Получи документы

Опыт работы по патриотическому воспитанию по проекту «Моя семья, ее история» (средняя группа)

Татьяна Абрамова
Опыт работы по патриотическому воспитанию по проекту «Моя семья, ее история» (средняя группа)

Мало кто из взрослых, а тем более из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Ввиду загруженности родителей, отсутствия связей поколений, когда бабушек и дедушек попросту нет, либо они заняты работой, дети из-за этого мало представляют себе, что такое семья, кто именно входит в их семью, почему именно определенные люди могут в нее входить. Порой, дети не знают, как зовут их родителей, кем им приходятся братья и сестры, почему у них по две бабушки. Получается, что дети духовно «оторваны» от семьи. Конечно, никакого чувства не возникает у них, когда с ними просто ведут беседу о семье, о родителях, братьях, дедушках и бабушках. Возникла идея разработать и внедрить в работу проект по патриотическому воспитанию, формированию патриотизму наследника детей дошкольного возраста «Моя семья, ее история», чтобы помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у них любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому. В проекте представлены нетрадиционные методы и приемы работы по данной теме, а также совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Прежде, чем начать работу по данной теме мною был проведен опрос детей и родителей Кто такая прабабушка? Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род? Проведено родительское собрание: на котором пригласила принять участие в проекте «Моя семья и ее история», где обсудили возможности реализации проекта, определили его содержание, составили план мероприятий.

Содержание, формы и методы воспитания у детей дошкольного возраста семейных ценностей весьма разнообразны. И для реализации проекта я использовала следующие формы и методы, про которые я хочу рассказать. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Это Я и моя семья». На призыв принять участие, многие родители с радостью откликнулись и специально для такого случая отобрали из семейного фотоархива самые удачные фотоснимки. Фотографии семей воспитанников мы постарались представить в виде альбома, где можно увидеть семейные портреты, сюжетные зимние и летние фотографии - где дети играют с папой или мамой, с любимым дедулей, катаются на лыжах. На многих запечатлена семья на празднике, на отдыхе, на природе или в домашней обстановке. Трудность именно этой работы состояла в том, что как оказалось, сейчас во многих семьях нет общих фотографий. Проведя такую выставку, родителям была предоставлена возможность сделать семейный снимок.

Известно, что Семья — это маленькое государство, у которого есть свои символы. Одним из таких символов является герб, на котором изображены: происхождение рода, интересы, обычаи, традиции семьи. В нашем детском саду была организована творческая выставка «Герб моей семьи», где родителям и детям была предложена возможность создать свой собственный герб семьи, который отражал бы их личные качества и интересы. Каждая семья подошла к созданию своего герба с творческим вдохновением. В результате появились уникальные произведения, отражающие индивидуальность и ценности каждой семьи. Гербы стали не только отражением семейных традиций, но и символом единства и поддержки, которые царят в домах наших воспитанников. Благодаря этой выставке дети узнали, что герб – это не просто картинка, он показывает, что каждая семья отличается от других семейными обычаями, традициями и интересами.

В ходе проекта организовали выставку «Мой папа на работе», а самые активные родители, свои рисунки дополнили видеороликами. Авторы видеороликов представили эксклюзивные интервью родителей для своим детей, рассказав детям о выборе своей профессии, ее особенностях и значимости.

Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, то основная часть работы по формирование семейных ценностей происходит через сюжетно-ролевую игру.

В частности, сюжетно-ролевая игра учит ребят понимать, что такое семья, какие обязанности бывают у каждого в семье, как принимать на себя роль и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, соблюдать правила. Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка положительными эмоциями. В течение года игровая среда дополняется и изменяется, пополняется готовым материалом или создается совместно с детьми и родителями.

Помимо спальни, больницы, активно используются кукольная столовая и кухня в игровом уголке, оборудование и атрибуты к игре «Магазин», «Парикмахерская», «Строитель».

С целью обогащения игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «У нас гости», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей». В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. В ходе игр усваиваются термины родства, формируются представления о составе семьи, о взаимоотношениях и взаимопомощи в семье.

Работу в данном направлении проводим комплексно. Используем разные художественные средства (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя семья», изготовление подарков для гостей, приглашение на праздничный концерт и т. д.)

В формировании чувства долга и ответственности большую роль играет чтение художественной литературы: сказки. Женский образ отражается в русской народной сказке такими качествами, как трудолюбие, хозяйственность, скромность и терпеливость («Рукодельница», «Марья-искусница»). Мужской образ выражается в силе, смелости, храбрости и уверенности в себе («Иван Царевич и серый волк»). сказках множество ситуаций нравственного выбора. Посредством сказки ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Используем рассказы и повести Л. Толстого, К. Ушинского, Н. Носова т. д., ребята рассуждают вслух, изучают и обсуждают мотивы поступков других людей, делают выводы.

Еще одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду взрослых. Ребенок привыкает к труду, наблюдая за взрослыми. Ведь они выполняют довольно большой объем работы – стирают одежду, моют посуду, убирают групповые комнаты и так далее. Мы усиливаем этот интерес, рассказывая детям, в чем смысл каждой обязанности, какую большую пользу приносит ее выполнение. Довольно быстро ребенок выражает желание поучаствовать. Давая несложные поручения, излагая их в игровой форме ребенок учиться понимать значение труда в жизни семьи и важность овладения различными трудовыми умениями — это важно для развития бытовых игр в воспитательном отношении.

Регулярные специально организованные развивающие мероприятия по семейному воспитанию с детьми способствуют наиболее эффективной социализации и помогают освоению воспитанниками социальных ролей в семье.

В своей работе с семьей я опираюсь на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Чтобы вызвать у детей интерес к традициям своей семьи, воспитать любовь к своим близким, к своему дому, в детском саду проводим досуг «День именинника», в этот день с детьми и родителями водим хороводы, читаем стихи, проводим чаепитие, дарим детям подарки, которые родители приобретают заблаговременно. Также совместно с родителями в группе оформили уголок именинника, в котором размещаем фото и поздравление для именинника.

Праздник, посвящённый Дню матери и Международный женский день, 8 марта проводим в форме утренника или концерта. В эти необыкновенно тёплые, добрые и трогательные дни дети признаются своим мамам и папам в любви, читают стихи, исполняют задушевные лирические песни. В благодарность и в память о праздниках в заключении дети преподносят подарки, сделанные своими руками. С помощь праздников мы формируем у дошкольников семейные ценности, образ матери, женщины как хранительницы семьи.

Для пап традиционно проводим досуги «День защитника Отечества» и «День отца» в форме спортивного мероприятия, участниками которого являются дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие. Участие приглашённых мам и пап в конкурсах, эстафетах вызывают у ребят чувства гордости за своих родителей. Интересно подобранные конкурсы не оставляют равнодушными ни самых стеснительных мальчишек и девчонок, ни самых серьезных родителей. С помощь досугов мы формируем у дошкольников семейные ценности, образ отца как защитника семьи и своего Отечества.

Одним из нетрадиционных способов взаимодействия детского сада и семьи по патриотическому воспитанию является работа с историей рода. Ценность представляют не только знания о родовых корнях, но и вещественные свидетели жизни поколений. Предметы, которые были спутниками близких людей, поговорить или прикоснуться с которыми порой уже нет возможности.

Благодаря предметам, которые стали семейными реликвиями мы можем узнать, чем занимались эти люди, чем интересовались, что любили. Работа с семейными реликвиями помогает осознать значимость каждого отдельного человека, позволяет почувствовать принадлежность к семье и к роду.

Семейные реликвии – это предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке, или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи.

Мы совместно с родителями организовали выставку «Семейные реликвии», с целью воспитания ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению. Каждая семья смогла выставить и рассказать о своей семейной реликвии, которая передалась им по наследству.

В нашей выставке было представлено несколько видов семейных реликвий -Монеты, Письменные источники

А также предметы быта. Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. Реликвии – это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки. Если дошкольники будут знать историю своей семьи, своего рода, то у них проснется интерес к истории малой Родины, повысится уровень взаимопонимания в семье, ведь общее дело объединяет. Всё это будет способствовать развитию таких моральных качеств, как чувство патриотизма и гражданственности, формированию у детей дошкольного возраста интереса к своей семье, ее истории.

В работе по теме «Моя семья» была самая большая сложность – донести до детей родственные отношения. Очень сложно детям осознать, кем им приходятся их братья и сестры, родители, почему у них две бабушки, а у кого-то три, почему соседи не входят в число их родственников. Мне в этой работе помогло «Древо семьи». Это такое дидактическое пособие, которое может показать все родственные отношения. Это еще одно направление в работе по формированию семейных ценностей и знания о своем роде, семье, где дети могут увидеть не только самых родных, но и дальних родственников, понимая, что они – это тоже часть их семьи. Описать, насколько важен сам процесс создания такого генеалогического древа, невозможно. Ведь родители, зачастую, и сами не знают свои корни. Как интересно встретиться с дальними родственниками или родителями, спросить у них о своей семье, о тех, кто забыт или потерян, а потом рассказать своему ребенку с тем, чтобы и он мог поделиться своей «радостью» в дошкольном учреждении. Дети очень любят рассказывать о своей семье. Очень приятно видеть «горящие» глаза детей, когда им есть чем поделиться с другими детьми и воспитателями, показать фотографии.

Очень здорово, когда родители предложили такое древо дополнили родословной книгой, где они подробно описали членов их семьи, которых указали на семейном древе, раскрыли семейные традиции и привычки. В работе с древом дети рассказывают о членах семьи, ассоциируют их с определенными занятиями, хобби, привычками или яркими впечатлениями, связанными с конкретным человеком. Например, они говорят, что с этой бабушкой мы играем в прятки, папа свободное время проводит в гараже, с братом мы вместе играем в футбол. К данным пособиям было разработано дидактическое пособие, с пояснениями, что такое родословное древо и родословная книга, как правильно составлять. Изучив это пособие, мы узнали, что родословная книга должна содержать данные об истории возникновения фамилий. Тем самым мы создали альбом история моей фамилии, в котором родители описали происхождение и значение фамилии каждой семьи, Данные дидактические пособия дают очень много в области нравственно-патриотического воспитания. Их также мы используем и для развития речи. Когда ребенок, рассказывая о своей семье, он называет членов своей семьи ласковыми словами; подбирает прилагательные, обозначающие внешний вид, одежду человека; узнать человека по описанию, по виду деятельности, профессии, по существительным – предметам обихода.

задачи, которые мы реализуем с помощью дидактического пособия «Древо семьи», в области «Моя семья», — это, прежде всего, формирование целостного представления о семье, расширение представления о родственных связях и отношениях, закрепление знания имен и фамилий всех членов семьи.

В современном мире игровые макеты становятся все более популярными среди педагогов дошкольных учреждений. Они не только привлекают внимание детей, но и способствуют обучению и развитию. Один из таких макетов «Русская изба», который изготовили наши родители позволяет детям погрузиться в атмосферу старинной русской деревни и познакомиться с ее особенностями. Он помогает детям лучше понять и запомнить традиции, культуру и быт наших предков. Создание макетов русской избы собственными руками развивает у детей фантазию, мелкую моторику, а также укрепляет понимание и уважение к культурному наследию своей страны. Основная цель использования патриотических макетов русской избы — это формирование у детей уважения к своей семье стране, ее истории и культуре. Путешествие в прошлое через создание макетов позволяет детям лучше понять, откуда они сами и каковы корни их семьи. Патриотический макет русской избы — это не просто игрушка, это возможность для детей погрузиться в атмосферу старины, почувствовать себя частью истории своей страны. Благодаря детально проработанным деталям макета, игроки могут увидеть, как выглядела настоящая изба, что в ней находилось, как люди жили и работали, как выглядело прошлое, у детей есть возможность наглядно увидеть, как жили русские люди, как украшали свой быт и какие они соблюдали обычаи, это помогает ребятам лучше представить себе прошлое и понять, каким был мир раньше. Использование макета «Русская изба» открывает широкие возможности для обучения и развития детей. Все это способствует развитию речи, социализации, творческих способностей и эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей, знакомство дошкольников с предметами домашней утвари, их предназначением и названиями (крупник, чугунок, ухват, полевик, горшок, крынка, кувшин, самовар, и т. д.) Макет «Русская изба» удобен своей мобильностью.

В дополнение к макету «Русская изба» родители изготовили макет современное жилье, где дети узнали о современной семье, ее устоях, традициях и обычаях, только уже в современном мире. С помощью этих макетов дети видят разницу поколений, семейных ценностей.

Изучив историю своей семьи, мы переходим к изучению «Семейных традиции», если в семье есть свои, присущие только ей привычки и традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка.

Публикации по теме:

Опыт взаимодействия ДОУ и социальных партнеров по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковОпыт взаимодействия ДОУ и социальных партнеров по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Сообщение «Опыт взаимодействия ДОУ и социальных партнеров по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"«Воспитание любви к родному.

Фоторепортаж к проекту «Как хлеб на стол пришёл» (средняя группа)Фоторепортаж к проекту «Как хлеб на стол пришёл» (средняя группа) Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фоторепортаж работы с детьми по проекту «Как хлеб на стол пришёл». Эта тема актуальна с детьми.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Дружная наша семья» для детей 3–4 летКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Дружная наша семья» для детей 3–4 лет Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Дружная наша семья"Образовательные области:"Познавательное развитие" "Социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы по патриотическому воспитанию по проекту «Моя семья, ее история» (средняя группа)
Опубликовано: 21 мая 2025 в 10:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию по проекту «Моя семья, ее история» (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Абрамова (УИ 1658102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных