Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Ганюкова Валентина Михайловна
Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веснянка»

общеразвивающего вида

с приоритетным

осуществлением познавательно-речевого направления

развития детей

села Красногвардейского

Красногвардейского района

Ставропольского края

Организация работы

по предупреждению детского

дорожно-транспортного

травматизма

Опыт работы

МКДОУ Детском саду №18 «Веснянка»

по предупреждению

детского дорожно-транспортного травматизма

«Школа дорожных наук»

В 2014-2015 учебном году работа по профилактике безопасности дорожного движения началась с 1 сентября. В ходе проведения целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!» были организованы и проведены родительские собрания, на которых состоялись беседы с родителями по мерам соблюдения правил безопасности.

«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Именно поэтому, мы считаем, что актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема опыта нашего детского сада: «Школа дорожных наук», целью которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Эту проблему успешно решают педагоги нашего детского сада. Наше дошкольное образовательное учреждение работает по основной общеобразовательной программе детского сада, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Мы руководствуемся следующими документами:

нормативно-правовыми:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция ООН о правах ребенка»

- «Правила дорожного движения Российской Федерации» (утверждены постановлением Совета Министров – правительством РФ; изменения и дополнение введены с 01.01.2006г.);

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196 –ФЗ «О безопасности дорожногодвижения»;

Научно –методическими:

- годовой план работы;

- календарно-тематические планы;

- материалы научно-методических изданий;

- мониторинг знаний правил безопасности поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе;

- методические разработки для родителей, детей, педагогов.

Материально-техническими:

- уголки в группах по ПДД;

- библиотека методической и художественной литературы;

- наглядно-дидактические пособия.

Кадровое:

- повышение квалификации педагогов.

- привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД.

Информационно-содержательное:

- содержание информационного банка данных: разработка игр-занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок;

- формы работы с родителями;

- консультации для педагогов;

- сбор текущей информации;

- о результатах мониторинга;

- посещенных занятий;

- проведение консультаций;

- контроль за проведением занятий по ОБЖ;

- проверка документации педагогов;

- организация работы с родителями (консультация, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);

- взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;

- систематическое оформление информационного стенда.

Цель нашей работы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);

- отслеживать уровень знания и умений детей в начале и конце учебного года;

- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;

- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;

- использовать возможность ДОУ и материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Наша работа построена по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них станут сразу после детского сада самостоятельно ходить в школу.

Задачи в разных возрастных группах:

Младшая группа:

- познакомить детей с работой светофора;

- формировать представления об улице;

- учить различать виды наземного транспорта.

Средняя группа:

- уточнить знания детей о назначении светофора,

- познакомить с квалификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;

- расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

Старшая группа:

- продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения;

- воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;

- познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

Подготовительная к школе группа:

- продолжить знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;

- совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;

- познакомить с работой регулировщика.

Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное воспитание и развитие, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого мы стараемся изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Воспитывая дошкольников, наши педагоги применяют такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на

играх-занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Работая с детьми, мы используем следующие принципы воспитания и обучения:

• единство;

• постепенность;

• доступность ;

• наглядность.

Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Воспитание общей культуры поведения начинаем в младших группа, на третьем году жизни ребенка. С этого времени мы начинаем готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода. В течение года научились различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Воспитатели первой младшей группы проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учим понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Воспитатели этой группы организуют и постепенно направляют познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомим с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.

Большое внимание в ознакомлении детей 4-х лет с некоторыми правилами дорожного движения мы отводим прогулкам. Темы и содержание их намечали в соответствии с ООП детского сада и учетом окружающих условий. Дети наблюдали за движением транспорта и пешеходов, узнали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, научились узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. Например, в светофоре загорелся зеленый свет - и лишь после этого люди стали переходить дорогу.

В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

В средней группе воспитатели продолжают работу по развитию ориентировки в окружающем. Воспитатели познакомили детей с трудом

водителей некоторых видов транспорта, рассказывали им о назначении желтого сигнала светофора, объясняли правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомили детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

В своей работе с детьми воспитатели широко применяли дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учили детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепили знания сигналов светофора, правила для пешеходов.

Дети участвовали в праздниках по ПДД («Зеленый огонек», «В гостях у светофора», в которых воспитатели стремились воспитывать у детей чувство радости, интереса, желания участвовать в играх на ориентирование в пространстве, исполнять песни по ПДД, разыгрывать дорожные сценки, участвовать в веселых стартах, подвижных и дидактических играх.

В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях и прогулках воспитатели закрепляли представления детей о проезжей части. Их познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на играх- занятиях, прогулках и экскурсиях, а также на собственной автоплощадке, на которой обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, установлены светофоры, дорожные знаки.

В группе много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с воспитателем. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей этой группы проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Красный, желтый и зеленый», КВН «Азбука улиц и дорог». Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время художественной литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения мы организовываем так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Весь материал для работы с детьми воспитатели поделили на группы.

В первую группу вошли дидактические игры «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» и др. В своей работе часто

используем словесные методы, проводим словесные игры: «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке».

Вторая группа - игры на развитие логического мышления: кроссворды, лабиринты, ребусы, которые способствуют формированию интеллектуальной активности детей.

Третья группа- настольно-печатные игры «Кто отличник- пешеход», «Светофор», «Как Буратино учился ходить», «Лото», «Домино» и др. Их мы используем для уточнения и закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Четвертая группа объединила материалы по современным нестандартным играм «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай».

В пятой группе собраны знаки и серии плакатов: «Обучайте предвидеть опасность», «Дорожная грамота» и др.

В шестой группе мы объединили материалы в помощь воспитателям и родителям. Это конспекты занятий, развлечений, консультаций, доклады, папки-передвижки.

Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для закрепления полученных знаний на занятиях, в играх мы организуем экскурсии и прогулки к светофору, в комнату безопасности ГИБДД. Здесь дети непосредственно на практике знакомятся, как переходить улицу, как работает светофор и на какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу, закрепляют знания правил пешеходов и пассажиров. Старшие дошкольники активно участвуют в работе агитбригады «Юные инспектора движения» («ЮИД»): показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ.

Чтобы не останавливаться на достигнутом, воспитатели постоянно повышают свои знания. Это и тематические дни, методические часы, встречи с сотрудниками ГИБДД, конкурсы, обзор новой методической литературы, просмотры занятий, вечера развлечений, досуги.

В методическом кабинете находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей по правилам дорожного движения. В методическом кабинете имеются наглядные учебные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный, дидактический материал, макеты улиц, схемы, мультимедийное оборудование, диски DVD, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарной); куклы одетые в форму регулировщика; необходимые атрибуты для управления движения - жезлы, светофор, методическая художественная литература, библиотечный фонд, литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений. Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД.

Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения

на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях мы широко используем:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

-родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);

- деловые игры и тренинги;

- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

- совместные праздники и развлечения;

- выпуск стенгазеты для родителей.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения, именно руками родителей были изготовлены красочные костюмы для агитбригады, созданы и установлены макеты машин.

Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.

Проводимая нами работа по обучению детей ПДД оправдывает себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Результативность нашей работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Исходными условиями данной работы являются знания педагогами задач по привитию навыков дорожной безопасности, связь детского сада и семьи в данном вопросе. Показателями эффективности нашей работы являются:

- знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);

- умение ориентироваться в дорожных ситуациях.

В планах на будущее, мы бы хотели усовершенствовать нашу автоплощадку: пополнить детским транспортом (автомобилями, велосипедами, самокатами). Пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения, дорожными знаками, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.

Содержание данной работы мы бы хотели распространить среди других дошкольных учреждений по изучению правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе, мы фиксируем в таблицах и отражаем графически.

Рекомендуемая учебно-методическая литература:

1. «Программа От рождения до школы»» под редакцией Е. Н. Вераксы.

2. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук» Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Москва «Сфера» 2010г.

3. О. В Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград,2008г.

4. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения», Москва,2007г

5. «Методические указания по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения», Ставрополь, 1987г.

6. Л. В. Горохова «Уроки светофора», «Массинформ», 1993г.

7. Извекова Н. А, Медведева А. Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М., 2005.

8. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, «Как обеспечить безопасность дошкольников», Москва «Просвещение», 1998г.

9. Р. И. Болтенко, Г. С. Зубенко, Е. Н. Левшина, «Обучение дошкольников правилам безопасного движения», Ставрополь СКИПКРО, 2005г.

10. Э. Я. Степанникова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения», Москва Просвещение 1979г.

Публикации по теме:

Годовой план работы по профилактически детского дорожно-транспортного травматизма Годовой план работы по проведению профилактических мероприятий детского дорожного – транспортного травматизма Группа Средняя. сентябрь.

Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков поведения на дорогах ОПЫТ РАБОТЫ МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 52 «Жемчужинка» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков.

Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Осторожно, пешеход!» Цель: Уточнять знания детей об элементах дорог (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.

Организация работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Развитие сети дорог в стране и резкий рост количества транспорта, как в личном пользовании, так и в народном хозяйстве, породили целый ряд.

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Цель: Создание условий максимально обеспечивающих процесс усвоения детьми правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений.

Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУРабота по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ Выучим мы срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно ехали улицей водители. Ю. Яковлев Высокий уровень.

Система работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к увеличению, а не к снижению, что.

Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями воспитанников в ДОУ Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна вести в системе и охватывать все формы работы в данном направление.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием макетов Для использования в дошкольных образовательных учреждениях различных форм работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного.

Тренинг для родителей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма Мы очень рады, что вы пришли на наш мастер­класс, посвященный предупреждению детского-дорожного травматизма! По статистике, за неполных.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Опубликовано: 17 мая 2016 в 17:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стихи «Правила движения достойны уважения»
Авторские стихи на тему "Правила движения достойны уважения" 1. "Чтоб были в жизни радостные дни " ( "А я иду, шагаю по Москве") 1. Чтоб...
Фотоотчет «Творческая мастерская августа»
Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей детей. Мы продолжаем творить и наслаждаться нашим северным летом! Наше лето Материалы:...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Детям о коррупции»
Программное содержание: -познакомить детей с понятием «Коррупция», уточнить знания о честности и порядочности; - продолжать учить активно, участвовать...
Упражнения на развитие речевого дыхания
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной...
Конспект занятия «Зубы и уход за ними» с элементами аппликации и рисования
Цель : познакомить детей со значимостью зубов в жизни организма человека, важности здорового питания. Подготовка к занятию. Необходимо приготовить...