Получи документы

Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Лисая
Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Составила воспитатель МБДОУ Детский сад 32 Лисая Татьяна Игоревна

Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Сегодня в своей презентации я представляю опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Публикация «Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодиться в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности, в том числе и музыкальные: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театральная деятельность.

Слайд 2 Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…. О. П. Радынова

Послушайте высказывания о театральной деятельности и театре.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

В. А. Сухомлинский

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»

К. С. Станиславский

Слайд 3 и 4 Обратите внимание на цели и задачи, которые я поставила.

Цель: формирование творческой личности ребенка через театральную деятельность, развитие вербальной и невербальной стороны речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных занятий.

Слайд 4

Задачи:

Обучающая. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи. Способствовать формированию социально-коммуникативных качеств.

Развивающая. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения). Вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль). Специальных умений (актер, зритель). Развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными. Пополнить словарный запас.

Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов.

Слайд 5 Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие :

Нам воспитателям, надо помнить, что театрализация подразумевает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, в котором он организует условия для развития творческих способностей детей.

Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие :

– содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

– педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;

театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети и взрослые.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Слайд 6: Так какие возможности открываются для ребёнка в театрализованной деятельности?

Я могу кратко ответить на этот вопрос так:

Ребенок через театрализованную деятельность может :

1. Глубже познать окружающий вокруг него, мир.

2. Может развивать интерес к малым фольклорным формам, родной культуре, литературе, театру.

3. И стать творческой личностью.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в группе детского сада, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Слайд 7 Формы работы по театрализованной деятельности

В своей работе я использовала разнообразные формы работы, а именно:

Вы видите на слайде.

Театрализованные занятия (1 раз в неделю)

• Музей кукол

Театрализованная игра на праздниках, развлечениях, родительских собраниях

• Самостоятельная театрально-художественная деятельность

Театрализованные игры в повседневной жизни

Театрализованные игры, спектакли.

• Мини – игры на музыкальных занятиях.

• Посещение социума с родителями

• Мини игры на других занятиях.

Слайд 8 Классификация театрализованных игр.

Остановимся немного на теории.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры - драматизации и режиссерские игры (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребёнок создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Видами драматизации являются:

• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или, нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

Слайд 9 Режиссерские игры.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

Классификация режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризной, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Театр на фланелеграфе. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Режиссё рские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Слайд 10 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности с детьми, осуществляла в три этапа.

1Этап: Совместная театрализованная деятельность воспитателя и детей

• Знакомство с понятием «театр»

• Рассказы об истории разных театров

• Кто работает в театре. «Закулисье».

Театральные профессии

• Правила поведения в театре. Беседа: «Как вести себя в театре». Игра – инсценировка «В театре».

• Игровое упражнение «Учимся быть артистами»

• Разучивание стихов, потешек, чтение сказок,

• Организация театрализованных игр. Разыгрывание небольших сценок, игр-драматизаций).

• Сочинение новых сказок

• Придумывание окончание сказки, рассказа

• Придумывание своего сюжета уже известной сказки

• Уроки мимики и жестов. Разыгрывание миниатюр с помощью мимики и жестов.

Поучительная беседа: «Что такое сила голоса для артиста?»

На первом этапе организовывала совместную игровую деятельность, в которой детей знакомила с театрализованной деятельностью, а именно:

• С театральными игровыми технологиями, театральной терминологией, основными видами театрального искусства, с культурой поведения в театре. Знакомила детей с понятием театр, его историей, театральными профессиями, костюмами персонажей, атрибутами с целью обогащения театрального опыта.

•. В работе над спектаклем учила сочинять этюды по сказкам; развивала навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).

• Организовывала театрализованные игры (разыгрывание стихотворений, сказок, мини-сценок с использованием кукольного театра, с целью развития у них интонационной выразительности, согласованности движения и речи. Обыгрывали сказки с помощью пальчикового театра и кукол би-ба-бо, с целью активизации словаря детей, совершенствования звуковой культуры и диалогической речи. Такие игры еще способствуют развитию координации движений рук. Разыгрывание песенок, потешек помогают развивать чувство ритма, формирует правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. А для развития фантазии, воображения, творческого потенциала и развития коммуникативных способностей детям предлагала сочинить новую сказку или дополнить её, или, продолжить, или, придумать свой сюжет уже известной сказки.

• На специально запланированных занятиях по театрализованной деятельности обучали детей регулировать силу голоса, использовать интонацию при чтении стихотворения, скороговорок, вести ролевые диалоги.

Слайд 11 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

2 Этап: Организация совместной игровой деятельности детей.

На втором этапе учила детей организовывать свою театральную деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимали участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учились примерять на себя роль. Все это способствовало формированию эмоционально положительного отношения.

Организовывала игры- драматизации, при этом были использованы следующие произведения: К. И. Чуковского «Муха цокотуха», Л. Н. Толстого «Три медведя»; инсценировка стихотворения «Три пингвина», «Крошечка -Хаврошечка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси лебеди» и др. При этом важно было, научить детей по - своему, передавать образ героя, понимать эстетическую сторону инсценируемого произведения, формировать художественный вкус. Специально дети не учили слова, текст произведения передавался детьми по памяти, поэтому много было импровизаций и привнесения чего - то нового в сказку.

Проводились театрализованные игры по отрывкам различных произведений. В этом случае дети уже специально учили слова. При разыгрывании мини - спектаклей дети делились на две подгруппы. Одна часть детей участвовала в театрализованной игре, а другие являлись зрителями. Затем они менялись местами. Зрители на этом этапе нужны, для того, чтобы дети смогли увидеть проявление эмоции, сопереживания у детей, подражающих поведению героев произведений, понимать художественную ценность произведения. После театрализации вместе с обсуждали услышанное, увиденное и проигранное, делали выводы. Отмечали исполнительскую деятельность и творчество детей.

Третий этап – это самостоятельная театрализованная работа, показ освоения специальных умений. На этом этапе проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров.

Заниматься театрализованной деятельностью детям очень нравится. Они с большим удовольствием участвуют в инсценировке сказок, перевоплощаются в образы сказочных героев, животных.

Благодаря проделанной работе дети стали более раскрепощенно чувствовать себя на сцене, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками. Дети с удовольствием примеряли на себя различные роли и детально передавали образы персонажей; имитировали характерные движения героев, передавали в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.

Слайд 12: Работа с родителями

Развитие театральной деятельности, накопления эмоционально-чувственного опыта у детей - это длительная работа, которая требует участия родителей. Для сближения детей и родителей к совместному сотрудничеству, эмоциональному и эстетическому развитию детей, в нашей группе работал

«Клуб выходного дня» (родители и дети собирались у кого-нибудь в гостях или на природе, проводили совместные праздники, дни рождения детей, организовывали походы музеи, библиотеку им. Коковина, в театры (кукольный и драматический). Смотрели разные спектаклями. Дети были свидетелями игры профессиональных актеров.

Чтобы пополнить знания детей и родителей о разных видах театра и уметь их применять в повседневной жизни, проводились

обучающие семинары-практикумы (совместные развивающие игры детей и родителей) «Дети и театр», «Куклы своими руками», «Куклы би-ба-бо» и пр.)

Игровые программы: «День матери», «Театр русских народных сказок», «Театральная викторина», «Сказочный КВН» (игры, мини - сценки, где взрослые и дети являются равноправными участниками).

Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Домашний театр устраиваем дома», «Поиграйте с ребятами в сказку!», «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»;

Мастер – классы: «Книжки – малышки», «Конусный театр»

Родителей информировали о репертуарах детских театров города;

Родители принимали участие в совместных выставках поделок по сказкам

Организовывали выставку рисунков по сказкам Ст. Писахова

Проводились совместные выступления детей и их родителей;

Участие родителей в театральной деятельности, вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Считаю, что без привлечения родителей в педагогический процесс по развитию у детей способностей к театрализованной деятельности и накопление у них эмоционально – чувственного опыта, невозможно.

Благодаря активности и интереса родителей, в группе обогатилась предметно-развивающая среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО.

Свою работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Мне, как воспитателю, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Слайд 13 Результаты работы представлены на слайде

Публикации по теме:

Фотоотчёт о театрализованной деятельности «Кошкин дом на новый лад» с детьми дошкольного возрастаФотоотчёт о театрализованной деятельности «Кошкин дом на новый лад» с детьми дошкольного возраста В нашем детском саду проходила неделя безопасности. С детьми проводились беседы, дидактические игры. Так же просматривали мультфильмы из.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Настала пора для знакомства ребятишек с семенами, с их посевом. В этом процессе проходит много рассматриваний, наблюдений, опытов, бесед,.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

«Потешники». Перспективный план работы с детьми по театрализованной деятельности«Потешники». Перспективный план работы с детьми по театрализованной деятельности Начало (практическая часть)Перспективный план работы в ясельной группеСентябрь – Октябрь Развлечение «Играем с кошечкой в прятки». Игра.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 14:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД