Александра Кокова
Опыт работы «Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.
Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи российского государства.
Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.
Публикация «Опыт работы „Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дошкольные образовательные учреждения являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Наличие этих проблем побудило меня уделить внимание данной теме: «Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Теоретическая база опыта
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Данный опыт разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ
от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ №124-ФЗ от24.07.1998 г. «Об основных
гарантиях прав ребёнка в РФ» (в ред. От 02.12.2013 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013 г. ;
Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ
от 29.12.1995 г. (в ред. от 04.11.2014 г.);
Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан 2011-2015 годы», Российской Федерации;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года".
Цель: создать условия для повышения уровня патриотического воспитания детей дошкольного возраста, через формирование представление детей о семье, городе, родном крае, стране.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Педагогические условия:
Изучение методической литературы по теме:
«Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной» ;
организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;
разработка перспективных планов, конспектов занятий;
специальный подбор дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО, презентации по теме;
создание обстановки эмоционального благополучия;
создание и обновление предметно-развивающей среды;
творческий подход к содержанию образования;
вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
осуществление регионального подхода к отбору содержания образовательной, игровой деятельности;
профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и социума (музейных работников, работников библиотеки, взаимодействие с родителями.
Принципы
Принцип историзма.
Принцип гумманизации
Принцип дифференциации.
Принцип интегративности.
Принцип личностно – ориентированного общения.
Принцип занимательности.
Принцип наглядности.
Методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников :
Наглядные: наблюдение, демонстрация, рассматривание, показ репродукций, слайдов, фотографий, просмотр фильмов.
Практические: моделирование, проектирование, конструирование, игра, экскурсия, экспериментирование, коллективно – творческое дело.
Словесные: объяснение, беседа, обсуждение, инструкция, рассказ, использование художественного слова, чтение художественной литературы, диалог.
Этапы реализации опыта :
I этап
Разработка системы работы : изучение научно - методической литературы, формулирование целей и задач, определение форм и методов работы, критериев оценки.
Проблемный анализ работы с детьми, родителями (законными представителями). Прогноз предполагаемых результатов.
Проанализировать состояние развивающей среды группы и уровень развития дошкольников по краеведению.
Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.
Реализация познавательно-творческого проекта с детьми 4-5 лет «Мантурово - наш дом родной».
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к родному городу, к «малой Родине».
Сформировать у детей начальное представление об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей.
Развивать творческие способности детей и их родителей.
Расширять представление детей на примере ближнего природного и социального окружения.
Вовлечение в работу родителей воспитанников, анализ результатов реализации проекта.
II этап
Пополнение группы разработками по проведению работы с детьми и родителями (альбомы с практическим материалом, дидактические игры, демонстрационные пособия, иллюстрации).
Реализация исследовательско– творческого проект с детьми 5-6 лет
«Мой край родной - частица Родины большой».
Задачи:
Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
Знакомить с различными климатическими зонами и разнообразием природой России.
Анализ внедрения инновационных технологий, методов, приемов, форм работы.
Провести повторную диагностику гражданско-патриотического воспитания и познавательного развития дошкольников по краеведению;
Дать полный анализ полученных результатов
Планирование работы по обогащению и распространению опыта на уровне города.
Обработка результатов. Выводы.
Формы организации детей :
Непосредственно организованная образовательная деятельность.
Игровая деятельность (сюжетно – ролевые и дидактические игры).
Ситуационные беседы.
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихов к празднику.
Просмотр мультфильмов.
Рассматривание иллюстраций, картин.
Продуктивная деятельность.
Выставка детских рисунков, фотовыставки.
Конкурсы, викторины. Утренники, праздники.
Экскурсии. Виртуальные экскурсии.
Результат:
Дети знают:
•Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду, дорожить семьей, домом, с удовольствием идти в детский сад);
•Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия, флору и фауну города и области;
•Свои традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России.
Заключение
Для определения уровня развития гражданско-патриотического воспитания дошкольников, была проведена педагогическая диагностика детей.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у воспитанников сформирован достаточно полный объём знаний о родном городе, крае, стране, широкие знания о природе родного края. Дети знакомы с традициями и бытом Русского народа.
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, городу, природе у дошкольников.