Лучший педагог года

Квест-игра «Чудеса природы Кузбасса» для старших дошкольников

Юлия Жукова
Квест-игра «Чудеса природы Кузбасса» для старших дошкольников

Методическая разработка

по организации и проведению квест-игры

«Чудеса природы Кузбасса»

для детей старшего дошкольного возраста

Составили: педагоги

Жукова Ю. К.

Михайлова Т. И.

Новокузнецкий городской округ, 2024

Содержание

Введение…. 3 Особенности организации квест-игры…4 Конспект квест-игры «Чудеса природы Кузбасса» для детей старшего дошкольного возраста…. 5 Список литературы….…. 11

Введение

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы у детей дошкольного возраста, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни. Реформы в сфере образования и модернизации современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех детей, реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

Образовательный квест – игра – это своего рода проблема, которая ставится перед детьми, где они должны реализовать образовательные задачи. Актуальность использования тематических квестов для повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста обусловлена рядом обстоятельств.

Первое обстоятельство-это повышение интерактивности педагогических средств, увеличение доли игровых тренажеров, которые позволяют воссоздать значительное число условий решения тех или иных задач.

Второе обстоятельство связано с тем, что цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

Третье обстоятельство обусловлено предоставлением информации разными каналами восприятия.

Особенности организации образовательной квест - игры

Как и любая технология образовательный квест (далее - ОК) имеет свою структуру. При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, учитывая ту категорию участников, то пространство, где будет проходить игра, написать сценарий. Первым этапом подготовки ОК всегда будет формулировка основной идеи и цели. Структура образовательного квеста может содержать введение, в котором прописываются сюжет и роли, задания, список информационных ресурсов, порядок выполнения, итоги, призы.

Краткое описание игры.

1. Квест (с англ. Quest — «поиск, поиск приключений») – пешая командная игра. Квест- это игра, состоящая из разнообразных заданий, что позволяет адаптировать ее к различным условиям.

2. Игра включает в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые точки.

3. На каждой точке команде будут предложены задания различного характера

Этапы квеста:

1. Начальный этап образовательного квеста (длительность – 3-5 минут). Ведущий обращается к участникам со вступительным словом. Он создает позитивный настрой на работу, объявляет тему.

2. Ролевой этап образовательного квеста (длительность – 30минут) Участники проходят станции, выполняют задания и получают кристаллы за правильность выполнения задания и проходят на следующую станцию.

3. Заключительный этап образовательного квеста (длительность – 3-5 минут) На заключительном этапе участники визуализируют полученные знания, презентуют совместный продукт. Получают награду.

Конспект квест-игры «Чудеса природы Кузбасса»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение представления детей об истории, культуре, природе Кузбасса.

Задачи:

Обучающие: Формировать познавательный интерес к малой родине, природным богатствам родного края, посредством расширения знания о главных достопримечательностях Кемеровской области - «Семи чудесах Кузбасса».

Развивающие: Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края, воспитывать уважение к труду, развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти, мышления.

Воспитательные: Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине; развить чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи.

Предварительная работа:

- Просмотр видеосюжетов, иллюстраций, фотографий, посвященных Кузбассу;

- Просмотр презентации «Семь чудес Кузбасса»;

- Просмотр презентации «Животный мир Кемеровской области»;

- Просмотр презентации «Растительный мир Кемеровской области»;

- Разрезные картинки «Семь чудес Кузбасса» с заданиями;

- Знакомство с гербами городов Кемеровской области;

-Знакомство с картой Кузбасса (с муниципальными районами области);

- Дидактические игры: «Профессия – шахтер», «Во саду ли, в огороде», «Гербы городов Кузбасса».

Правила игры:

1. Квест проводится в 7 этапов (7 станций):

- 1 станция: «Поднебесные зубья» - необходимо собрать карту Кемеровской области.

- 2 станция: Музей-заповедник «Томская Писаница» - соотнести силуэты животных с их контурными изображениями.

- 3 станция: Музей-заповедник «Кузнецкая крепость» - отгадать загадки.

- 4 станция: «Азасская пещера» - произвести археологическую раскопку.

- 5 станция: скульптура «Золотая Шория» - определить на вкус дары Кузбасса и соотнести с изображением.

- 6 станция: «Мариинск» - соотнести название города с гербом.

- 7 станция: Монумент «Память шахтерам Кузбасса» - произвести исследования с углем.

2. Время игры на каждой станции 5- 10 минут.

3. На игровой точке команду встречает ведущий и предлагает выполнить задание, после которого команда получает кристалл и размещает его на карте Кемеровской области на месте расположения достопримечательности.

4. Обязательным условием участия является выполнение правил техники безопасности.

5. По итогам квеста участники награждаются медалями.

Ход квест-игры.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей квест - игре «Чудеса природы Кузбасса». А что такое квест? "Квест - это невероятные приключения!", в которые мы сейчас с вами отправимся. Сегодня мы свами побываем во всех знаменитых и заповедных уголках Кузбасса. А что такое Кузбасс? Правильно – это край, в котором мы с вами живем. А пройти все испытания вам помогут ваши знания, находчивость и смекалка.

2. Основная часть.

1 станция: «Поднебесные зубья»

Задание: Выложить карту Кемеровской области из муниципальных районов. - Ребята, посмотрите на карту Кемеровской области. Она занимает большую по площади территорию и разделена на районы. Давайте сейчас соберём и назовем все районы Кемеровской области.

После выполнения задания дети рассказывают стихотворение о Кузбассе и его первой достопримечательности «Поднебесных зубьях».

Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьётся оно. И отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи, и в каждом из нас

Пульсирует гордое имя – Кузбасс.

Поднебесные Зубья – это один из живописнейших горных районов рядом с городом Междуреченск. Район Поднебесных Зубьев пользуется большой популярностью у туристов, совершающих летние пешие и зимние лыжные походы. Зимой здесь катаются горнолыжники и сноубордисты, а в летний сезон сюда приезжают спортсмены-водники, использующие горные реки для водного туризма.

Дети получают кристалл с буквой «А» и закрепляют его на карте Кузбасса на месте расположения «Поднебесных зубьев».

2 станция: Музей-заповедник «Томская Писаница»

Задание: найти силуэты животных и соотнести их с контурами.

- Ребята, все животные Кемеровской области разошлись по лесам и их не так просто найти. Давайте возьмем волшебные бинокли (сделать из пальцев рук «бинокли».) и найдем все силуэты. А сейчас назовите их и соотнести с контурами, изображенными на картинке.

После выполнения задания дети переворачивают картинку с дикими животными, называют вторую достопримечательность Кузбасса – «Томскую писаницу» и рассказывают о ней: «Томская Писаница» расположена на правом берегу реки Томь. Здесь можно увидеть наскальные рисунки. Всего на скалах обнаружено около трехсот рисунков, среди которых изображения разных животных (лось, медведь, лиса, волк, птиц и загадочных знаков.

После выполнения задания дети получают кристалл с буквой «У» и закрепляют его на карте Кузбасса на месте расположения «Томской писаницы».

3 станция: Музей-заповедник «Кузнецкая крепость»

Задание: Отгадать загадки о военной технике, военных.

- Ребята, сейчас будьте внимательны. Я буду загадывать вам загадки, а вы дружно отвечайте. Если правильно отгадаете все загадки, то сможете назвать третью достопримечательность Кузбасса.

Рассказ детей о «Кузнецкой крепости»: Кузнецкая крепость — это памятник истории и архитектуры, а внутри крепости располагается музей. Построена она была в 19 веке для защиты от китайской угрозы и является единственным каменным сооружением этого времени, сохранившимся до наших дней. С момента постройки крепость ни разу не использовалась по назначению в военных действиях.

После выполнения задания дети получают кристалл с буквой «Б» и закрепляют его на карте Кузбасса на месте расположения «Кузнецкой крепости».

4 станция. «Азасская пещера»

Задание: Найти спрятанную картинку.

- Ребята, сейчас мы с вами попали на археологические раскопки. С помощью коктейльных трубочек раздуйте песок, и назовите спрятанную находку (снежный человек, а теперь переверните картинку и назовите четвертую достопримечательность Кузбасса – «Азасскую пещеру».

Рассказ детей: Азасская пещера — пещера, расположенная рядом с городом Таштагол. Общая протяженность пещеры составляет 7 километров. Из пещеры вытекает ручей Азас. Это глухое место прославилось несколько лет назад, когда местные охотники увидели недалеко от пещеры «большое лохматое существо трехметрового роста». При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы на песке. Говорят, что именно в этой пещере живет «снежный человек».

Дети получают кристалл с буквой «С» и закрепляют его на карте Кузбасса на месте расположения «Азасской пещеры».

5 станция: Скульптура «Золотая Шория»

Задание: С закрытыми глазами определить на вкус, из каких ягод сварено варенье.

- Ребята, Кемеровская область богата ягодами. Ягоды - очень полезный продукт богатый витаминами и полезными веществами. Что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье, сок, джем, желе.) Сейчас вы закроете глаза и на вкус попробуете определить, каким вареньем я вас угостила.

Дидактическая игра «Какое варенье?» – Из малины какое варенье? Из малины малиновое варенье и т. д. – Из смородины – Из земляники – Из облепихи – Из шиповника – Из черники

После определения всего варенья на вкус, дети переворачивают картинки, отгадывают и называют пятую достопримечательность Кузбасса – скульптуру «Золотая Шория» и рассказывают о ней: Золотая Шория — это огромная бронзовая скульптура, расположенная в городе Таштагол. На шее лося сидит изящная шорская красавица. В руках у девушки чаша, символизирующая духовное богатство и изобилие. Сама скульптура символизирует преемственность поколений и является символом благополучия Горной Шории.

Дети получают кристалл с буквой «С» и закрепляют его на карте Кузбасса на месте расположения скульптуры «Золотая Шория».

6 станция: «Мариинск»

Задание: Прочитать название города и найти картинку герба, который ему принадлежит.

- Ребята, мы пришли на следующую станцию. Здесь гербы. Что такое герб? - Правильно. Герб-это эмблема страны или города. В Кемеровской области насчитывается 19 городов. Все они имеют свой герб. Вас ждет еще одно задание: прочитайте название города и найдите его герб.

Дети выполняют задание, переворачивают картинки, отгадывают и называют шестую достопримечательность Кузбасса – город Мариинск. Рассказ детей о городе: Мариинск — один из старейших городов Кузбасса. В этом городе сохранилось очень много старинных зданий, поэтому весь город Мариинск можно считать достопримечательностью. В городе насчитывается 74 памятника архитектуры. За последние годы в городе появились новые музеи, памятники, посвященные истории города.

Дети получают кристалл с буквой «К» и закрепляют его на карте Кузбасса на месте расположения города Мариинска.

7 станция: Монумент «Память шахтерам Кузбасса»

Задание: Изучить свойства угля.

- Все наши дети очень любознательные – любят получать новые знания. И я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, чтобы исследовать свойства угля. Вы уже не просто дети, а лаборанты! Если вы не против, то я буду вашим научным руководителем.

Дети приступают к исследованию свойств угля и делают выводы:

- уголь чёрный и блестящий;

- у угля нет запаха;

- уголь тяжёлый (тонет в воде);

-уголь очень твёрдый, но не прочный;

- уголь пачкает;

-уголь горит (самое главное свойство угля).

Исследуя свойства угля, дети переворачивают карточки с условными обозначениями, отгадывают и называют седьмую достопримечательность Кузбасса – монумент «Память шахтерам Кузбасса». Рассказ детей о памятнике: Монумент «Память шахтерам Кузбасса» — является символом героического шахтерского труда и посвящен памяти погибших горняков Кузбасса. Он расположен в городе Кемерово на правом берегу реки Томь. Памятник представляет фигуру шахтера, держащего в руках пылающий уголек, символизирующий горячее сердце. Шахтер держит в руках свое сердце, как бы отдавая его людям, а в груди его горит вечный огонь.

Дети получают кристалл с буквой «З» и закрепляют его на карте Кузбасса на месте расположения памятника.

3. Подведение итогов и награждение

После выполнения всех заданий, дети читают название нашего края – Кузбасс. Молодцы, ребята! Пройдёт каких-нибудь два десятка лет и вы, юные жители нашего края, станете его хозяевами. Вы займёте места рядом со своими родителями: в школах, больницах, на заводах, в шахтах. От вашей заботы и любви к родному краю будет зависеть его благополучие и процветание. А сегодня вы показали, что хорошо знакомы достопримечательностями Кемеровской области. Вам, как знатокам родного края, я вручаю медали с символикой области. Игра окончена.

Список литературы

1. Осяк, С. А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова, Е. Н. Яковлева, О. Б. Лобанова, Е. М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012.

3. Сокол, И. Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТграмотности педагогов [Текст] И. Н. Сокол // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 36–40.

4. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования// Современные проблемы науки и образования. -2016.-№6.

5. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

Публикации по теме:

Квест-игра «Путешествие в страну финансов» для старших дошкольниковКвест-игра «Путешествие в страну финансов» для старших дошкольников Квест-игра: “Путешествие в страну финансов” Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Финансовая грамотность-это.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Авторы: Бойко М. В., Климова Е. С Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Квест-игра «Пасхальные чудеса» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра «Пасхальные чудеса» для детей старшего дошкольного возраста Квест- игра «Пасхальные чудеса» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест-игра «Чудеса природы Кузбасса» для старших дошкольников
Опубликовано: 21 мая 2025 в 17:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квест-игра «Чудеса природы Кузбасса» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Жукова (УИ 1132635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных