи ласковыми словами; подбирает прилагательные, обозначающие внешний вид, одежду человека; узнать человека по описанию, по виду деятельности, профессии, по существительным – предметам обихода.
задачи, которые мы реализуем с помощью дидактического пособия «Древо семьи», в области «Моя семья», — это, прежде всего, формирование целостного представления о семье, расширение представления о родственных связях и отношениях, закрепление знания имен и фамилий всех членов семьи.
В современном мире игровые макеты становятся все более популярными среди педагогов дошкольных учреждений. Они не только привлекают внимание детей, но и способствуют обучению и развитию. Один из таких макетов «Русская изба», который изготовили наши родители позволяет детям погрузиться в атмосферу старинной русской деревни и познакомиться с ее особенностями. Он помогает детям лучше понять и запомнить традиции, культуру и быт наших предков. Создание макетов русской избы собственными руками развивает у детей фантазию, мелкую моторику, а также укрепляет понимание и уважение к культурному наследию своей страны. Основная цель использования патриотических макетов русской избы — это формирование у детей уважения к своей семье стране, ее истории и культуре. Путешествие в прошлое через создание макетов позволяет детям лучше понять, откуда они сами и каковы корни их семьи. Патриотический макет русской избы — это не просто игрушка, это возможность для детей погрузиться в атмосферу старины, почувствовать себя частью истории своей страны. Благодаря детально проработанным деталям макета, игроки могут увидеть, как выглядела настоящая изба, что в ней находилось, как люди жили и работали, как выглядело прошлое, у детей есть возможность наглядно увидеть, как жили русские люди, как украшали свой быт и какие они соблюдали обычаи, это помогает ребятам лучше представить себе прошлое и понять, каким был мир раньше. Использование макета «Русская изба» открывает широкие возможности для обучения и развития детей. Все это способствует развитию речи, социализации, творческих способностей и эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей, знакомство дошкольников с предметами домашней утвари, их предназначением и названиями (крупник, чугунок, ухват, полевик, горшок, крынка, кувшин, самовар, и т. д.) Макет «Русская изба» удобен своей мобильностью.
В дополнение к макету «Русская изба» родители изготовили макет современное жилье, где дети узнали о современной семье, ее устоях, традициях и обычаях, только уже в современном мире. С помощью этих макетов дети видят разницу поколений, семейных ценностей.
Изучив историю своей семьи, мы переходим к изучению «Семейных традиции», если в семье есть свои, присущие только ей привычки и традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка.